Подсказка. Справочные материалы.




Четырнадцатое апреля

Классная работа

Поэты о Великой Отечественной войне.

К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...».

Война и дети

Цель урока:

· рассказать о Великой Отечественной войне,

· познакомиться с биографией К. Симонова,

· развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.

Работ над темой урока

Рассказ о Великой Отечественной войне.

Война самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносят горе, смерть, разрушения. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.

Задание. Познакомьтесь с материалами о Великой Отечественной войне (презентация, слайды 3 – 9).

2. Знакомство с биографией К. М. Симонова (слайды 10 - 15).

Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.

В1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году были напечатаны его первые стихотворения.

Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Знакомство со стихотворением К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».

1. Прослушайте аудиозапись стихотворения. (Ребята, я предлагаю вашему вниманию две аудиозаписи, прослушайте обе и выберете то прочтение, которое вам ближе, больше понравилось).

2. Прочитайте стихотворение самостоятельно (по старому учебнику стр. 160 – 161).

4. Знакомство с Исторической справкой (слайды 16 – 19).

Познакомьтесь с историей Брестской крепости, прочитав материал указанных слайдов.

5. Словарная работа (запишите данный материал в тетради, слайды 20 - 21)

Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет - станок артиллерийского орудия.

Анализ стихотворения

(Ребята, попробуйте сначала САМОСТОЯТЕЛЬНО ответить на данные вопросы, а для самопроверки предлагаю обратиться к разделу «Проверь себя» (в конце конспекта урока).

- Какое впечатление на вас произвело это произведение?

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда везли мальчика?

- Найдите описание мальчика, зачитайте.

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»?

- Почему мальчик стал «седым»?

- Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней»?

- Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой…»

- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома?

- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»?

- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете?

- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

Вывод.

Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть отрывок (1 – 7 строфы («Майор привез мальчишку на лафете» - «А там, где отнят у мальчишки он»). Прислать в ВК видеозапись.

2. Прочитать самостоятельно стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста».

3. Читать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И ПОБЕД!

Подсказка. Справочные материалы.

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»?

(Мальчик быстро повзрослел от горя)

- Почему мальчик стал «седым»?

(Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт).

- Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней»?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг).

- Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой…»

(Автор вспоминает о женщине, которая, очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.)

- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома?

(«Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»)

- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»?

(Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь).

- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете?

(Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины защищать свою страну)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: