Формирование личности ребенка дошкольного возраста




Потребность в общении со сверстниками. Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность, общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок, который, возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые явля­ются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отноше­нию к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельно­сти детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласова­ния действий, проявления доброжелательного отношения к свер­стникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникая конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считая! с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Зависимость от других и самостоятельность. Общение и ее совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтоб ребенок не только знал нормы поведения, но и практически руководствовался.;

Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение.

В группе трехлетних детей еще нет общего мнения о тех иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в четыре-пять лет дет начинают прислушиваться к мнению сверстников, и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственны! впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности. Конформность обнаруживаете в опыте, когда нескольких детей специально подговаривав сказать, например, про черную и белую пирамидки, стоящие столе, что они обе белые. Ребенок, не участвовавший в разговоре, выслушав мнение двух-трех сверстников, на вопрос «Какого цвет пирамидки?» тоже отвечает: «Обе белые».

В шесть лет конформность у детей значительно снижается Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Взаимные оценки. Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценка воспитателя. Когда трех-, четырехлетних детей спрашивают: «Кто у вас в группе самый хороший?», они дают ответы типа: «Лена потому что она быстро кушает» или «Витя, потому что он всегда слушается». Но постепенно оценки становятся более содержательными. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр делятся игрушками с товарищами, защищают слабых и т. п.

Оценка со стороны группы особенно важна для детей начиная с четырех-, пятилетнего возраста. Они стараются воздержаться поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенно? положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьб, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень попу­лярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д.

Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколь­ко принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.

Роль взрослых в половой идентификации ребенка. Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодей­ствие с взрослыми, которое направленно или по наитию вырабатывает у него определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе. Взрослые помогают осознать ребенку и его собственную половую при­надлежность.

К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Взрослые начинают, сознательно или бессознательно, обучать ребенка его половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам разрешают больше проявлений агрес­сивности, поощряют активность, инициативность, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего происходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине; смелость, решительность, самообладание — признаки мужествен­ности.

В культуре народов существуют закрепившиеся шаблоны воспитания детей. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты — мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты — девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она — девочка! С этого начинается поляризация полового поведения.

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психоло­гию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, а также через искусство. В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин и одежде и манере себя вести.

В нрав­ственном развитии, как и во всяком другом, осуществляется борьба противоположностей. От нашего жизненного опыта зачастую ускользает возможность непосредственного наблюдения того, какие ценности человеческой культуры определяют позитивные достижения личности, как происходит борьба противоположностей и каким образом в личности появляются негативные образования. Негативные образования — так называемые асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности — по существу также есть продукт ее определенного развития, и они требуют специального изучения.

Развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Но реализации этой же потребности могут сопутствовать такие негативные образования, как, например, ложь — нарочитое иска­жение истины в корыстных целях — или зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Конечно, ложь может сопутствовать социальной потребности в признании, но не является обязательным компонентом самой этой потребности. В онтогенезе, когда внутренняя позиция ребенка еще только начинает определяться в рамках общественно заданной деятельно­сти, возможно появление лжи. Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида.

Обыденная жизнь постоянно сталкивает ребенка с разно­образными ситуациями, одни из которых он легко решает в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Они существуют объективно: это проблемные ситуации, в которых происходит несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка. Психологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом:

1) выполнить правило;

2) удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых;

3) реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания. Третий тип поведения подразумевает возникновение лжи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: