Выполнила: студентка 4 курса в/о, 42 группы, Лисицына В.С.




Домашнее задание №1.

Сравнительный анализ понимания процесса социализации в различных теоретических подходах и концепциях.

Выполнила: студентка 4 курса в/о, 42 группы, Лисицына В.С.

В зависимости от исходных теоретических представлений подходы к пониманию социализации можно разделить следующим образом:

 

Парадигма «созревания» - основной принцип (существует некий правильный, идеальный процесс социализации, к которому следует стремиться, по которому нужно оценивать конкретную ситуацию развития)

Парадигма «индивидуального пути развития» - основной принцип (жизненный путь каждой личности уникален и неповторим).

 

Критерии Подходы Представители Теории Понимание социализации Принципы
Биогенетический подход Дж.Ст.Холл А.Гезелл Теория рекапитуляции Дж.Ст.Холла– онтогенез есть краткое повторение филогенеза; Спиральная модель развития А.Гезелла- любые человеческие способности и умения возникают сами собой как результат созревания. Социализация обусловлена биогенетическими факторами. Социальное развитие рассматривается как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям. Социальное поведение человека есть результат существования врожденных механизмов, сформировавшихся в результате тысяч лет эволюции. · Развитие личности, в том числе социальное, определяется биогенетическими факторами, соответственно, многие типы социального поведения обусловлены генетически. · Для реализации биогенетической программы развития необходимы определенные социокультурные условия, наличие которых задает темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет на само их наличие. Развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом. · Развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо, возврат на предыдущую фазу оценивается как регресс; переход со стадии на стадию есть «скачок» в развитии. Его характерными особенностями являются прерывистость и внезапность изменений.
Социогенетический подход Р.Бенедикт М.Мид Теория Р.Бенедикт - Метафора культуры как личности, спроецированной на большой экран. Теория М.Мид - 3 основных типа культур и специфические для каждого из них варианты социализации: · постфигуративная- общество живет традициями · кофигуративная-сверстники как основные образцы социального поведения · перфигуративная-носители новых образцов социального поведения -представители младших поколений. Социализация определяется социокультурными условиями (культурный детерминизм и культурный релятивизм) · Необходимо распространить принцип экологических взаимосвязей на анализ социальной ситуации развития ребенка · развитие личности есть результат взаимодействия объективных особенностей его социального окружения и определяемых ими субъективных процессов и переживаний · социальное окружение, задающее особенности социализации, непрерывно меняется, следовательно, процесс социального развития индивида принципиально незавершаем · Социальная среда имеет уровневое строение (совокупность входящих друг в друга социальных структур, которые как непосредственно, так и косвенно оказывают влияние на поведение и развитие ребенка)
Интеракционистский подход Дж.Мид Ч.Кули Теория Ч.Кули – «Зеркальное «Я» человека множественно и складывается из 3х компонентов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют в соответствии с этим восприятием 3) того, как мы сами реагируем на их реакции Теория Дж.Мида – Развитие self обусловлено двумя процессами: формированием способности к принятию роли «Другого» (посредством play) и ориентацией на «обобщенного «Другого» (в результате опыта game). «Self» состоит из двух частей: I -реакция личности на воздействия других людей и общества в целом и me- осознание человеком самого себя с точки зрения значимых для него других.   Движущая сила социального развития личности – социальное взаимодействие. · Человек осваивает мир через символические значения; они приобретаются человеком в ходе социализации в результате участия во множественных интеракциях · Одним из основных результатов социализации является развитие самосознания. Человек осознает собственное self («Я»), только если делает себя объектом собственного восприятия, смотрит на себя глазами «Другого» ◦ Ребенок проходит две фазы: play- он перенимает роли значимых других и game — учится «владеть» ролями, соподчинять их · Наше self неоднородно и состоит из нескольких структур
Социально – экологический подход У.Бронфен-бреннер Теория Бронфебреннера – в анализе социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние СМИ, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов и т.п. Выделяет 4 уровня в структурном строении социального окружения: 1.Микросистема 2.Мезосистема 3.Экзосистема 4.Макросистема Взгляд на социализацию = социоген.подход + влияние интеракцион. подхода. Социализация представляет собой сложный реципрокный процесс: с одной стороны, индивид активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду, а с другой – сам испытывает воздействие всех элементов этой среды и взаимосвязей между ними. · Необходимо распространить принцип экологических взаимосвязей на анализ социальной ситуации развития ребенка · Развитие личности есть результат взаимодействия объективных особенностей его социального окружения и определяемых ими субъективных процессов и переживаний · Социальное окружение непрерывно меняется; процесс социального развития индивида принципиально незавершаем · Социальная среда имеет уровневое строение
Теории социального научения А.Бандура Б. Скиннер Теория социального научения А.Бандуры – люди научаются путем наблюдений за поведением других людей и подражая им. Этот процесс называется моделированием, которое, в последствии, превращается в процесс социализации, в ходе которого формируются привычные модели реакций. Дети и взрослые наблюдают за своим собственным поведением, за поведением других, а также за последствиями этих типов поведения.   Личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки и пр. приобретаются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер. Социализация – формирование привычных моделей реакций. · Личность является накопленным набором изученных моделей поведения · 2.Научение человека социальным действиям происходит преимущественно в результате наблюдения за поведением других людей и в результате подражания за значимыми моделями · Необходимым элементом процесса научения является подкрепление (реакции людей на поведение индивида) · Одним из вариантов подкрепления является самоподкрепление.
Психоаналитический (психодинамический) подход З.Фрейд П.Блос Э.Эриксон Теория З.Фрейда– существует 2 частично накладывающихся друг на друга направления развития: 1)Структура личности и ее основные компоненты (Ид, Эго, Супер-Эго) 2)Стадии, определяющие развитие личности – 4 стадии – оральная, анальная, фаллическая, латентная. Теория индивидуализации П.Блоса - он различает две фазы индивидуализации: в 3 года и в период взросления. Большое внимание уделяется анализу процессов социального взаимодействия подростка и формированию Я-концепции. Основные психологические составляющие подросткового этапасоциализации – склонность к регрессии и нонконформизм – обе они необходимы для дальнейшего развития. Теория психосоциального развития Э.Эриксона - концентрировался, главным образом, на роли социальных взаимодействий в формировании личности. Выделял 8 стадий развития. Ключевым понятием теории Эриксона является эго-идентичность — основное чувство понимания того, кто мы, выражаемое в терминах Я-концепции и образа Я. Некая особая часть каждого из нас базируется на культуре, в которой мы растем. Ее началом становятся наши взаимоотношения с теми, кто заботится о нас в младенчестве, а продолжением — взаимодействия с другими людьми вне дома по мере нашего роста и взросления. Социализация – процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности. · Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория З.Фрейда · Личность - система, закладывающаяся в детстве, претерпевающая значительные изменения под воздействием отношений с родителями или другими людьми, заботящимися о ребенке, и раскрывающаяся постепенно.
Когнитивистский подход Ж.Пиаже Л.Колберг К.Гиллиган Л.С.Выготский Р.Селман Теория развития Ж.Пиаже– на каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле. Теория Л.Колберга - 1)процесс социального развития индивида есть прежде всего процесс освоения им совокупности различных норм и правил социального взаимодействия и подчинения своего поведения социальным требованиям 2)понимание человеком предъявляемой ему общественном системы социальных требований и ролевых предписаний зависит от уровня его когнитивного развития 3)основной вектор социального развития индивида состоит в движении от пассивного и конформного принятия социальных предписаний к пониманию социальных требований как соглашения между свободными людьми, и, следовательно, к навыкам социального взаимодействия вне рамок ролевых предписаний с опорой на систему универсальных моральных принципов 4) выделяют шесть стадий нравственного развития личности: 1 и 2 — стадии пассивного принятия социальной роли и подчинения социальным предписаниям; 3 и 4 — стадии конформной сосредоточенности; 5 и 6 — стадии осознания возможных противоречий между различными нравственными убеждениями и формированием собственной этической системы с опорой на универсальные моральные принципы. Теория К.Гиллиган– ее взгляды в целом сходны со взглядами Колберга. Однако, критиковала его за то, что Колберг интервьюировал лишь мужчин. Считает, что уровень моральных суждений женщин ничуть не ниже уровня мужских суждений; разница в оценках означает лишь то, что женщины смотрят на моральные проблемы под иным углом зрения, нежели мужчины. Определения стадий во многом сходны с Колбергом. Социально–когнитивная теорияЛ.С.Выготского– был первым, кто подчеркнул важность социального контекста, в котором происходит большая часть когнитивного развития детей, а также значение исторического развития знания и понимания, являющихся совокупным достоянием всего общества. С его точки зрения, мы понимаем наш мир, усваивая значения, разделяемые окружающими нас людьми. 2 уровня когнитивного развития: 1) актуальный уровень 2) уровень потенциального развития Социализация определяется развитием когнитивных процессов. Основой является теория развития Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле (в том числе как возможность освоения тех или иных навыков социализации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: