ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАНАДЫ




 

После принятия английским Парламентом и опубликования 17 апреля 1982 г. Акта о Канаде последняя получила собственную Конституцию. До этого ни один акт в Канаде не имел подобного наименования. Для этого были весьма веские причины. Сначала Канада была колонией, а затем доминионом Великобритании. В действовавшем в качестве основного акта в Канаде — Акте о Британской Северной Америке 1867 г. были весьма существенные пробелы, чтобы этот Акт можно было характеризовать как полноценную конституцию. Кроме того, многочисленные документы конституционного характера дополняли Акт 1867 г.

Хотя при издании Акта 1867 г. его создатели имели намерение дать Канаде конституцию и юридический комитет Тайного совета неоднократно подчеркивал, что целью этого Акта является именно предоставление конституции но ни в одном положении этого Акта этот термин не был употреблен. Только после принятия Акта о Британской Северной Америке (№ 2) 1949 г., которым была внесена очередная поправка в Акт 1867 г. (ст. 91), термин «конституция» (точнее—«конституционный акт») был упомянут. В 1965 г. канадское Правительство популяризировало этот термин, опубликовав Белую книгу с названием «Изменение Конституции Канады».

Конституционный акт 1982 г. оформлен в качестве приложения к Акту о Канаде. Другими словами, Канада получила собственный Основной закон, который имеет весьма специфические особенности. Главное в этом Акте то, что им была проведена репатриация, «возвращение на родину» канадской Конституции, поскольку ни один акт парламента Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии после вступления в силу Конституционного акта 1982 г. не может являться частью права Канады (п. 2 Акта о Канаде). Тем самым была прекращена какая-либо возможность принимать законы для Канады парламентом Великобритании; отныне все изменения Конституции проводятся исключительно полномочными канадскими органами, а не бывшей метрополией.

Принятая Конституция явилась результатом затяжного кризиса государственно-правовой структуры страны, выражавшегося главным образом в росте децентралистских, сепаратистских тенденций. В основе данного лежали следующие факторы: «...во-первых, процесс превращения отдельных экономических районов Канады в придатки хозяйственного комплекса США и развитие на этой основе дезинтеграционных процессов в экономике страны, во-вторых, происходящий сдвиг в балансе экономических сил в рамках федерации в пользу западных провинций (в первую очередь Альберты и Британской Колумбии), что нарушает традиционное господство Онтарио в народном хозяйстве Канады, в-третьих, нерешенность национального вопроса».

В результате принятия Акта о Канаде 1982 г. последняя получила Конституцию, которую трудно назвать таковой в традиционном понимании этого термина. В состав Конституции согласно п. 2 ст. 52 Конституционного акта 1982 г. входят Акт о Канаде 1982 г. наряду с названным Конституционным актом, акты, указанные в приложении, изданные ранее (последние включают законодательные акты английского парламента и приказы в Совете с 1867 г.), и поправки к какому-либо акту или приказу, указанным выше.

Конституционный акт 1982 г. (п. 1 ст. 5 2) провозгласил, что Конституция (т. е. совокупность актов) является высшим законом страны и любой закон, ей не соответствующий, не действует и не имеет юридической силы. Если в целом рассмотреть круг вопросов, регулируемых названной совокупностью актов, и сравнить его с традиционным, то можно увидеть, что вне конституционного регулирования оказались такие важнейшие институты, как гражданство, значительная часть избирательного права, основы организации судебной власти, законодательная процедура, институт конституционного контроля и некоторые другие.

Важнейшим актом, объединяющим другие акты и как бы сводящим их в единый блок, стал Акт о Канаде 1982 г. с приложенным к нему Конституционным актом 1982 г. Если рассматривать Конституционный акт 1982 г. в качестве самостоятельного, то он внес некоторые новые элементы в существовавший конституционный правопорядок. Он закрепил основные права и свободы граждан, установил процедуру внесения поправок в Конституцию и внес уточнения в распределение компетенции между федеральными властями и субъектами федерации — провинциями в использовании естественных ресурсов.

Включенная в Конституционный акт 1982 г. Хартия прав и свобод заменила ранее действовавший Билль о правах 1960 г., не имевший силы конституционного закона. Она придала закрепленным в ней правам и свободам высшую юридическую силу по сравнению с другими правами и свободами, в ней не указанными. В самой Хартии, однако, не затрагиваются социальные и экономические права и свободы; в ней делается упор на права и свободы личного и политического плана (свобода совести, вероисповедания, мысли, убеждений, включая свободу печати и других средств массовой информации, а также свобода собраний, объединений — ст. 2; право избирать и быть избранным — ст. 3; свобода передвижения —ст. 6 и др.) с предоставлением гражданам гарантий юридического, но не экономического характера. При этом достаточно детальное регулирование предусмотрено только для личных прав и свобод, относящихся к личной неприкосновенности и правам при судебном преследовании. Многие права и свободы носят назывной характер; их подробное регулирование отнесено к другим юридическим актам и судебной практике. Несомненным достоинством Хартии явилось запрещение дискриминации по признакам расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возраста, умственных и физических недостатков (ст. 15 Конституционного акта 1982 г.). Хартия провозгласила официальными английский и французский языки, придав им равный статус и сместив, таким образом, проблему равноправия франко-канадцев и англо-канадцев к вопросу о равноправии языков. Провинция Нью-Брансуик, помимо Квебека, является единственной, в которой франкоговорящее население достаточно значительно (в местностях, примыкающих к Квебеку). В Хартии закреплено двуязычие в этой провинции (п. 2 ст. 16; п. 2 ст. 17; п. 2 ст. 19; п. 2 ст. 20).

Нельзя не обратить внимание, что в Хартии основами прав и свобод провозглашено «верховенство Бога и господство права»; в ней же содержится требование толковать Хартию с учетом целей сохранения и приумножения многокультурного наследия канадцев (ст. 27). Вызывает некоторое удивление молчание Хартии по поводу культурного достояния франкого-ворящих канадцев, хотя в отношении прав и свобод коренных народов — индейцев, инуитов (эскимосов), метисов — имеются специальные постановления. В целом по своему содержанию Хартия прав и свобод представляет собой документ ограниченно демократического характера, не внесшего коренных изменений в существовавший до ее принятия статус личности.

Важной на первый взгляд является вторая часть Конституционного акта 1982 г. «Права коренного населения Канады», установившая (п. 1 ст. 35), что «существующие исконные или вытекающие из договоров права коренного населения Канады признаются и подтверждаются». Позже в эту часть были включены нормы о регулировании земельных отношений, о равноправии мужчин и женщин. Дальше этих деклараций Акт не идет и не содержит каких-либо указаний о перечне этих прав и свобод. Статья 35-1 говорит лишь о способах урегулирования прав и свобод коренных народов в будущем (о конституционной конференции, о ее составе, об участии в этой конференции представителей коренных народов). Другими словами, предполагается, что эти проблемы должны быть разрешены в неопределенном будущем.

Второй частью Конституции Канады 1982 г. стала совокупность ранее принятых парламентом Великобритании актов о Британской Северной Америке (1867, 1871, 1886, 1907, 1915, 1930, 1940, 1949, 1960, 1964, 1965, 1974 гг., два акта 1975 г.), другие законодательные акты (Акт о парламенте 1875 г., Вестминстерский статут 1931 г.), ряд приказов в Совете. Большинство из указанных актов в приложении к Конституционному акту 1982 г. были переименованы; многие из них получили название «Конституционный акт». Ряд ранее действовавших законов и приказов отменен. Таким образом, в качестве конституционных приложение называет 24 акта. Если же к ним прибавить и сам Акт 1982 г., то общий конституционный блок включает 25 документов.

Акты, упомянутые в приложении, можно разделить на несколько групп: акты о Британской Северной Америке, девять актов о провинциях, другие отдельные законы (Акт о парламенте 1875 г. и Вестминстерский статут 1931 г.). Если переименованные акты о Британской Северной Америке в основном регулируют отношения на федеральном уровне (хотя имеются и исключения) и отношения между центром и провинциями, то акты о провинциях носят двойственный характер. Прежде всего акты о присоединении провинций к Канаде регулируют основы устройства самих провинций; они представляют собой важнейший закон в конституциях провинций. В то же время в этих же актах содержатся нормы, которые по праву должны находиться в законах более высокого, т. е. федерального, уровня. Например, в ст. 3 и 4 Акта о Манитобе сказано о численности и порядке предоставления провинции мест в Сенате и Палате общин Канады; ст. 5 и 6 Акта о Саскачеване говорят о том же, как и ст. 8 приложения к Условиям присоединения Британской Колумбии.

Хотя Акт 1982 г. закрепил суверенитет Канады и конституционную независимость от Великобритании, но этот закон отразил и компромисс между Канадой и бывшей метрополией. Главой канадского государства по-прежнему остается английский монарх, представленный в стране генерал-губернатором (таким образом, по форме Канада продолжает оставаться монархией).

Канада является парламентской федерацией, состоящей из 10 провинций и 3 территорий. Основным документом, юридически утверждающим её государственное устройство является Акт о Британской Северной Америке, ставшей основой для современной канадской Конституции 1982 года.

Несмотря на то, что первоначально страна была названа конфедерацией, фактически она является федеративным государством в связи с глубокой интеграцией провинций и территорий, а также прерогативой центрального правительства над местными.

Главой канадского государства является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но фактически они являются декоративным элементом политической системы Канады, выполняя церемониальные функции. Фактическим главой исполнительной власти считается обладающий широкими полномочиями премьер-министр и формируемый им кабинет министров.

Важнейшим элементом политической системы Канады является принцип разделения властей, унаследованный от Великобритании. Исполнительная власть представлена назначаемым Королевой генерал-губернатором, премьер-министром – лидером партии парламентского большинства и назначаемым им кабинетом министров. Законодательной властью является Федеральный парламент, состоящий из двух палат: сената и палаты общин. Судебная власть в Канаде представлена Верховным судом, занимающимся всеми юридическими вопросами – от уголовных дел до признания конституционности тех или иных законов.

Вторым важным элементом в политической системе Канады является то, что она построена на основе федеративного устройства, предусматривающего существование правительств субъектов федерации наряду с центральными органами власти. Также канадские провинции и территории обладают довольно широкой автономией во многих вопросах, хотя Конституция и предусматривает приоритет федеральных законов над местными.

Процедура принятия поправок к Конституции довольно сложна. Для обретения поправкой статуса конституционного закона необходимо не только одобрение её Парламентом, но также и легислатурами семи из десяти провинций. По некоторым особо важным вопросам государственного устройства требуется согласие всех десяти провинций.

Законодательная власть Федеральный Парламент Канады является одним из центральных органов политической системы страны главным институтом законодательной власти. Как и в большинстве федеративных государств, структурно Парламент состоит из двух палат: нижняя по аналогии с Великобританией называется палатой общин, а верхняя по примеру США сенатом.

Состав палаты общин формируется на основе прямых, равных и всеобщих выборов на пять лет, за исключением случаев роспуска нижней палаты. Количество членов палаты общин возрастает вместе с населением Канады, а также зависит от величины одного избирательного округа, так как формально нижняя палата формируется на основе мажоритарной системы, т.е. депутат избирается от избирательного округа, представляя ту или иную территорию. В настоящее время Канада является страной с несовершенной двухпартийной системой, т.е. в качестве основных субъектов в стране действуют две основные партии, время от времени блокирующиеся с рядом мелких политических сил.

Верхней палатой канадского Парламента является сенат. Важная особенность сената заключается в том, что он был сформирован по образцу палаты лордов в Великобритании. Его состав формально назначается генерал-губернатором, а фактически – премьер-министром. Чаще всего члены сената имеют одинаковую с премьер-министром партийность. На протяжении нескольких десятков лет порядок формирования сената вызывает недовольство многих политических сил. В 80-ые годы XX века были предприняты попытки реформирования сената, но они не увенчались успехом.

Для того, чтобы стать сенатором, необходимо являться гражданином Канады, быть старше 30 и младше 75 лет, обладать имуществом не менее чем на 4000 канадских долларов, а также проживать в провинции, представителем которой сенатор является.

По идее сенат призван представлять в Парламенте региональные интересы Канады, но на практике из-за форм и методов формирования, он фактически не способен выполнять возложенные на него функции и наряду с палатой лордов в Великобритании, является пережитком политической системы, тем не менее традиционно сохраняемым.

Помимо представления интересов провинций и территорий Канады, функция верхней палаты заключается в одобрении и внесении поправок в законопроекты, принятые палатой общин.

Законодательный процесс в канадском Парламенте включает в себя такие элементы как законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях сессии и в комитетах, принятие и утверждение, а также опубликование закона. Правом законодательной инициативы в Канаде обладают депутаты обеих палат Парламента и члены Правительства. Члены Парламента на каждой сессии вносят от своего имени большое количество законопроектов, но лишь малая их часть достигает стадии голосования в связи с большой загруженностью работой и невозможностью рассмотрения всех законопроектов.

Обе палаты Парламента обладают правом абсолютного вето на любые законопроекты, кроме финансовых. Также сенат имеет право вето на конституционные изменения сроком до 180 дней.

Исполнительная власть

Федеральное Правительство Канады является центральным органом исполнительной власти, вырабатывающим и приводящим в жизнь государственную политику.

Особенностью формирования исполнительной власти Канады является формальная и фактическая стороны. Формально главой государства и правительства в Канаде является монарх, представленным генерал-губернатором, который в свою очередь назначает Тайный Совет. Фактически же главой правительства является премьер-министр и назначаемый им с одобрения палаты общин кабинет министров.

Институт генерал-губернаторства закреплён в Акте о Конституции (статьи 11-15) и по закону генерал-губернатор, представляя на земле Канады британского монарха – главу Канадской федерации, обладает очень широкими полномочиями. Он назначает членов Тайного совета, сената, судебных инстанций, лейтенант-губернаторов провинций. Также он утверждает или отклоняет законопроекты, одобренные обеими палатами Парламента, определяет время его созыва и роспуска, даты выборов в палату общин а также является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Несмотря на столь широкие властные прерогативы, генерал-губернатор вкупе с монархом играет чисто декоративную роль «безвластного главы государства». В настоящее время его роль сводится к подтверждению решений других органов власти и осуществлению церемониальных функций. Политический рейтинг у генерал-губернатора весьма невысок – он часто проигрывает не только премьер-министру, но и федеральным и провинциальным министрам, судьям и мэрам городов, осуществляет кабинет министров, возглавляемый премьером.

Что касается монарха, то здесь важное значение имеют духовные традиции связи Канады со своей бывшей метрополией. Сохранение монархической формы правления устраивает не всех канадцев – особенно молодого поколения и франкофонов, в то время как старшее поколение и англо-канадцы более спокойно относятся к устаревшим институтам власти. Учитывая мирный, конституционный и постепенный процесс изменения государственного устройства Канады, некоторые её общественно-политические деятели не исключают, что через несколько десятков лет Канада может стать республикой. Сторонники монархизма наоборот предполагают основание собственной королевской династии Канады с сохранением современных функций монарха.

Фактическое руководство государственной политикой Канады во всех сферах осуществляет кабинет министров, возглавляемый премьер-министром и являющийся Федеральным Правительством Канады.

Поскольку Канада является парламентским государством, то её Правительство как правило формируется партией или коалицией, занявшей большинство мест в палате общин, хотя в истории Канады были и «правительства меньшинства». Лидер партии или коалиции назначает кабинет министров, через неделю одобряемый или неодобряемый палатой общин. Как правило, министрами становятся члены парламента, три дня в неделю обязанные участвовать в его сессиях.

Если Парламент недоволен результатами деятельности Правительства, то может выразить ему вотум недоверия; тогда правительство обязано уйти в отставку.

Ещё одной специфической чертой формирования канадской исполнительной власти является «принцип региональной привязки». В соответствии с данным принципом назначение на определённый министерский пост от той или мной провинции связано с экономической спецификой. Для примера, главой министерства рыбного хозяйства обычно становится выходец Британской Колумбии или атлантических провинций.

Очередной особенностью канадской системы исполнительной власти является институт политических министров. Он включает в себя осуществление контроля и патронажа министром над своей провинцией обычно по поручению главы правительства. В сферу деятельности политических министров входят распределение государственных заказов частным компаниям а также назначение представителей данной провинции на высокие государственные посты.

Судебная власть

Высшей юридической властью в Канаде является Верховный суд. Его роль, место и функции в государственно-политической системе Канады были определены с принятием специального Акта о Верховном суде Канады, в 1875 году принятым Федеральным Парламентом. Но несмотря на организацию Верховного суда, он ещё долго не являлся высшей судебной инстанцией страны. До 1933 года по уголовным, а до 1949 и по всем остальным делам эта функция принадлежала Судебному комитету Тайного совета Великобритании. Только в 1949 году Федеральный Парламент принял новый акт о Верховном суде Канады, который признал его право осуществлять высшую юридическую власть в стране.

Состав, структура и функции современного Верховного суда Канады регулируются федеральным законом 1970 года в соответствии с которым главой суда является председатель, именуемый «главным судьёй» и восьми членов, которые назначаются генерал-губернатором, фактически же – премьер-министром и могут быть отправлены в отставку только по рекомендации обеих палат Парламента. Срок полномочий членов Верховного суда сохраняется до достижения ими 75 лет.

Функциями Верховного суда являются не только рассмотрение и вынесение окончательных приговоров по гражданским и уголовным делам, но также толкование конституционных норм и положений в виду отсутствия в Канаде Конституционного суда. Верховный суд Канады является и высшей апелляционной инстанцией, а в последние десятилетия играет значительную роль в урегулировании отношений между федеральным центром и провинциями.

ИТОГ Канада — это федеративное государство, состоящее из десяти провинций и трёх территорий.

 

Генерал-губернатор

представитель главы государства в королевстве, Королевы Канады.

назначается Короной по рекомендации премьер-министра на срок 5 лет.

главнокомандующий канадскими военными силами.

просит главу преобладающей партии в Палате общин сформировать правительство и стать его председателем, то есть премьер-министром.

 

Премьер-министр

глава федерального правительства

назначает членов правительства (исполнительная власть) и Сената (верхняя палата), послов, председателей государственных обществ, главных судей Верховного суда Канады

советует Короне или её представителю дату будущих всеобщих выборов

 

Сенаторы

заседают до 75-летнего возраста

105 человек

обладают властью отклонить законопроект, принятый Палатой общин

 

Депутаты

избираются на голосовании за одного кандидата в один тур

308 человек, или примерно один депутат на 75 000 избирателей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: