Философские взгляды Яна Чжу.




«Человек того же рода, что Небо и Земля» - писал Ян Чжу. Созвучные этой формуле слова звучали в Древнем Китае не редко, данную мировоззренческую позицию разделяли многие мыслители Поднебесной. Суть этих слов заключается в изоморфизме человека и космоса. По мысли Яна Чжу, человек, с одной стороны, равно велик всей вселенной, с другой стороны, является частью этой вселенной, объясняем ее законами, подвластен им. Таким образом, можно сказать что Ян Чжу в своих философских изысканиях склонен был к натурализму и реализму.

«В определении природы человека Ян Чжу выступает органицистом: природу человека отождествлена у него с духовным архетипом пяти постоянств и встроена в космический организм Неба и Земли. Это предполагает, что эволюция природы человека будет осуществляться по алгоритмам переходов и взаимопревращений элементов духовного архетипа»[12].

В отличие от конфуцианства, которое выделяет человека из феноменального мира по особенностям внешнего вида и чувств, Ян Чжу настаивает на том, что человек уникален своими психо-когнитивными свойствами: «Человек… среди всего живого самый душевно-разумный (душевно-проницательный)»[13]. Ян Чжу глубоко рационализирует человеческое естество. Он считает, что по сравнению с животными человек слаб. У него нет грубой кожи, клыков, когтей, шерсти. Человек, что бы выжить вынужден всегда полагаться на разум. «Разум тем дорог — говорит Ян Чжу, — что сохранение меня (человека) считает дорогим. Сила тем дешева, что нападение на вещи считает ничего не стоящим (дешёвым)»[14]. Именно эта фраза – «сохранение меня», переосмысленная до принципа «для себя» – послужила поводом для оппонентов Яна Чжу обвинить его в эгоцентризме. И так, Яна Чжу можно назвать рационалистом.

Ян Чжу считает, что человек не владеет своим телом, но при этом ему необходимо сохранять его в целости, и вещами (т.е. окружающим миром) человек также не владеет, но не может обойтись без них. Ведь «тело — неизменный хозяин жизни, а вещи — неизменный хозяин питания»[15]. По мысли философа, существует два кредо для человека. Первое: кто старается овладеть своим телом и вещами, тот пытается насильственно присвоить достояние Поднебесной. Такого человека философ называет совершенномудрым, но не соглашается с такой жизненной позицией, в основе которой лежит насилие. Второе кредо говорит о том, что человек, считающий всеобщими и тело и вещи Поднебесной, является совершенным. И Ян Чжу подытоживает: тот кто совмещает и то и другое кредо - приходит к «совершенному совершенству»[16].

Ян Чжу имел особые этические взгляды. Описывая мир, философ придает ему вид возбужденного страстями тела, желающего удовлетворения. Частью этого мира, одним из органов этого тела является человек. И, поскольку пытаться научить тело нравственности бесполезно, то Ян Чжу полагал, что для достижения гармонии, человеку необходимо жить не отказывая себе в естественных проявлениях своей природы. Таким образом, Ян Чжу чужд резкого аскетизма. Он решительно утверждает, что прав не тот кто ограничивает страстность своей природы, а тот, кто раскрывает свое естество не отказывая ему в его проявлениях[17].

Ян Чжу совершенно чётко определяет нормы поведения человека, ориентируя его на современный философу идеал древности, на то, чтобы не идти наперекор естеству, своему сердцу, человеческой природе и вещам, не гоняться за пустышкой славы, не гадать о длительности жизни.

Такой подход к существованию Ян Чжу называет «вскармливание жизни». «Будь открытым и всё. Не замыкайся, не загораживайся». В развернутом виде «вскармливание жизни» означает свободную работу органов чувств и сознания: Разреши себе слышать, что хочется. Разреши своим очам видеть, что хочется. Дозволь своему носу обонять, что хочется. Разреши телу получать то, что ему хочется. Все, что препятствует осуществлению в жизнь данному принципу, Ян Чжу именовал «жестокими деспотами» и настаивал на полном их отвержении.

Второй принцип Яна Чжу – «проводы мертвых». Суть его в том, что после смерти человеку все ровно, сожгут ли его тело, или закопают, или сделают с ним что-нибудь еще. В подтверждение своим словам, философ приводил слова древних: «При жизни друг друга жалеть, по смерти друг друга покидать». Эти две идеи Ян Чжу, составляют его оригинальный дао жизни и смерти.

Философ считал телесную смерть окончательной и неизбежной: «Согласно закону естества нет бессмертия… согласно закону естества нет долгой жизни». Людей, которые переживают о своем долголетии, он называл «беспокойными».

Заключение

Философские взгляды Яна Чжу имели успех у его современников, даже не смотря на идейную конфронтацию с мейнстримом тех времен - учением Конфуция. В связи с этим, в исторических источниках Ян Чжу представлен в различных образах. Это различие сформировало полемику между исследователями XX в. Одни ученые, веря посылу его оппонентов, сужали кругозор философа до банального эгоцентризма. Другие, наоборот, придавали его фигуре особое значение (Советские ученые). Так или иначе, Ян Чжу оставил памятный след в истории человечества, как атеист, материалист, рационалист, натуралист, органицист, с особым дао жизни и смерти.

По мнению автора, оценка современников, и некоторых западных исследователей философии Яна Чжу, как учения об эгоизме и гедонизме, является следствием примитивного, однобокого, предвзятого и необдуманного восприятия идей мыслителя. Более вероятной представляется картина отечественных ученых. В которых он предстает рационалистом, желающем блага для общества и человека, материалистом и неверующим в загробную жизнь атеистом. И это подтверждается современным положение вещей. На 2018 год, по данным социологического исследования фирмы Gallup International, в китайском обществе насчитывается самый высокий процент атеистов среди других стран – 67%. Здесь можно вспомнить неудачные попытки католических миссионеров. Китай – это другой мир. И это обусловлено не идеологией, которую исповедует государство: в настоящее время нет ни каких ограничений на свободу совести. Атеизм (в Европейском смысле слова) китайского народа, вероятно, является частью их культурного кода, в становление которого Ян Чжу внес свою лепту.

 


[1]Ле-цзы. URL: https://www.litmir.me/br/?b=180456&p=1 (дата обращения 05.12.2021)

[2] Лукьянов А.Е. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Часть II. Философия даосизма. М.: ИДВ РАН 2015. С. 218.

[3] Чжуан-цзы // Чжу цзы цзи чэн (Собрание сочинений всех философов). Т. 3. Шанхай, 1986. С. 54, 61, 79, 60.

[4] Лукьянов А.Е. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Часть II. Филосо фия даосизма. М.: ИДВ РАН 2015. С. 219

[5] Мэн-цзы // Чжу цзы цзи чэн (Собрание сочинений всех философов). Шанхай, 1986.Т. 1. С. 269

[6] Лао-цзы. Дао дэ цзин / Трактат о Пути и Доблести. Перев. Г.А. Ткаченко // Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя). Перев. Г.А. Ткаченко. Сост. И.В. Ушаков. — М., 2001. Т. 6. С. 213.

[7] А. Петров. Ян Чжу — вольнодумец древнего Китая / Советское востоковедение. М.–Л. Т. I, 1940. С. 174—181.

[8] А. Петров. С. 175.

[9] Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. — М., 1966. С. 130—135

[10] Лукьянов А.Е. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Часть II. Философия даосизма. М.: ИДВ РАН 2015. С. 223

[11] Там же. С. 224

[12] Лукьянов А.Е. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Часть II. Философия даосизма. М.: ИДВ РАН 2015. С. 253

[13] Лукьянов А.Е. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Часть II. Философия даосизма. М.: ИДВ РАН 2015. С. 254.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же. С. 258



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: