Какие принципы применяются в науке о туризме?




Глава 5 Применение общенаучных методов в исследованиях туристской деятельности.

5.1. Значение общенаучных методов исследования в туристской деятельности

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества.

Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения новых методов исследования, например эксперимента, моделирования.

Метод наблюдения является составной частью научного исследования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туризме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.

Наблюдение связано с работой органов чувств человека, зрения, принимающего наибольшую часть получаемой исследователем информации.

В наблюдении, когда задача сводится к констатации тех или иных явлений и фактов, важную роль играет творческое мышление.

Научное наблюдение требует подготовки: определения целей в соответствии с общими целями исследования, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достигнет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важные явления.

Бели на основе знания дела специалист проанализирует происходящие события, то он сделает соответствующие выводы. Тщательная подготовка наблюдения обеспечивает полноту и глубину, охват наблюдением существенных сторон изучаемого явления и деталей, которые имеют значение для нимания сущности туристской деятельности.

Необходимым условием успешного применения метода наблюдения являются активность исследователя, его участие в изучаемых процессах там, где это возможно, его заинтересованность в познании.

Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая подсказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректирует его ход.

Для научного исследования важна всесторонняя подготовка наблюдателя, глубина его общих знаний об изучаемом процессе. Результат наблюдения опытным специалистом будет более высоким, чем наблюдения, выполненные неопытным специалистом. Для метода наблюдения применяются различные приборы.

Интервью — это личное общение исследователя с заинтересованными лицами, при котором он задает вопросы и фиксирует ответы.

По форме проведения интервью может быть непосредственным (лицом к лицу) и опосредованным, например по телефону. Интервью предполагает беседу в целях выяснения проблем в туристской деятельности в целом, о турпредприятии в частности. Опрос можно проводить несколькими экспертами-прогнозистами, но так, чтобы интервью не превратилось в дискуссию. Этот метод идентичен методу очного (заочного) анкетирования, когда ответы даются в письменной форме.

Анкетирование — это ответы на поставленные вопросы, разработанные исследователем, когда респондент отвечает на вопросы в анкете. Существует несколько форм постановки вопросов в анкетах, предназначенных для экспертов. Для решения некоторых проблем используется анкеты типа «вопрос—ответ». В них содержится один или несколько вопросов, и на каждый из них в анкете приведены два ответа или более. Эксперт должен указать один из подготовленных ответов, сопровождая его своим обоснованием. Вопросы ставятся с учетом качественной и количественной характеристик ответа.

При исследовании сложных проблем в целом или их отдельных аспектов анкеты могут содержать описания в определенной логической последовательности нескольких взаимосвязанных по времени (или месту) событий (от настоящего к будущему). Совокупность выдаваемых экспертам событий с их характеристиками представляет собой как бы набор сценариев. От экспертов требуется оценка событий и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития исследуемого процесса.

Постановка вопроса экспертам проводится с учетом определения перспективы развития конкретных процессов. Они должны экстраполировать (переносить) известные знания на неизвестное, но познаваемое будущее. Например, указать возможное развитие экстремальных видов туризма.

 

5.2. Методы анализа и синтеза в туристской деятельности Анализ и синтез — общенаучные методы, без которых не может обойтись ни один акт научного исследования.

Анализ представляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого события на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их для раскрытия сущности.

Синтез представляет собой процесс установления связей между выделенными элементами, признаками и противоположностями. Синтез позволяет мысленно сопоставить, сравнить, связать воедино все стороны рыночных отношений, создать целостную картину для оценки и принятия управленческого решения.

Анализ и синтез — это противоположно направленные (анализ — от целого к части, синтез — от части к целому) и в то же время неразрывно связанные между собой процессы познания.

Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования турпредприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия 'персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта.

Анализ и синтез используются при исследовании, например, работы турпредприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом.

Посредством этих методов уясняются положительные стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.

Функция анализа состоит в выделении различных признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.

Функция синтеза состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.

При анализе, например, можно выявить, что повышение цен на нефтепродукты повлечет за собой рост цен на бензин, горючесмазочные материалы, а это, в свою очередь, будет способствовать удорожанию туристских путевок.

 

Использование анализа и синтеза при научных исследованиях способствует познанию истины.

Изучая туризм вообще или его отдельные виды, исследователь мысленно расчленяет деятельность персонала каждого в отдельности и вместе с тем выявляет связь и взаимодействие элементов, свойств и сторон их в целом.

Следует иметь в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа:

факторный, логический, контент- анализ, эмпирический и др.

Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных.

Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом.

В туризме факторный анализ используется в связи с анализом потребительского спроса на турпутевки.

Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т.е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового турпродукта.

Логический анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементыдля которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных видов деятельности в турбизнесе:

международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства.

Метод контент-анализа применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.

Эмпирический анализ — это простое разложение целого на его составные, более простые элементарные части.

Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного. Этот метод включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации.

Теоретический синтез — это расширенное исследование, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

5.3. Эксперимент как практический метод исследования Эксперимент является практическим методом научного исследования. В сравнении с наблюдением эксперимент требует в большей степени творческого мышления, продумывания деталей намечаемых действий, планирования. Это один из способов накопления фактического материала.

Эксперимент выступает как способ получения достоверных данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности.

Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли.

Эксперимент позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает простор для активной деятельности исследователя и его творческой мысли.

В туризме применяются производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.

 

Познавательный эксперимент способствует выявлению функционирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному плану, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения.

В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изучать происходящие процессы в турбизнесе.

Экспериментальные данные нельзя абсолютизировать, они ограничены и требуют определенных корректив на основе применения логических методов исследования.

Существуют такие области туристской деятельности, в которых эксперимент по различным причинам невозможен, в частности проведение эксперимента в космическом туризме и в дайвинг-туризме одновременно. К проведению научного эксперимента предъявляются высокие требования, например создание условий, максимально приближенных к действительному процессу.

В туристской деятельности применяется мысленный эксперимент, который позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически, и осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Окончательную оценку мысленный эксперимент может получить в процессе проверки его результатов на практике.

Управленческий эксперимент применяется как пробное внедрение нововведения в руководстве с целью оценки возможных последствий в турпредприятии.

В туристской деятельности важным является социальный эксперимент как метод научного познания, основанный на создании специальных характеристик социального объекта под управляющим воздействием общества или руководства турпредприятия.

Если социальный эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то в комплексе два эти эксперимента представляют собой социально-экономический эксперимент. С помощью этого метода можно решать следующие задачи: создание системы материального стимулирования и мотивации; распределение должностных обязанностей, уточнение прав и ответственности сотрудниками турпредприятия; совершенствование взаимодействия персонала;

коммуникативность или общение с потребителями услуг.

Под экспериментальными исследованиями в туризме понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над факторами, которые влияют на результаты. Например, выявляется реакция клиентов на цены турпакетов.

Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель рыночной доли).

5.4. Методы познания потенциальных возможностей турбизнеса К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятся методы сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному.

Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий.

Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными.

Большое значение метод сравнения приобретает для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.

Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:

во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопустимы сравнения несоизмеримых явлений;

во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ограничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;

в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким признакам сходства и различия, которые имеют существенное значение, что обеспечит значимость и достоверность выводов.

Применение метода сравнения объясняется особенностями туристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Дли успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг.

Метод абстрагирования позволяет выявить4 типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.

В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.

При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его.

Отход от абстракции оказывается необходимым для получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конкретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определенного вида туризма создается полное и всестороннее представление о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами туризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.

Методы абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носят универсальный характер и являются обязательным для любого процесса научного исследования в туризме.

Он применяется и в тех случаях, когда исследователь н! задумывается над его содержанием и использует его интуитивно. Осознанное применение этого метода с учетом его достоинств и содержащихся в нем трудностей очень эффективно при научном исследовании.

Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объединения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков. Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только индивидуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные признаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.

Степень общности фактов (событий) может быть различной. Отсюда и различие в уровнях обобщения — от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления.

Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений в туризме. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к познанию латентных связей. Для раскрытия сущности исследуемого явления недостаточно, поэтому необходимы обобщения более высокого порядка, и те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.

Формой обобщения опыта в туризме являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.

5.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок при исследованиях в туристской деятельности Суть исторического метода заключается в изучении, прослеживании событий и явлений в их конкретной эпохе. Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности. Например, исторически туризм получил свое развитие сначала с пешеходных прогулок по разработанным маршрутам (в лесопарковой зоне, у морского побережья), затем появился пешеходный туризм как лечебное средство — терренкур.

Историческое и логическое в туристской деятельности — это две стороны одного и того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной линией, квинтэссенцией, а историческое — многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.

Логический метод выступает как обобщенное отражение исторического явления, должен соответствовать логике развития предметов, явлений, событий и процессов объективного мира.

В основе логического метода лежат закономерности, присущие реальной действительности. В туризме любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние. Например, раньше бронирование мест для туристов в отелях осуществлялось по телефону в малых количествах. В современных условиях потоки туристов значительно увеличились. Бронирование мест в отелях стало возможным в режиме реального времени с помощью Интернета. Для качественного обслуживания клиентов на рынке туристских услуг появилось большое количество турпредприятий, использующих информационные технологии.

Методы экспертных оценок используются при исследовании сложных и многоплановых явлений туризма, в которых окончательное решение принимает специалист. В них исключается взаимное влияние экспертов в ходе поиска объективного ответа или оценки на поставленный в исследовании вопрос. Например, один из методов экспертных оценок — «Дельфи» — устраняет общение специалистов между собой. Каждый эксперт получает определенную последовательность вопросов, задаваемых с помощью анкет. На основании данных он создает свою индивидуальную модель исследуемого явления, выявляет нужные ему связи, делает вывод. Затем у экспертов отбирают анкеты, производят статистическую обработку индивидуальных выводов, формулируют несколько общих коллективных выводов. При этом выявляют и обобщают аргументы в пользу каждого из установленных коллективных выводов. Эти данные (несколько выводов и их аргументация) вновь выдают экспертам, которые пересматривают их оценки и объясняют несогласие с коллективными выводами. Процесс обработки повторяется, в результате количество коллективных выводов уменьшается. После трех-четырех процедур удается получить один коллективный вывод, который превосходит по качеству любой индивидуальный.

К основным средствам повышения объективности результатов при использовании метода «Дельфи» относится обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат этот метод не всегда удается реализовать на практике. Его заменяют методом моделирования систем — морфологическим или сетевым, с использованием компьютерной техники.

Иногда метод сочетают с элементами деловой игры. Например, эксперту предлагают проявить самооценку, ставя себя на место сотрудника управления турпредприятия. Для обработки индивидуальных выводов для этого метода применяются математические методы, позволяющие учитывать степень компетенции каждого эксперта, уровень общей информированности, другие условия проведения экспертизы.

Метод «Дельфи» применяют при экспертном прогнозировании в планировании предприятия и сбыта продукции. Как итеративная процедура он используется при проведении «мозговой атаки».

Метод стал средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

К методам экспертных оценок относятся также методы программно-целевого планирования и экспертного опроса.

Метод программно-целевого планирования способствует увязыванию целевых установок турпредприятия со своим ресурсным обеспечением. Каждая программа включает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов, например программных матриц.

Успех экспертного опроса зависит от подбора экспертов, организации и условий их работы, принятого ими метода обработки индивидуальных выводов. Большее влияние на исход опроса оказывает выбранная организаторами экспертизы форма постановки вопросов и их четкость, исключающая неоднозначность толкования.

5.6. Применение частных методов при исследованиях в туристской деятельности Частные методы применяются для решения конкретных задач по профессиональному совершенствованию всего персонала турпредприятия или отдельных сотрудников. В процессе туристской деятельности могут использоваться следующие частные методы, направленные на обучение и воспитание сотрудников:

метод воздействия коллектива — формирование у сотрудников морально-нравственных качеств;

метод осуществляется путем воздействия общественного мнения, формируемого в ходе профессиональной деятельности;

метод объективной оценки — определение успешности воспитательного процесса, предоставляющего персоналу возможность сделать вывод о том, что их напряженный труд приносит свои плоды, материализуясь в улучшение соответствующих качеств и навыков, способствуя дальнейшему повышению их активности;

метод поощрения — использование способов морального и материального стимулирования персонала для достижения поставленных перед ними общественно-экономических значимых задач;

метод примера — воздействие поступками одних членов коллектива на сознание и поведение других;

метод принуждения — создание сотрудникам таких условий, при которых они помимо своего желания будут обязаны подчиняться предъявляемым к их поведению требованиям;

метод упражнения — применение способов сознательного и многократного повторения рациональных поступков и действий сотрудников, направленных на повышение качества обслуживания потребителей услуг.

5.7. Значение методической подготовки сотрудников турпредприятия Методическая подготовка сотрудников является составной частью процесса туристской деятельности. Методическая подготовленность персонала означает их степень или уровень квалификации.

Усвоение различных методов сотрудниками турпредприятия осуществляется в виде занятий по совершенствованию умений и навыков в туристской деятельности. Использование методов направлено на повышение профессионального мастерства руководства турпредприятия, разработку документации, совершенствование мастерства менеджеров отделов и служб, проектирование нового турпродукта, внедрение новых форм и методов подготовки персонала.

Для персонала турпредприятия издаются методички, раскрывающие частные методы по качественному обслуживанию потребителей услуг. Методички помогают организовать и провести туристские мероприятия.

Для туристской компании целесообразно оборудовать методический класс с наглядными пособиями и техническими средствами обучения персонала. Здесь же можно проводить методические совещания, семинары, консультации инструктажи, деловые игры с персоналом, другие мероприятия, направленные на решение конкретных задач профессиональной деятельности. Руководство может давать отдельным сотрудникам методические задания для выполнения конкретных профессиональных задач или при их проверке.

Таким образом, методическое обеспечение сотрудников тур- предприятия способствует формированию у них знаний, навыков и умений, лучшей организации и проведению туристских мероприятий.

Менеджеры должны участвовать в так называемом мониторинге сотрудничества по сбору и анализу информации о контактах и связях с туроператорами, турагентами, другими специалистами туристских организаций разных стран, прогнозировать эту деятельность. В туристской деятельности им необходимо знать:

методы административного управления — использование распоряжений, приказов, предписаний, норм, обязательных для выполнения управляемыми подсистемами;

методы экономического управления — управление тем, что приносит выгоду исполнителям;

экспертное консультирование — проведение диагностики, разработка рекомендации по информации клиента и внедрение решений в практику;

процессное консультирование — взаимодействие специалистов (консультантов)~консалтинга на всех этапах разработки проекта с клиентом, когда клиента побуждают высказать свои идеи, предложения; консультант вместе с клиентом анализирует проблемы и разрабатывает предложения;

обучающее консультирование — разработка специалистами новых идей, учебных продуктов, осуществление ими обучающих процессов: проведение лекций, семинаров, мастер-класса, круглого стола, проверка знаний и их оценка;

методическое мастерство — синтез теоретической зрелости, профессиональной подготовки, организационных способностей и личностных качеств, определяющих успешность обучения и воспитания сотрудников; мастерство вырабатывается в ходе теоретической подготовки и практики, интегрируясь в комплекс разнообразных знаний, навыков и умений; задачи специалиста — высококачественная организация и проведение туристских мероприятий, совмещение общественной и личной деятельности, выполнение бизнес-плана, творческое саморазвитие, эффективное использование технических средств, осуществление четкого учета и контроля.

5.8. Моделирование как метод исследования реальных процессов в туризме Моделирование — метод (или процесс) изучения свойств объектов посредством исследования соответствующих свойств их моделей.

Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т. е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании.

Моделирование содержит специальные понятия, которые составляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет основу процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, математическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные области туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.

Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в определенном состоянии, характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами.

Динамические модели описывают процессы изменения и развития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во времени, когда происходят процессы изменения и развития конкретной системы.

Модель одного из видов туристской деятельности может включать в себя:

построение описательной информационной модели;

создание формализованной модели;

преобразование формализованной модели в компьютерную модель;

проведение компьютерного эксперимента;

анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели;

решение о возможности использования модели в практической деятельности по совершенствованию изучаемого процесса или явления.

Разработка модели в туризме начинается с построения ее профиля, или так называемого каркаса.

Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть выделено множество, возникает задача их упорядочивания и систематизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения своеобразных обобщенных матмоделей, которые следует рассматривать в качестве базовых моделей.

Метамодели туризма — это, во-первых, модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социальной действительности, его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего развития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соотношение сил между национальными, ведомственными и территориальными туристскими организациями; разработка и совершенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве подсистем входят теоретическая, методическая и практическая подготовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.

Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспечения туристских мероприятий (изменение экономического обеспечения туризма по отраслевым признакам и их отдельных элементов); совершенствование материально-технической базы — инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств^ аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой деятельности и ее элементов;

изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.

Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уровне метамоделей, например космического туризма, моделирование которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться:

социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.

Модель может предусматривать конструирование таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.

Менеджмент и маркетинг в туризме может предусматривать проектирование модели, в которой главными компонентами концептуальных положений являются: формирование целей и стратегического планирования; использование принципов, закономерностей, функций и методов, направленных на эффективность управления в финансовом менеджменте; организация маркетинга в регионах для развития туризма; совершенствование предпринимательской деятельности;

экономико-правовых отношений; исполнение законов в сфере туризма; знание форм и методов внешнеэкономической деятельности.

При подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма модель может предусматривать такую последовательность построения:

система туристского образования; конструирование содержания образования; модели специалиста;

принципы и технология обучения; активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности; система послевузовского образования, уровневая структура и многообразие форм повышения квалификации.

Для оздоровительных мероприятий модель предусматривает проектирование механизмов и факторов восстановительного воздействия на организм человека, а также технологию разработки и применения специальных программ. В целях улучшения здоровья людей различных половозрастных групп используются различные виды рекреации.

Модель туризма предусматривает также проектирование основ теории туризма, изучение закономерностей развития человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разных формах и видах туризма (физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура).

Контрольные вопросы Какие эмпирические методы исследования в туристской деятельно-, сти вы знаете?

Как характеризуются эмпирические методы исследования в туристской деятельности?,v В чем заключается смысл анализа и синтеза на отдельных этапах научного познания туризма?

Каковы функции анализа и синтеза?

Какие виды анализа вы знаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: