Хоровое творчество Клода Дебюсси и Мориса Равеля.




П. Хиндемит, К. Орф.

Появление неоклассицизма было реакцией на экспрессионизм и (в меньшей степени) импрессионизм в творчестве Ф. Бузони, Г. Малера, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса и др.

Характерно:

1. опора на жанровые и эстетические модели барокко (в первую очередь) и классицизма;

2. творческое обогащение новыми средствами (не стилизация);

3. сдержанный эмоциональный колорит;

4. повышенное внимание к конструктивной устойчивости формы.

«Апостолы» неоклассицизма Стравинский и Хиндемит, пришедшие к нему в начале 1920-х гг. и примыкающие к ним Руссель, Мийо, Онеггер, Пуленк, Респиги, Казелла, Шостакович, Бриттен и др.

Характерной приметой времени становится и то, что многие композиторы «пробуют» себя в различных стилях, отдавая предпочтение той или другой технике в различные периоды своего творчества (от «русских фольклоризмов» – до полистилистики – например, таков диапазон Игоря Стравинского).

Различные стили соединяют порой в одном сочинении – полистилистики (ее прародителем стал американский композитор Чарльз Айвз) – сочетание в одном произведении различных стилей в виде особого творческого метода – например, псалмы, рэгтаймы, джаз, патриотические и рабочие песни, военные марши, хоральные гармонии. Начинают использоваться такие виды полистилистики, как цитирование, аллюзия, коллаж.

Мода на лишенную тональности (атональную) музыку преобладала, хотя не все композиторы следовали ей. Некоторые, напротив, отстаивали художественную значимость тональных основ мелодии и проявляли интерес к неоклассицизму. Многие опусы немецкого композитора Пауля Хиндемита, в том числе и его учение о композиции, опирались на мажоро-минорное мышление, подчеркивали важность если не лада, то хотя бы тонального центра в качестве выразительного средства музыки. Неважно, в мажоре или миноре написано произведение, называется оно по тому главному тону, которым заканчивается.

Удачное совмещение в творчестве Пауля Хиндемита (1895–1963) композиторской и исполнительской деятельности (скрипач, альтист, с 1954 г. дирижер). Начало творчества в рамках экспрессионизм а (в оперном творчестве близко соприкоснулся с экспрессионизмом: оперы «Убийца, надежда женщин », 1919, и «Святая Сусанна », 1921). В 20-х годах он выдвинулся как один из лидеров музыкального модернизма, также соприкоснулся с урбанизмом (тематика в искусстве ХХ в., изображение жизни крупных городов), сочетавшимся с гротеском («Новости дня»), стал во главе неоклассического движения в немецкой музыке. Неоклассицизм противопоставляет себя экспрессионизму. Если художник - экспрессионист отрицает действительность, утрачивает идеал, то художник-неоклассицист, наоборот, стремится найти эти ценности полагая, что искусство – это аккумуляторы духовных богатств, которые не могут быть разрушены. Художники-неоклассицисты обращаются к искусству прошлого как к моделям, создавая новое по этим образцам (форма - традиционная, интонационный состав - новый, современный). К таким произведениям относится вокальный цикл Хиндемита «Житие Марии » (15 стихотворений Э. Рильке, 1923; окончательная редакция 1948) возвышенно-религиозного содержания..

Работал в 20-е гг. над оркестровыми (семь «Камерных музык», 1921–1927, Концерт для оркестра, 1925) и камерными сочинениями, в которых неоклассицизм сочетается с джазом, юмором и гротеском. Утверждение собственного стиля с конца 20-х гг., закрепленного в теоретическом труде «Наставление по композиции» (1937–1940, в 3 томах). Переезд в 1938 г. в Швейцарию. Туда же он вернулся после пребывания в США (1940–1953).

Огромное творческое наследие Хиндемита во всех жанрах. Девять опер, три пьесы с музыкой и четыре балета, в том числе две выдающиеся оперы на собственное либретто: «Художник Матис» (1934–1935) – о знаменитом немецком живописце XVI в. М. Грюневальде и «Гармония мира » (1956–1957) – о великом немецком ученом начала XVII в. И. Кеплере, материал которых использован в одноименных симфониях (1934 и 1951), завоевавших большую популярность.

Хоровое творчество (семь циклических произведений), включая большую ораторию «Бесконечное » (1931), неканонический Реквием (Американский) (текст У. Уитмена в переводе Хиндемита, 1946) и позднюю Мессу a caрpella (1963), оперные хоры, «Песнь надежды» для хора с оркестром, смешанные хоры a cappella.

«Лань», «Лебедь», «Весна», «Зимой», «Фруктовый сад» «Если все проходит » - шесть песен для смешанного хора a cappella на тексты оригинальных французских поэм Райнера Марии Рильке (немецкий поэт-символист, 1875-1946).

Хиндемит всегда стремился к демократизации искусства, старался сделать музыку доступной самым широким массам слушателей и исполнителей. Наряду со сложными крупными сочинениями он написал много более простых произведений для различных музыкальных фестивалей, любительских хоровых и оркестровых коллективов, вокальных и инструментальных ансамблей, для детей и юношества. Музыка Хиндемита, яркая, современная, отмеченная оригинальностью мелодического мышления, остротой и свежестью гармонии, метроритмическим разнообразием, глубоко народна в своей основе и опирается на традиции классической немецкой музыкальной культуры.

«Если все проходит » – прекрасные лирико-философские стихи поэта воплощены в музыке с необычайной тонкостью и изяществом. Легкая, полетная мелодия опирается на изысканные гармонии, неожиданно меняющиеся, мерцающие, как блики света. Часто голоса движутся параллельными квинтами и квартами, что придает особую остроту звучанию. Простая, ясная форма (двухчастная репризная) как бы цементирует зыбкую, порой ускользающую музыку: каждое предложение имеет гармоническое завершение и ритмическую остановку. Основная ладовая окраска – мажорная – создает ощущение света и тепла. Все голоса находятся в движении. Темп Vivo и размер 6/8 определяют скерцозный характер музыки этой хоровой миниатюры.

 

Хоровое творчество Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Клод Дебюсси (1862, Сен-Жермен – 1918, Париж) – франц. композитор, пианист, музыкальный критик, выдающийся мастер звуковой живописи, основоположник музыкального импрессионизма. В целом творчество Дебюсси имело прогрессивное значение по своим художественным достижениям. Среди хоровых сочинений кантаты «Гладиатор» и «Блудный сын», сюита для хора (без слов) и оркестра «Весна» (по известной картине итальянского художника Боттичелли), кантата «Дева-избранница» для женского хора, солистов и оркестра, хоры a cappella – Три песни на сл. Шарля Орлеанского – «О, как отрадно созерцать», «Я тамбурина слышал звон», «Зима». Хоровой стиль отличается изысканностью, сложностью гармонии и хорового письма, увлечением колористическими средствами, поисками нового и необычного в музыке.

Дебюсси оставался верен программности романтиков, но добивался не осязаемости образов, а их зримости. Некоторые свои произведения он писал «с натуры». Его музыка лишена человеческих страстей. Композитор создает новый музыкальный язык, ведущий к разрушению норм классицизма и романтизма. Интонационно Дебюсси близок французскому мелосу, но опирается на созерцательную красоту Востока, которым он увлекался, впечатлениями от общения с природой, с литературной богемой Франции.

Мотивы-краски, фактуры-краски, гармонии-краски главенствуют, подобно сменяемым «звуковым пятнам», обостряя выразительное значение принципа сонорности в музыке (звуковой или звуко-тембровой окраски, колористичности). Звуковая ткань становится более прозрачной (хорошо слышны наслоения каждого голоса) и освобождается от «давления» нормативных гармонических и тональных структур (исчезают окончания мелодий – кадансы).

Морис Равель (1875 – 1937) – французский композитор, младший современник и последователь Дебюсси. Сохранив в своем творчестве преданность классическим традициям, он сумел создать своеобразный стиль письма, отличающийся смелостью исканий, яркой оригинальностью. Сам Равель в 1933 году писал: «Я всегда искал вдохновение в творчестве великих мастеров, и моя музыка в своей основе опирается на традиции прошлого и вырастает из них». Равеля привлекает обаяние и красота народных мелодий. Затронув в своем творчестве большинство музыкальных жанров, Равель оставил нам несравненные образцы хоровой музыки, хотя и в небольшом количестве. В ранний период творчества написал кантаты «Мирра», «Альцион», «Алисса». Они не принесли автору успеха, но его интерес к вокальной и хоровой музыке не пропал. Равель сочинил очаровательные хоры для смешанного состав (на собственные тексты) a cappella (единственный случай обращения композитора к хоровому жанру) – «Николетта», «Три райские птицы», «Рондо», ввел хор (без слов) в балет «Дафнис и Хлоя». В «Николетте» Равель обращается к жанру сатирической сказки, основные образы которой связаны с французским фольклором. В «Трех райских птицах» в символической форме касается войны. В «Рондо» сказочные образы глубоко коренятся в народно-танцевальной музыке. Использование натуральных ладов – дорийского и фригийского в «Николетте», лидийского в «Рондо», еще раз подтверждает связь хоров с народной песней. Остроумие и тонкая ирония, особый колорит и яркая картинность, изящество и благородство – отличительные черты трех песен для хора, продолжающих традиции французского шансона.

 

Античный роман «Дафнис и Хлоя» написан римским писателем Лонгом, повествует о зарождении любви в сердцах простодушных и наивных пастухов Дафниса и Хлои. О похищении Хлои пиратами, о заступничестве бога Пани и о счастливом возвращении Хлои. Музыка балета – подлинный источник ярких мелодий и изящной гармонии, тонких оркестровых красок. В партитуру балета в качестве своеобразной оркестровой краски введен хор (поет без слов), находящийся за сценой. Хоровая фактура «Дафнис и Хлоя» трудна в интонационном отношении. Голоса параллельно движутся секундами по полутонам. Яркие динамические краски партитуры предусматривают частую смену пения хора с открытым и с закрытым ртом.

Большую и важную роль поручил композитор хору в опере «Дитя и волшебство » (лирическая фантазия по поэме Г.Колетт). Все вещи, игрушки, животные, окружающие главного героя – шаловливого, недоброго Мальчика, - одушевлены: они поют, танцуют, разговаривают. Их старания перевоспитать озорника, научить его добру увенчиваются успехом: Мальчик перестает ломать игрушки, мучить животных, он снова ласков с Мамой. Вещи и зверюшки примиряются с ним и заботливо ведут его в дом. Они поют о том, что Мальчик стал хорошим, умным и добрым. Музыка его, прозрачная, нежная, удивительно тонко передает атмосферу доброжелательности и тепла, которой окружен ребенок. Полифоническое изложение нисколько не утяжеляет звучания, и хоровая ткань остается ажурной и легкой. Переменный размер вносит в музыку ритмическое разнообразие.

Творчество Клода Дебюсси и Мориса Равеля всколыхнуло всю музыкальную жизнь Европы. Оно как бы расковало композиторов, раздвинуло рамки укоренившихся норм техники письма. Как всегда, такая ломка в искусстве вызвала к жизни много новых художественных течений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: