БАНКЕТ БЕЗ ВИНА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 5 глава




Таким умением давать оценку, в первую очередь, должны обладать педагоги, проводящие противоалкогольную работу. Именно они не должны обманывать подрастающее поколение различными теориями «умеренного» или «культурного» употребления спиртного и им подобными наукообразными иллюзиями. Каждый педагог обязан знать, что путь к алкоголизму начинается не с злоупотребления спиртными напитками, как многие ошибочно считают, а с того момента, когда у будущего гражданина начинает создаваться положительное мнение об употреблении алкогольных напитков и связанных с этим традициях.

Особое воздействие в этом смысле оказывает личный пример тех людей, которые являются авторитетом в глазах детей и подростков, эталоном поведения. Дети подражают родителям, младший брат — старшему, ученик — учителю, молодой рабочий — мастеру, зритель — герою кинокартины или пьесы, эстрадному певцу, спортсмену. Поэтому очень важно, с кем подросток дружит, каковы его идеалы, какие эталоны поведения он копирует.

Воспитание должно быть целенаправленным и систематическим. Цель — ориентация молодежи на абсолютный отказ от употребления спиртных напитков, на трезвость. Вторым компонентом воспитания является систематичность. Следовательно, нельзя называть противоалкогольным воспитанием эпизодическое чтение лекций и упоминание на различных уроках о том, что алкоголь — яд. Наконец, нельзя себе представить воспитание без требования реализовать его в жизни.

Очевидно, мы вправе считать безрезультатным нравственное воспитание, если ученик, зная, что закон осуждает кражу, тем не менее крадет. Противоалкогольное воспитание также придется оценить как безрезультатное, если ученик будет употреблять алкогольные напитки.

Каково сегодня положение в школах? Из 600 рижских школьников, опрошенных в 1982 году (собственные исследования), 69% помнят, что учителя что-то говорили о вреде алкоголя (66% мальчиков и 71% девочек). На уроках об этом слышали 36% школьников (35% мальчиков и 37% девочек), на других школьных мероприятиях — 66% (53% мальчиков и 75% девочек). Сказанное на уроках как самое впечатляющее запомнили 12% школьников (14% мальчиков и 11% девочек). Самое яркое впечатление из всех видов противоалкогольной пропаганды оставило документальное кино у 61% школьников (53% мальчиков и 69% девочек). В этом смысле интересны половые различия — мальчики реагируют более сдержанно, чем девочки, на все виды противоалкогольной пропаганды, кроме слышанного на уроках и противоалкогольных брошюр, к которым девочки, неизвестно почему, относятся с большим недоверием. Особенно большая разница отмечается в восприятии телевизионных передач, которые как самые действенные оценили 46% мальчиков и 61% девочек. Как школьники поняли все увиденное и услышанное, было уже сказано выше — только 21% из них (25% мальчиков и 19% девочек) считают, что употреблять алкогольные напитки нельзя. Приходится допускать мысль, что в школах не ставится целью воспитание учащихся в духе трезвости.

И. Муратов и П. Сидоров, разработавшие методические рекомендации по антиалкогольному воспитанию в школе (Архангельск, 1982), предлагают следующее:

1) начинать такое воспитание с первых классов;

2) проводить его в соответствии с возрастными особенностями детей;

3) сосредоточить в нем гигиенические, моральные, эмоциональные аспекты;

4) использовать комплексный подход;

5) привлекать старших школьников к противоалкогольной пропаганде;

6) проводить индивидуальную работу со школьниками, в этом отношении неблагополучными.

Одна из главных задач школы в противоалкогольном воспитании — влияние на семьи учащихся, то есть противоалкогольное воспитание родителей. Не секрет, что в семьях практически противоалкогольное воспитание не проводится, поэтому школе, если она хочет в этом отношении повлиять на детей, необходимо бороться против алкогольных традиций семьи. Часто это означает идти на конфликт между родителями и детьми, между родителями и школой.

Конечно, если осуществлять интенсивную противоалкогольную работу с родителями, такой потенциальный конфликт можно предотвратить. Но обладает ли школа достаточными возможностями для этого? Почему во многих школах до 1985 года выпускные вечера проводились с алкогольными напитками? Не хватало школе энергии и убежденности в недопустимости этого или родители были слишком воинствующими потребителями спиртного, а сопротивление педагогов — слишком слабым? Об этом судить самим педагогам. Хотелось бы только обратить внимание читателя на то, что часто упоминаемая «борьба с пьянством» многими почему-то понимается как реализуемая в совершенно бесконфликтной, идиллически мирной обстановке, то есть что может быть борьба без борьбы. Нет, за подрастающее поколение необходимо воевать. А на войне как на войне — бывают и столкновения, и раны, и жертвы. Важно только, чтобы это пошло на пользу тем, кто будет жить после нас.

Беседы и лекции — одна из самых распространенных форм работы с родителями. В более узком кругу или индивидуально придется говорить о нарушениях в поведении детей и их причинах (здесь, как правило, щадить никого нельзя: чем более жестко сказана правда, тем больше надежд, что что-то изменится).

Через всю работу должна проходить мысль об ответственности родителей за каждый случай отклонения в поведении детей и подростков, за каждый случай употребления ими алкогольных напитков. Не должна быть забыта юридическая ответственность совершеннолетних (в том числе родителей!) даже за однократное доведение до опьянения несовершеннолетнего. Школа не должна забывать своего права обращаться к общественности по месту работы родителей, если они не выполняют обязанностей по воспитанию детей. Многие школы создают родительские советы, группы коммунистов, и эти общественные формирования могут оказать школе существенную помощь в противоалкогольном воспитании родителей.

В первых классах о вреде алкоголя надо говорить конкретно и наглядно. Учитель здесь еще имеет непререкаемый авторитет. Поэтому если для воспитания навыков каллиграфии ученики перепишут с доски в тетради предложение «Алкоголь — яд», это будет иметь неоспоримое воспитательное значение. Такое же значение будет иметь элементарный математический расчет, сколько порций мороженого можно купить за цену одной бутылки водки. Об опьянении с младшими школьниками можно говорить только как об отравлении алкоголем.

На уроках литературы и языка как наглядные пособия можно использовать репродукции картин, фотографии с противоалкогольным содержанием. Много материала дают пословицы и поговорки, частушки, отдельные литературные произведения. В третьем классе уже можно рассказать о конкретных проявлениях отравляющего действия алкоголя, провести простой эксперимент с всхожестью семян в растворах алкоголя различной концентрации, продемонстрировать воздействие его на одноклеточный организм и др. В четвертом классе уроки истории дают возможность раскрытия роли алкоголя в классовом обществе. Подобным образом эту работу нужно продолжать и в пятом — восьмом классах, расширив ее такими темами, как история существования сухого закона, отношение советского законодательства к употреблению алкогольных напитков и др. При освещении юридических вопросов следует обратить внимание на то, что опьянение считается отягчающим вину обстоятельством, нахождение ученика на улице или дома в состоянии алкогольного опьянения является достаточным основанием для вмешательства со стороны органов власти, чтобы выяснить, кто и при каких условиях довел несовершеннолетнего гражданина до состояния опьянения.

Курсы зоологии и ботаники также должны использоваться в целях противоалкогольной пропаганды: здесь можно наглядно показать, как алкоголь действует на все живые клетки, мешает усвоению питательных веществ в организме.

На уроках истории необходимо рассказывать о мало известных фактах (например, об отношении к алкоголю в Красной Армии во время гражданской войны, истории сухого закона в Советской России и причинах его отмены, отношении В. И. Ленина к торговле алкоголем, опьянению и др.).

В старших классах, говоря о связи революционного движения в России с трезвенническими традициями, можно сослаться на отношение первых Советов в 1905 году к «царским кабакам» и употреблению спиртного. Много материала для противоалкогольного воспитания дает литература. Не надо избегать тех страниц биографий выдающихся людей, которые свидетельствуют о том, что алкоголизм — это удел не только примитивных личностей, что алкоголь не щадит и гениев.

При изучении всех предметов следует подчеркивать, что пьянство и алкоголизм — только часть последствий употребления спиртных напитков, притом не самая внушительная. На уроках государства и права необходимо напомнить, что граждане не должны пользоваться своими правами и свободой в ущерб интересам государства и общества и что это прямо относится к употреблению спиртного. Употребление алкогольных напитков несовместимо с требованиями Конституции растить детей достойными гражданами социалистического общества.

Внеклассная работа также должна использоваться для противоалкогольного воспитания. Это — и проведение всевозможных бесед, лекций, встреч с различными специалистами (наркологами, юристами), членами трезвеннических организаций; коллективные просмотры кинофильмов и спектаклей с противоалкогольным содержанием. Желательно устраивать коллективное обсуждение увиденного, с приглашением, при необходимости, специалиста, так как даже в тех случаях, когда употребление спиртного не прославляется, встречаются неточности и ошибки, ситуации, невозможные в жизни. Большую роль могут играть кинолектории, тематические вечера, устные журналы, вечера вопросов и ответов.

В конце прошлого и начале нынешнего века в школах преподавалось так называемое «учение о трезвости»: ученикам давались систематические знания по вопросам, которые мы здесь пытались выделить в различных предметах. Несомненно, что в предлагаемом нами виде, но дополненные еще некоторыми специфическими темами (например, история противоалкогольной борьбы и ее выдающиеся деятели, причины употребления алкогольных напитков и возможности их устранения), излагаемые компетентными преподавателями эти знания были бы более действенными, нежели те крохи информации, которые дают не всегда благожелательно настроенные к противоалкогольной теме преподаватели различных предметов. Назрела необходимость выработки курса антиалкогольного обучения учащихся и подготовки преподавателей, способных такой курс вести. Трудности возникают по той причине, что эти преподаватели не только должны говорить о трезвости, но и сами быть трезвенниками.

Большую роль в противоалкогольном воспитании школьников могли бы сыграть пионерские и комсомольские организации. О том, каким было отношение комсомольцев к употреблению алкоголя в годы гражданской войны, пишет Борис Горбатов в романе «Мое поколение»: «Я никогда — слышишь? — никогда не видел пьяного комсомольца. Я видел голодных комсомольцев, я видел мертвых комсомольцев, но пьяного комсомольца не видел ни разу».

Еще об одной форме противоалкогольного воспитания (именно воспитания — не только образования!) стоит поговорить отдельно. Это — школьные организации трезвости, кружки, клубы. В начале века такие кружки уже существовали. Члены их не употребляли спиртных напитков и не курили, кроме того, они занимались проведением противоалкогольных мероприятий (конференций, лекций, совещаний, уроков трезвости, курсов, выставок), сбором данных по вопросам трезвости и здорового образа жизни, изданием школьных журналов, развитием способностей в области науки и искусства, подготовкой к осуществлению общественно значимых задач, изучением законов гигиены и борьбы с вредными привычками, занимались физкультурой и спортом, сотрудничали с другими молодежными организациями.

Кружок трезвости утверждался педагогическим советом школы, под руководством которого он работал. Членами кружка могли быть школьники с 10-летнего возраста, учителя, родители школьников и бывшие ученики школы. Каждый член кружка своей подписью обещал не употреблять алкогольные напитки и другие «вызывающие удовольствие яды».

Сегодня школьные организации трезвости ставят перед собой похожие задачи и, если это начинание находит поддержку среди педагогов, в участниках таких кружков недостатка нет. Об этом говорит опыт 58-й средней школы города Риги, где при поддержке бывшего директора этой школы Р. К. Селги и учителя Т. Э. Булиндж в 1982 году был создан первый в Латвийской ССР школьный клуб трезвости «Сигма». Члены клуба не только собирают материалы об опасности алкоголя, но и сами готовят такие материалы: кинофильмы, диапозитивы, фотовыставки, выставки рисункоВ. Здесь интересно проводят безалкогольные вечера отдыха, спортивные и туристические мероприятия, дискотеки, встречи с интересными людьми, коллективные походы в театры, кино, на выставки. Важна гордость этих школьников своим статусом трезвенника, чувство ответственности за то, чтобы общество будущего смогло освободиться от питейных обычаев. Важно и то, что пока это единственная форма противоалкогольной работы, которая объединяет теоретические знания с практическими навыками трезвой жизни (без них участие в работе клуба невозможно).

Воспитание подрастающего поколения в духе трезвости является самым важным звеном противоалкогольной деятельности. От того, как мы справимся с этой задачей, будет зависеть моральное здоровье нового поколения — будет ли оно продолжать наши пороки или сумеет освободиться от них и будет счастливее, здоровее, сильнее, способнее реализовать светлые идеалы будущего. Не надо думать, что трезвость сама по себе может обеспечить формирование всех положительных качеств личности. Трезвость этого не может. Ведь среди трезвенников были и прогрессивные личности, и такие, отсутствие которых лишило бы историю человечества нескольких черных страниц.

Трезвость — это основа, на которой можно строить все здание коммунистического воспитания. Не каждый трезвенник будет максимально полезен обществу. Но нельзя быть максимально полезным обществу, не будучи трезвенником.

Нашему поколению выпала трудная и важная задача — воспитать непьющее поколение будущего. Это не только вопрос — пить или не пить. Это еще и вопрос быть или не быть этому будущему. И только так его можно ставить.

 


В. А. Куц, кандидат психологических наук

г. Николаев

ЛЮБОВЬ И РЮМКА

Задолго до того, как на свадебный стол прольются первые брызги шампанского, будущие муж и жена в большинстве случаев используют рюмку как неотъемлемый элемент общения. Уже на первых молодежных вечеринках старшеклассники-юноши пытаются доказать взрослость и самостоятельность количеством выпитого алкоголя. При этом нередко девушки поощряют подобные действия своих сверстников, а на трезвенников так иронически посматривают, что те сразу же хватаются за спасительный бокал — этот показатель полноценности «настоящего» мужчины. Такие факты не столь безобидны, как может показаться на первый взгляд. Ранимость юношеской психики и большая значимость для подростков форм поведения, принятых в их микросреде (групповые нормы), приводят к тому, что однажды посрамленный молодой человек впредь уже будет вести себя так, чтобы вызывать одобрение у своих сверстников и сверстниц.

Ложное представление о настоящей взрослости («только через рюмку») возникает в связи с просчетами в воспитании подростков. Доказать взрослость физическим трудом, например, в летнем трудовом лагере или самостоятельно заработать деньги на джинсы, разгружая вагоны, — эти пути часто отбрасываются ввиду их сложности для морально незрелого подростка. К тому же одноклассницы оценивают джинсы лишь по яркости фирменных знаков, а не по способам приобретения средств для их покупки.

Еще одной причиной алкоголизации является психическое напряжение, возникающее при первом знакомстве юноши и девушки. Долго настраиваясь на ответственный шаг знакомства с понравившейся девушкой, юноша чувствует, что ему недостает решительности. Вспоминается слышанное от других, что в такой ситуации выпить сто граммов вина «для храбрости» — самое верное средство. Застенчивый юноша, выпив рюмку перед походом к потенциальной невесте, к своему ужасу чувствует, что храбрости не прибавилось. «Значит, нужно добавить», — думает он и добавляет. Потом еще и еще. И когда храбрости «добавилось достаточно» для того, чтобы идти на первое свидание, выясняется, что идти ему уже нельзя, потому что «ноги не идут» и язык заплетается. В конечном итоге трепетное ожидание первого свидания сменяется тяжелым состоянием алкогольного опьянения. За первой неудачной попыткой может последовать и вторая, и третья…

Но даже если свидание и состоялось, юноша и девушка приглянулись друг другу, бывает, что с рюмкой они расставаться почему-то не хотят. Чаще всего это происходит потому, что молодые люди не находят серьезной, интересной темы для разговора, и поэтому пытаются бессмысленным, искусственным весельем, созданным при помощи вина, заполнить время общения. Если такие встречи происходят часто, то алкоголь вскоре становится уже неотъемлемым атрибутом свиданий. Таким путем еще до вступления в брак закладываются негативные элементы дальнейшей супружеской жизни — сформированный стереотип праздничной, хмельной веселости добрачных встреч переносится в образовавшуюся семью.

Молодые муж и жена часто оказываются беспомощными при столкновении с обычными семейно-бытовыми функциями, так неожиданно, по их мнению, свалившимися на них. Эти трудности в сочетании с конфликтами первого периода супружества воспринимаются ими как семейное горе, которое они пытаются залить вином. Поскольку нет ни одной семьи без регулярно возникающих проблем и сложностей, можно с уверенностью сказать, что указанный способ их разрешения — прямая дорога к алкоголизму одного или обоих супругов.

Бывает и такой путь проникновения алкоголя в семью. До вступления в брак девушке нравятся лидерские позиции ее избранника. Он — душа компании: и развеселить может любого, и выпить «умеет», и народ к нему тянется. Но после вступления в брак молодая жена пытается наложить вето на увлечения мужа, в том числе на еще недавно нравившиеся ей «лихие» формы его поведения. В своем стремлении «привязать» мужа к семейному очагу жена прибегает к «надежному», как ей думается, способу. «Хочешь выпить, пей со мной, дома!» — провозглашает она и торжественно ставит бутылку на стол. На какое-то время ей удается добиться того, что муж не выпивает с друзьями, а употребляет спиртное за семейным столом. При этом часто приходится выпивать и жене. К тому же застолья сопровождаются нередко обильными и частыми перееданиями, что способствует превращению некогда стройной и привлекательной фигуры в тело с трудно различимыми вторичными половыми признаками. Хочется напомнить об огромном значении, которое имеет женская внешняя привлекательность для семейного счастья. И многим женщинам, терзающим свой организм ради внешней привлекательности различными диетами и голоданием, можно посоветовать убрать из своего рациона алкоголь, а следовательно, и переедание.

Пьянство и конфликтность — два тесно взаимосвязанных фактора. Пьянство супругов вызывает множество конфликтных ситуаций, эмоциональные стрессы после которых зачастую устраняются опять же при помощи алкоголя. Все неурядицы, возникающие между мужем и женой, трудно перечислить, а конфликтность состоит уже в том, что в брак вступают представители разных полов, каждый из которых имеет свои особенности, в том числе и психологические. Как это проявляется в семье?

Возьмем самую распространенную ситуацию. Молодая жена (как это вдруг выясняется!) не очень преуспевает в приготовлении пищи, но твердо убеждена, что ведение домашнего хозяйства — их общая с мужем забота. А молодой муж (что тоже оказывается полной неожиданностью для жены) полагает, что «всякие там кастрюльки, стирки, глажки, мойки» — сугубо женское дело, и «принципиально» дома за такого рода «штуки» не берется. Зато упрекает жену за недостаточно вкусный обед, плохо выстиранную рубашку, не ко времени затеянную уборку квартиры.

Может быть, в нарисованной картине есть определенное преувеличение? Может быть, но лишь чуть-чуть. В последние годы утверждается тенденция к равномерному распределению обязанностей в семье, но по-прежнему женщина, при почти равной с мужчиной занятости в общественном производстве, значительно больше, чем мужчина, загружена домашним трудом. На это есть свои причины: устаревшие, но довольно стойкие представления о супружеских обязанностях в семье, большая психологическая консервативность мужчин (они труднее, чем женщины, приспосабливаются к новым требованиям). Но причины причинами, а устранить конфликт заявлением: «Ты мне совсем не помогаешь по дому!» или «Это не мое дело!» можно только при условии, если молодой муж уяснит себе, что домашняя работа касается его ничуть не меньше, чем жены.

Однако при столь несправедливом распределении обязанностей между супругами две трети мужей по-прежнему считают себя главой семьи. На такое главенство претендуют более одной трети жен, и только два процента мужей с «лидерством слабого пола» согласны.

В итоге в одной трети семей идет «война полов» за главенство. Мотивы притязаний у мужчин и женщин различны. Жены аргументируют тем, что, выполняя значительно больше обязанностей в семье, они имеют все основания и самостоятельно распоряжаться домашним хозяйством. Мужья же в своих притязаниях ссылаются на вековую традиционность главенства мужчин в быту — отец, дед, прадед были главой семьи! Это и подталкивает их на борьбу за свое привилегированное положение.

Однако, как отмечалось ранее, треть жен с этим не согласны и для более успешного ведения борьбы за власть привлекают на свою сторону детей. Дети же, наблюдая за родителями только дома и не оценивая общественную значимость труда отца и матери, судят об авторитете каждого из них по важности функций, выполняемых родителями в семье. Мама кормит, одевает, водит гулять, проверяет уроки, покупает мороженое, значит, она главная. Более того, некоторые жены умышленно занижают авторитет отца и мужа в глазах детей. В подобной психологической войне отцы начинают испытывать эмоциональный дискомфорт, в семье исчезают взаимопонимание и взаимоуважение. Ощущая холодную атмосферу в семье, мужья ищут референтную группу, в которой бы их понимали. Часто такую среду они находят в кругу пьющих лиц, в «задушевной» беседе за кружкой пива или рюмкой водки выясняется, как «несправедливо» с ними поступают в семье. Через некоторое время компания собутыльников становится эмоционально ближе, чем жена и дети.

Происшедшая переоценка ценностей приводит в конце концов к систематическим выпивкам, а затем и к алкогольной зависимости.

Один из мужей, пришедший к нам на консультацию, рассказывал, что члены семьи всячески унижают его человеческое достоинство, а это толкает к употреблению алкоголя. В состоянии опьянения ему легче сносить насмешки и упреки, хотя выпивки вызывают у членов семьи еще более негативное к нему отношение. Получается замкнутый круг, из которого сам он не может найти выход.

Теперь коснемся наиболее интимной сферы отношений между супругами. К сожалению, еще бытует мнение, что алкоголь якобы не вредит интимной близости, а в отдельных случаях даже повышает сексуальность. Однако современные исследования в области сексологии полностью опровергают это житейское представление и доказывают прямую связь между половыми расстройствами и употреблением алкоголя. Часто в основе сексуальных нарушений лежит именно пьянство.

В картине сексуальных нарушений, обусловленных пьянством, выделяют четыре фазы.[6] В первой, когда еще нет массивной интоксикации (отравления), употребление спиртного вызывает ослабление психологического тормоза. В результате наркотизирующего действия алкоголя человек теряет способность управлять своими рефлексами и сосредоточивается исключительно на овладении привлекательным сексуальным партнером.

Во второй фазе уже заметны признаки хронического отравления организма алкоголем. У мужчин снижается возбудимость нервных центров, управляющих эрекцией и семяизвержением, поэтому для достижения половой потенции требуются уже более сильные сексуальные раздражители. Половой акт затягивается и разрядка (оргазм и эякуляция) может не наступить. У женщин, употребляющих алкоголь, наблюдается резкое снижение полового влечения в связи с нарушением функциональной деятельности центральной нервной системы и желез внутренней секреции.

В третьей фазе происходит значительное ослабление функции нервных центров, в связи с чем у мужчин исчезает эрекция (правда, половое влечение еще может сохраняться) и, естественно, возникает неспособность к половой жизни. У женщин при относительной способности к половой близости процессы сексуального возбуждения сильно ослаблены, и оргазм почти никогда не наступает, а половой акт становится неприятным. Даже сильные сексуальные раздражители не могут вызвать у них полового влечения.

В четвертой фазе алкоголизация приводит к абсолютному исчезновению сексуальных желаний в результате поражения нервных центров. Такое состояние у мужчин называется полной алкогольной импотенцией, а у женщин фригидностью (холодностью), и процесс этот во многих случаях носит необратимый характер.

Даже эпизодические случаи совершения полового акта в состоянии алкогольного опьянения приносят обоим партнерам массу разочарований: и мужчина, и женщина испытывают чувство недовольства, а иногда и отвращения друг к другу, поскольку в опьянении могут допускать действия и высказывания, неприемлемые в нормальном общении.

Часть конфликтов, вызванных употреблением алкоголя, возникает на почве болезненной подозрительности (ревности). Нарушение половых функций в результате алкоголизации обычно влечет за собой появление ревности. Супруг со сниженными сексуальными данными перестает доверять супруге, подозревая ее в удовлетворении половой потребности с другим партнером. Алкоголь неизбежно атрофирует высшие чувства, снижает самокритичность и вызывает яростные вспышки ревности в грубой форме и с тяжелыми последствиями.

«Ревнивцы» очень изобретательны в своих фантазиях и из мельчайших фактов пытаются построить обвинение в измене: обычная вмятина на подушке кажется им слишком большой («от двух голов!»), небрежно задвинутая штора на окне — сигнал об отсутствии (или наличии) супруга (супруги) дома; ласковое и нежное отношение у ревнивого супруга вызывает подозрение («заглаживает вину!»), если же супруга (супруг) пытаются вести себя индифферентно, ревнивец делает вывод, что ласки достаются другому. Таким образом, любой вариант поведения вызывает подозрение.

Таковы в кратких чертах основные проблемы, возникающие в брачно-семейных отношениях в результате алкоголизации. Но вывод можно сделать однозначный — употребление алкоголя в любой дозе пагубно влияет на все то прекрасное и чистое, что мы налипнем любовью.

 


В. В. Васильев, психиатр

г. Николаев

АЛКОГОЛЬ И ПОТОМСТВО

Уже в глубокой древности люди знали о пагубном влиянии алкоголя на потомство. В Древней Греции и Риме запрещалось употребление спиртного до 18 лет. Древние греки хорошо знали причину рождения умственно неполноценных детей у пьющих родителей — это были «дети веселого ужина». В Спарте действовал закон, запрещавший будущим супругам употребление вина на свадьбе. Аналогичный обычай существовал и в России.

Во Франции обратили внимание на то, что в местностях массового возделывания винограда большинство неполноценных детей рождаются в начале лета, то есть спустя 9 месяцев после праздника молодого вина, когда по традиции на несколько дней крестьяне прекращают работы и пьют вино. Этих детей именовали «виноградными детьми». Детей, зачатых во время воскресных выпивок, называли «детьми выходного дня».

Серьезность проблемы заключается в том, что она затрагивает не только регулярно пьющих и больных алкоголизмом, но и всех, кто употребляет спиртное даже эпизодически. Этиловый спирт — составная часть всех алкогольных напитков — по биологическому действию на человека является протоплазматическим ядом. Ткани организма неодинаково чувствительны к нему. Более других страдают самые высокоорганизованные. Это — головной мозг и половые клетки. Расстройство деятельности этих жизненно важных систем наступает даже после незначительных доз спиртного.

Разумеется, другие органы тоже страдают от алкогольного яда, но эти потери у редко пьющих людей постепенно восполняются за счет резервов организма. Вредное же воздействие на мозг и половые клетки — неустранимо. Функция половых клеток такова, что, несмотря на отравление алкоголем, слияние женской и мужской клеток может произойти и дать начало новому организму. Причем закладка его происходит тогда, когда зародышевые клетки оказываются неполноценными в результате ядовитого действия алкоголя. В этом и кроется причина различных по тяжести нарушений у детей, зачатых родителями в состоянии опьянения, независимо от того, был ли один из них пьян или оба.

Повреждающее действие алкоголя на наследственный (генетический) аппарат половых клеток подтверждается не только многочисленными наблюдениями, но и строгими научными исследованиями. У животных, подвергавшихся алкогольным нагрузкам, чаще наблюдались случаи мертворожденности и появления детенышей с различными дефектами. Психическое и физическое развитие детей, зачатых в нетрезвом состоянии, происходит медленно, дети поздно начинают ходить и говорить, нередко обнаруживаются умственная неполноценность, эпилепсия и др. В результате обследования 8196 детей, страдающих идиотией, швейцарский психиатр Бенцан выявил, что все они были зачаты родителями во время праздников, связанных с употреблением больших доз алкоголя (свадьбы, карнавалы и т. д.).[7]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: