Дистанционное задание для учащихся 1 года обучения по программе «Мастер глинчик».




 

1,2занятие: Знакомство с традициями русской глиняной игрушки.

Знакомство с русским народным творчеством.

https://www.youtube.com/watch?v=uyPVLPWJyNs&ab_channel=smolik0159

Знакомство с русским народным творчеством.

В искусстве народ отражал свои мысли, чувства, свое восхищение окружающим миром и природой. Народное искусство всегда празднично, потому что труд доставляет людям радость. Они старались сделать все предметы не только удобными и практичными, но и яркими, красивыми, чтобы радовали глаз. Это предметы быта, одежда, жилище, орудия труда. В России народное всегда было популярно. Количество центров народного мастерства росло с каждым годом. В каждом регионе народное искусство свое. Оно везде разное. Это можно понять по произведениям местных мастеров и мастериц. Различия возникают из-за разных традиций, обычаев, истории и нужд общества. Несмотря на это, глиняный конек, изготовленный в VII веке до н. э. в Греции и филимоновский конек XX века из Одоевского района Тульской области обладают определенным сходством.

В последнее время многие произведения народного искусства утратили свои первоначальные функции, перестали быть предметами быта и использоваться в хозяйстве, приобрели другие ценности – художественную и эстетическую.

Народные промыслы включают в себя художественную роспись, художественную обработку металла, дамское рукоделие, керамику, деревянное зодчество. «Некоторым особняком в искусстве керамики стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты.»

Русская глиняная игрушка – самостоятельное явление народной культуры. Даже с родственной деревянной игрушкой она имеет только сюжетное сходство. Но, несмотря на это, в некоторых районах глиняная игрушка тесно связана с другими видами, например, с росписью по дереву.

Глиняная игрушка – это фигурка, вылепленная вручную из глины, с характерной росписью, появились еще до появления гончарного круга и начала изготовления глиняной посуды. Это были фигурки мужчин, женщин, всадников, коней, птиц и зверей, которым трудно найти живое подобие. Независимо от времени и места изготовления фигурки сохраняют схожие особенности. Конечно, фигурки не являются идентичными, но они внешне похожи, несмотря на импровизацию мастеров, разные варианты преподнесения, воплощения одинаковых идей. Фигурки лепились совершенно с разными целями. Одни, например свистульки и погремушки, лепились для забавы и развлечения детей, другие, для украшения, третьи, чтобы задобрить духов. Также игрушки производили для ярмарок и разных праздников. В игрушках отражались верования, суеверия, представления о мире, людях, жизни и природе. Игрушки лепили в основном женщины и дети по вечерам и зимой, когда были закончены все полевые работы. Также лепка игрушек могла быть своеобразным семейным отдыхом, развлечением, так как игрушки часто лепили с разными песнями, шутками и прибаутками. Именно из-за такого процесса лепки игрушек, они получались всегда таким добрыми, яркими, красивыми и забавными. Вдобавок к этому существовало правило не лепить злую или грустную игрушку.

В игрушке главную роль не всегда играла прямая, непосредственная функция. Многие фигурки, за исключением свистулек и погремушек, предназначенных для игровых действий, изготавливались для разглядывания и развлечения, а в XIX-XX веках даже как украшения в быту.

Как рассказывает, история глиняной игрушки начинается с давних времен, но, к сожалению, дошла до нас очень отрывочно. Самые древние предметы (глиняные топорики, погремушки и посуда), найденные на территории нашей страны, принадлежат к II тысячелетию до н. э. В славянских погребениях, принадлежащих к VI-VIII векам н. э., обнаружены фигурки коньков и погремушки. Свистульки, найденные на территории Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Коломны. Радонежа, Дмитрова, Зарайска и др., датируются X-XII веками. Чаще всего это фрагменты разбитых игрушек, которые позволяют судить и о художественных достоинствах, и о давности и способе изготовления. В Новгороде найдено несколько фигурок птичек, датированных XIII-XIV веками, украшенных зелено-желтой глазурью. В на территории Москвы, Зарядья и бывшей Гончарной слободы было обнаружено несколько сотен игрушек XIV-XVII веков, которые позволили детально ознакомиться с их массовым производством. Уже в них полностью проявлялась основная особенность глиной игрушки – обобщенный образ-тип, созданный приемами лепки. А в собраниях музеев русская глиняная игрушка представлена главным образом произведениями второй половины XIX - начала XX века.

Игрушку делали везде, где были залежи глины. Она была второстепенным делом в гончарном производстве.

«В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе обрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе нашей страны.»

Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе были, в сущности, везде одинаковы, но имели местные особенности. Красную серую или белую глину смешивали с просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из полученной массы можно изготавливать игрушки. Вылепленные игрушки просушивали на ветру, через несколько дней обжигали. Поверхность приобретала определенный цвет и фактуру (в зависимости от качества и состава глины), что играло немалую роль в их декоративных свойствах. Также для украшения применяли цветную глазурь и роспись.

В глиняной игрушке, по мнению автора, очевидна связь ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом нет никакого посредника-инструмента, поэтому ничто не может как-то повлиять на изделие. Оно сохранило в пластике живые движения рук мастера, а на поверхности-отпечатки его пальцев. Эталоном пропорций служили руки, средний размер игрушек обычно соответствовал длине кисти.

Как не странно, в глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов, которые прошли сквозь тысячелетия в XX век. Это – женская фигура, конь, птица, всадник, олень и медведь.

Л. А Динцес считал, что в древности игрушка воплощала образы языческих верований. А не была только лишь забавой.[5] Например, женская фигура олицетворяла Мать сыру землю, Великую богиню – Природу; кони и олени – великое Светило, которое дарует земле свет. Плодородие, тепло; птицы – стихию воздуха, которая связывает землю и небо. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло, одушевление сил природы, от которого зависел достаток семьи, ее счастье и благополучие хозяйства.

придерживается иной точки зрения происхождения игрушек. Он считал, что существовали отдельные фигурки для детей и самостоятельные фигурки культового значения (фигурки женщин с детьми – изображения богини-покровительницы). Даже игрушки XIX-XX веков отражают отголоски культовых представлений.

Русская глиняная игрушка в большинстве случаев – искусство безымянное. Нам известны лишь несколько мастеров, начиная с 1930-х годов. Часто лучшие времена игрушки связаны деятельностью конкретных мастеров, которые своим талантом внесли что-то новое, оживили игрушку. Таково значение работ Лариона Трифоновича Потатуева для Жбанникова, Лариона Зоткина – для Абашева. Но, наверно, существеннее всего роль Ивана Васильевича Дружинина для каргопольской игрушки. В 1930-е годы он дал начало местной традиции, начав делать расписные игрушки.

Теперь, когда мы познакомились с промыслом русской глиняной игрушки в целом, Перейдем к более детальному описанию различных видов глиняной игрушки. А именно, к рассказу об особенностях игрушек, производимых в разных регионах России.

Беседы и просмотр образцов. Лепка глиняных сосудов.

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.

На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.

 

Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.

 

В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.

 

Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, - длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.

Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.

В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.

Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.

Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.

Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.

В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.

 

Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.

 

Ну и напоследок

 

Практическая часть: лепка сосуда любой формы на выбор из пластилина или глины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: