Михаила Александровича Врубеля.




ДОКЛАД

 

«Врубель Михаил Александрович»

Студент: Арсеньева Надежда Александровна

Группа: ЗНОу – 218

Кафедра: педагогики и психологии дошкольного начального образования Педагогического института ВлГУ

Направление: 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль: «Начальное образование»

 

Преподаватель _______________________Зотова И.А.

 

Студент_______________________________ Арсеньева Н. А.


 

 

2 слайдМихаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. В 1859 г. отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в Санкт-Петербурге, в Саратове, Одессе.

Михаил учился в классической гимназии, занимался в школе Общества поощрения художеств, брал частные уроки рисования.

Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно переменился: откуда взялась необыкновенная сосредоточенность на работе и равнодушие ко всему, что вне её! Он работал не замечая усталости, по 10 и по 12 часов в день и только досадовал, когда что-то отвлекало и вынуждало отрываться.

Осенью 1880 Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у Павла Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у Ильи Репина. Академия его не тяготила, много ему дали уроки Чистякова, его аналитический подход к построению формы. Чистяков учил рисуя, расчленять предмет на планы, "гранить" объем, выявляя его структуру, прослеживать "самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм". Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они она почти не уловима, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

Собственные произведения Чистякова немногочисленны, большей частью незакончены и малоизвестны. Но как педагог он сыграл огромную роль. У него была своя система обучения строгая, последовательная, а вместе с тем гибкая, оставлявшая простор личным склонностям, так что каждый извлекал из уроков нужное для себя. Суть системы заключалась в сознательном аналитическом подходе к рисованию и письму с натуры. Чистяков учил рисовать формой не контурами, не тушёвкой, а строить линиями объёмную форму в пространстве. Умный и проницательный Чистяков разглядел необыкновенную одарённость ученика и выделял его среди всех других

Слайд Периоды творчества.

«Церковные мотивы» в творчестве

Михаила Александровича Врубеля.

В 80-х гг. XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах. Будучи прирожденным художником, тяготевшим к воплощению сложного многопланового содержания, он проник в самую сущность византийского и древнерусского искусства, тоньше постиг особенности их образного строя, значительность заключенного в них общечеловеческого смысла. Именно поэтому, вдохновляясь памятниками прошлого, он творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого.

В начале работы в Кирилловской церкви, пробуя свои силы, Врубель написал " Благовествующего архангела Гавриила " на северном столпе триумфальной арки.4 слайд После удачно разрешенного архангела Гавриила Врубель взялся за восстановление двух сложных композиций на северной и южной стенах: " Въезд Господень в Иерусалим " и " Успение " или " Покров Богородицы " по уцелевшим фрагментам древней фресковой живописи.

Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Врубель тут провёл около полугода. Венеция много дала Врубелю и стала важной вехой в его творческом развитии: если встреча с византийским искусством обогатила его понимание формы и возвысила его экспрессию, то венецианская живопись пробудила колористический дар. И всё же он нетерпеливо ждал возвращения. С ним происходило то, что часто бывает с людьми, оказавшимися на длительный срок за пределами родины: только тогда чувствуют

Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Он словно не находил себе места: то принимал решение уехать из Киева, то возвращался опять; его потянуло к хмельному кубку жизни, он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же ещё и жестоко бедствовал, так как денег не было. Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время, он не любил откровенничать, но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис.

5 слайд Демонические мотивы в творчестве

Тема «демонизма» прошла через все творчество Врубеля. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демон жил где-то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ на иллюстрации к поэме Лермонтова.

Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи. Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации именно в этой теме.

Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая также мало согласовывалась с окружающим. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца Демона.

Глубокое постижение керамики как материала, обладающего своими собственными художественными возможностями, приводит его к ряду открытий, имеющих выдающееся значение.6 слайд По словам специалиста в области декоративно-прикладного искусства Александра Салтыкова, Врубель создал культуру сказочной восстановительной майолики в скульптуре и культуру монументальной керамической живописи в архитектуре. Глина, обогащенная окисями металлов, при обжиге уподоблялась драгоценному камню блеском и переливами, глубиной и прозрачностью цвета – в этом суть открытия Врубеля. Фантастическая игра лилового и фисташкового цвета, сияние золота усложняют пластику скульптуры, наделяют её собственной таинственной жизнью в духе символизма. (Снегурочка и Садко)

7 слайд Осенью 1874 года Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Государственного университета, который окончил шесть лет спустя, затем уже В 1880 году Врубель был зачислен студентом в Петербургскую Академию художеств. Он учился у известного педагога Павла Чистякова. Среди других его прославленных учеников были Репин, Суриков, Васнецов и Серов. Жизнь не баловала юного художника. Часто приходилось жить всего на три рубля в месяц, питаться только хлебом и водой. Но Михаил был гордым и никогда не просил взаймы.

Михаил бывал то задумчивым, то надменным, то болезненно-самолюбивым. С окружающими сходился трудно. Он мог сказать в лицо всё, что думает о человеке. Даже Репина однажды обвинил в неумении рисовать. Художественная манера самого Врубеля была неожиданна и нова. У него было свое мировоззрение и он это отражает в своих картинах. Главная особенность картин Врубеля - слить воедино реальное и фантастическое.

8 слайд Сказочные мотивы в творчестве

Вскоре, после окончания Академии художеств, Врубель устраивается работать в театр художником по костюмам и вскоре пишет картину «Царевна-Лебедь» на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

9 слайдСледующая волшебная картина, которую мы рассмотрим это "Снегурочка ". Она, также как и предыдущая, выполнена в технике мастихин. Художнику были заказаны эскизы костюмов к опере "Снегурочка". Главная героиня особенно интересовала мастера. Героиню художник взял отрывок из произведения - изобразил в момент появления на глазах у людей, и автор снова пользуется тем же приемом- показывает героиню в движении. Какое настроение передает нам картина?
Стеной стоит зимний лес за спиной героини. У ее ног сидит белка, единственный провожатый героини.

Героиня немного растеряна, хотя и достаточно уверена в себе. На губах легкая, едва уловимая улыбка. Характер героини раскрывают глаза - большие, удивленные, готовые к новым, неведомым ранее впечатлениям, знаниям, приключениям.
Интересно выполнен наряд Снегурочки. Мастер выбрал необычную технику, рельефно изобразив покрой волшебной шубы из неведомого материала.

На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, он является козлоногим Богом лесов и полей. античный бог лесов и пастбищ, покровитель охотников и пастухов. Древние греки изображали Пана безобразным существом, с телом, поросшим шерстью, с козлиными копытами, хвостом и рожками. Врублевского Пана невозможно представить в окружении южной природы, лесов и скал Греции. Он часть того мира, в котором его поселил русский художник, - мира болотистых низин, лесных чащоб, тоненьких трепетных берёзок. У него корявая фигура, шерсть на теле. Всё напоминает торчащий из земли пень: сучки – пальцы, сжимающие свирель, его морщинистое стариковское лицо, голова, украшенная рожками, и, как завитки стружек волосы, усы и борода. Глаза его, прозрачные и голубые, смотрят каким-то невидящим взглядом и цветом своим перекликаются с цветом воды в речке, мелькающей в кустах. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.

Древнегреческая история о рождении первой флейты: Однажды лесной Бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.

10 слайдПеред намипроизведение «Сирень».

В мае 1900 года Михаилу Александровичу довелось оказаться в гостях у семейства Арцыбушевых на хуторе в Черниговской губернии, расположенном недалеко от станции железной дороги Плиски. Здесь росло много сирени, которую и увидел Врубель. Картина "Сирень" была написана сразу же, непосредственно в мастерской Константина Арцыбушева, а сам цветок стал лейтмотивом многих его творений. Творение было написано на пике творческой активности Врубеля. Тогда же стали проявляться и первые симптомы ухудшения психического здоровья великого русского художника.

Отсюда и мрачная колористика его живописи, мистика и тревожность образов, обреченность настроения. На полотне картины мастер демонстрирует нам уголок сада ночью. Среди темноты и неясных очертаний яркими пятнами бросаются в глаза соцветия кустов сирени во всех своих оттенках синего и фиолетового. Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины, и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Сирени так много, что она заполоняет собой все пространство вокруг зрителя. Мы даже начинаем чувствовать ее тонкий аромат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: