(диссертации, дипломного н курсового проекта)
Основными составляющими научно-исследовательской работы являются: научные положения; научные выводы; научные рекомендации; метод исследования; вклад в науку; научные проблемы; научные задачи.
Научные положения - это выраженные в виде четких формулировок основные научные идеи, принятые за основу при выполнении исследований или вновь выдвигаемые автором. Среди научных положений выделяют исходные посылки и научные результаты.
Исходные посылки - такие научные положения, которые являются отправными, начальными при выполнении исследований. Среди характерных типов исходных посылок можно выделить: понятия, категории, термины, определения, принципы, правила, математические предположения, допущения, ограничения и некоторые др.
Понятие - целостная совокупность суждений о наиболее существенных признаках исследуемого объекта.
Категория - основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания.
Термин - предельное краткое словесное отображение понятия.
Определение - расширенное словесное отображение понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.
Принцип - основное исходное положение в теории, учении, науке, мировоззрении и т.д.
Правило - положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений.
Математическое предположение - всякого рода расчетно-логические обоснования и доказательства (в простейшем виде -цепочка взаимосвязанных соотношений, а в наиболее развитом виде - та или иная совокупность взаимосвязанных теорем, лемм, аксиом и т.п., строгих математических предложений).
Допущение - предположение, положенное в основу упрощения реального объекта (процесса), используемое при исследовании.
Ограничения - требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимых при исследовании.
Допущения и ограничения, характеризующие границы, определяющие масштаб исследований в целом (по времени, пространству, исходным данным) называют рамками исследования.
Среди научных положений, являющихся научными результатами, выделяют следующие:
• выводы - представляющие собой итоговые утверждения констатирующего типа;
• рекомендации - являющиеся конкретными предложениями (т.е. что-либо предлагается).
Особую научную ценность представляют выводы, выражающие ранее не известные закономерности и законы;
• закономерность - объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений, выраженная, как правило, качественно, описательно;
• закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая связь явлений).
Указанное деление научных положений на исходные посылки и научные результаты является несколько условным в том смысле, что ранее полученные научные результаты исследований могут служить исходными посылками для последующих исследований, с другой стороны, вновь предлагаемые исходные посылки, ведущие к новому решению научной задачи, сами по себе могут являться важным новым научным результатом.
Следует также иметь в виду, что научные положения не исчерпывают все виды научных результатов. Научные положения - это результаты-сведения.
Другим видом научных результатов являются результаты-эффекты. Этот вид характерен для экспериментальных исследований реальных объектов, а также для процессов моделирования. Эффект - проявление свойств исследуемого объекта (процесса), представляющих интерес для исследователя. Эффект может быть зафиксирован (например, с помощью приборов), обнаружен, описан. При проведении научно-исследовательских работ результат-эффект всегда является промежуточным, предваряющим вытекающие из него (на основе анализа и обобщения) результаты-сведения, которые сначала обычно выражаются в форме выводов, а затем, возможно, и в форме рекомендаций (предложений).
Практика рецензирования научно-исследовательских работ свидетельствует о том, что очень многие авторы не могут изложить научные положения работы, особенно полученные новые научные результаты в форме, способствующей наиболее быстрой и безошибочной их оценке. Многие исследователи, правильно понимая под научным результатом любой результат, полученный с помощью научных методов (анализа, обоснования, прогнозиро-
вания и др.), не утруждают себя четким выделением среди полученных новых научных результатов тех из них, которые являются вкладом в науку, и тех, которые являются вкладом в практику.
Известно, что научный результат представляет собой итог исследовательской деятельности, полученный на основе применения того или иного научно-методического аппарата.
Научно-методический аппарат - это совокупность официально опубликованных методов (приемов, способов и средств) получения результатов, разработанных в ходе развития науки в соответствующей отрасли знаний и принятых к широкому использованию, т.е. апробированных на практике, прошедших экспертизу специалистов, обладающих вполне определенной и гарантированной степенью достоверности. При использовании нового или еще малоизвестного метода в задачи научно-исследовательской работы должна входить оценка требуемой и достигаемой с помощью данного метода точности получаемых результатов.
Обычно научно-методический аппарат включает в себя средства получения результатов и средства обоснования (проверки, доказательства или оценки) их достоверности или точности.
При отсутствии в момент исследования необходимой математической теории в научно-методическом аппарате могут быть использованы эмпирические приемы, основанные на обобщении экспериментальных результатов, и эвристические приемы, базирующиеся на интуиции, но лишь как средство получения результатов и только в том случае, если в научно-методическом аппарате также представлены средства обоснования достоверности или точности соответствующих результатов.
Новый научный результат - это результат, впервые полученный, ранее не известный науке. Экспертиза новизны защищаемых научных результатов проводится по всем существующим официальным публикациям, как отечественным, так и зарубежным. Возможность обнаружить самостоятельно полученный исследователем и не опубликованный им результат в публикации какого-либо другого автора представляет для ученого непредвиденную неприятность опасность. В этом случае представляемая новизна результата, а следовательно, и наличие соответствующего вклада в науку, автоматически перечеркивается. Исходя из сказанного, вполне естественным и даже необходимым, заслуживающим одобрения, является стремление исследователя найти и использовать первую же возможность срочно опубликовать (как иногда жаргонно выражаются, «застолбить») полученный научный результат, если он оценивается автором и научным руководителем как вклад в науку.
Очень выигрышно в научно-исследовательской работе выглядят сведения о том, что на те или иные идеи, выдвинутые автором (или с его участием), получены авторские свидетельства на изобретения, тем самым подчеркивается несомненная научная новизна соответствующих предложений автора, официально засвидетельствованных государственной патентной экспертизой.
Требование научной новизны заставляет исследователя не ограничиваться анализом лишь того, что известно в организации, где он работает (учится), а активно и настойчиво искать и анализировать все материалы, имеющие отношение к исследованию во всех доступных источниках путем посещения организаций, занимающихся вопросами по проблематике данного исследования, учреждений, вузов, личных контактов и связей со специалистами, занимающимися этими же или близкими вопросами и т.д.
Новые научные результаты исследовательских работ получаются в процессе поиска нового решения актуальной научной задачи (проблемы). Сущность поиска заключается в проведении научного изыскания, при этом избираемый и предлагаемый автором научно-методический аппарат выступает в качестве инструмента, с помощью которого проводится исследование, а способ его проведения находит выражение в той или иной методике. Методика исследования представляет собой вполне определенную совокупность методов (способов, приемов, средств) известного и предлагаемого научного аппарата, применяемых в определенной логической последовательности для решения конкретной научной задачи или проблемы.
Необходимо отметить, что научные результаты, полученные с помощью известных (опубликованных) методик исследования и с помощью известного научно-исследовательского аппарата или метода, применяемого таким же образом или для решения тех же научных или практических задач, как это описано в публикациях, считаются известными науке и не могут быть признаны новыми. Использование известных методик исследования и известного научно-методического аппарата без внесения новизны в их содержание или область применения - это работа, для осуществления которой не нужен труд ученого. Такая работа по сложности соответствует уровню дипломной работы.
Новый научный результат может быть Получен двумя путями:
• создание новых, более эффективных метода или методики исследования, что соответствует максимальной степени творчества. По этому пути проводится исследование, когда новая задача или проблема не может быть решена с помощью соответствующих
/
методик или если эти методики не обеспечивают необходимой точности результата;
• усовершенствование известных метода, методики исследования дополнением используемого в них научно-методического аппарата новыми элементами, приводящими к получению положительного результата. В качестве новых научных результатов в соответствии с целями исследования могут выдвигаться и рассматриваться сами новые или усовершенствованные методы, методика исследования (отдельные элементы) и то, что с их помощью получено (имеются в виду новые выводы, рекомендации, эффекты).
Среди новых научных результатов следует выделить те, которые по своему содержанию имеют лишь конкретное практическое значение, т.е. являются прямым вкладом в практику, и в силу этого никак не могут быть признаны вкладом в науку.
Деление научных результатов на те, которые являются вкладом в науку, и те, которые представляют собой вклад в практику, несколько условно, так как вклад в науку одновременно является и вкладом в практику.
Отличие научного результата, являющегося вкладом в науку, от результата, являющегося вкладом в практику, проявляется довольно четко по ответу на вопрос: «На использование какой категорией лиц ориентирован полученный результат - исследователей и практиков или он в основном годится только для практиков?»
При изложении результатов, являющихся вкладом в науку, типичны такие слова и выражения как:
• теория, методология, теоретические (методологические, методические) основы (положения);
• научный (научно-методический, методический, математический) аппарат (подход, метод, методика), обоснования (анализа, оценки, формализации, синтеза, построения, оптимизации, прогнозирования);
• теоретическое (теоретико-экспериментальное, математическое) обоснование (доказательство);
• закономерность, принцип, правило, гипотеза, постановка задачи;
• формализованное описание, математическая модель;
• аксиома, теорема, лемма, формула (формульное соотношение), математическая зависимость.
Само собой разумеется, что результат может быть признан вкладом в науку лишь в случае обоснования его корректности.
Перед указанными формулировками могут приводиться в виде причастий совершенного вида прошедшего времени слова, уточ-
няющие степень вклада исследователя в получение соответствующего научного результата, например:
• разработанный (усовершенствованный) автором методический аппарат;
• сформулированные (обоснованные, предложенные) теоретические положения;
• выявленные (установленные, впервые описанные) закономерности.
Такие уточняющие слова крайне целесообразно приводить там, где это возможно и уместно. Употребляя их, автор, с одной стороны, выходит на уровень наиболее четкого осознания степени своего личного вклада в науку, с другой - содействует упрощению и более оперативному решению задач экспертизы его диссертации.
Для научных результатов, являющихся вкладом в науку, характерна довольно высокая степень обобщения (собирательности), а иногда и абстрактности (отвлеченности): чем для большего количества разнообразных объектов годится тот или иной новый вывод, тем он ценнее для науки, и наоборот.
Среди результатов, являющихся вкладом в науку, результаты, заключающиеся в развитии методов, те. научно-методического аппарата, и в развитии методик исследования или, иначе говоря, результаты методического характера заслуживают особого признания. И это не случайно, ибо метод является двигателем науки.
Очень характерным недостатком проведения научно-исследовательской работы является неумение сформулировать научную задачу или поставить научную проблему.
Что же такое научная задана и научная проблема!
Понятие «задача» в русском языке имеет самые различные трактовки. Наиболее близким по смыслу к понятию «научная задача» является следующее: задача - то, что надо решить, при этом по крайней мере один метод решения известен. Соответственно проблема - то, что надо решить, при этом метод решения неизвестен.
При проведении научно-исследовательской работы, как правило, приходится иметь дело с двумя типами научных задач:
• научная задача, новому решению которой посвящена научная работа (задача научно-исследовательской работы в целом);
• частные научные задачи исследования, получаемые в результате декомпозиции научной задачи первого типа.
Следует отметить, что все задачи, а также их решение имеют одинаковые структурные элементы:
• научная задача выражается в виде пары, включающей предмет исследования и требуемый научный результат исследования, при этом, как уже отмечалось, подразумевается, что по крайней мере один метод решения задачи опубликован;
• решение научной задачи представляет собой взаимосвязанную тройку: предмет исследования, требуемый научный результат исследования и метод исследования (т.е. фактически решение научной задачи включает саму научную задачу и конкретный метод ее решения).
Следует особо подчеркнуть, что постановку научной задачи нельзя отождествлять с ее решением. Основу решения научной задачи все-таки составляет метод, а не то, что с его помощью получено. Это объясняется тем, что метод в науке хотя и создается ради результата, но сам по себе всегда играет решающую, принципиальную роль.
Четкая формулировка научной задачи, конкретизирующая предмет и требуемый научный результат исследования, называется постановкой научной задачи. Одна и та же научная задача может иметь несколько разных постановок, а при данной постановке - некоторое множество различных методов решения. При формулировке научной задачи предмет исследования излагается в виде исходных научных посылок, выражающих, что дано: состав переменных и постоянных исходных данных, вводимые допущения и ограничения.
Способ решения научной задачи, в зависимости от ее сложности, находит выражение в том или ином научном методе (научно-методическом аппарате) либо в методике исследования.
Научная проблема, как и научная задача, выражается в виде пары, включающей предмет изучения и требуемый научный результат исследования, однако при этом подразумевается, что метод не известен, по крайней мере, не опубликован.
Четкая формулировка научной проблемы, конкретизирующая требования и научный результат изыскания, называется постановкой проблемы.
Решение научной проблемы, как и в случае научной задачи, представляет собой тройку: «предмет исследования - требуемый научный результат - метод исследования»; в некотором смысле проблема представляет собой нерешенную задачу, а после решения научная проблема превращается в научную задачу.
При проведении научно-исследовательской работы, как правило, приходится иметь дело с проблемами двух видов:
• общая - это та крупная научная проблема, теоретическому
решению которой посвящена вся работа;
• частная (проще говоря, проблемный вопрос) - это не имеющая известного решения частная задача исследований, ведущая к решению общей проблемы.
Решение частных проблем, тл. частных научных задач исследования, методы решения которых неизвестны, составляют важнейшую, наиболее творческую часть научно-исследовательской работы.
Таким образом, научно-исследовательские работы обычно содержат научные результаты, получаемые тремя путями, а именно с помощью:
• известных решений частных научных задач исследования;
• новых, т.е. усовершенствованных автором, решений частных научных задач (имеются в виду решения задач в новых постановках и с помощью новых методов);
• заново осуществляемых решений частных проблем (проблемных вопросов).
При этом новые научные результаты, в том числе и являющиеся вкладом в науку, получаются в результате:
а) новых решений частных задач исследования;
б) решения частных проблем;
в) их сочетания с известными решениями частных задач при
менительно к конкретному предмету исследования.
К формулированию общей научной задачи (проблемы) исследования полезно перейти после формулировки цели исследования.
Цель научно-исследовательской работы - это та практическая задача или проблема, в интересах которой осуществляется:
а) новое решение актуальной научной задачи;
б) разработка теоретических положений или решение крупной
научной проблемы.
При такой трактовке цель будет предварять, но не дублировать научную задачу исследования.
Важное значение для проведения исследования имеет разработка и обоснование методики. Среди наиболее часто используемых методов исследования необходимо выделить такие:
1. Общенаучные методы: наблюдения, самонаблюдения, изме
рения и обработки результатов, моделирования (предметного, сим
вольного, мысленного), эксперимента (констатирующего, сравни
тельного, формирующего); методологические (гипотез и теорий),
установления причинно-следственных свйзей (сходства, различия,
объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих
изменений, метод остатков).
2. Методы логического мышления (на основе понятийного аппара
та, аппаратов суждений и умозаключений, а также логических про-
цедур абстрагирования, сравнения и обобщений): классификация, определение, анализ и синтез (прогрессивный и регрессивный), методы доказательств и опровержений (выведения и обоснования).
3. Методы математической логики в пределах исчислений: отношений (включая многозначные логики); предикатов; высказываний и др.
4. Методы исследования в конкретных науках.
5. Методы решения практических проблем и задач на стыках различных наук.
Совокупность данных методов позволяет формировать системы понимания (концепции) сущностей, принятых в качестве предмета исследований. Получаемые в итоге концептуальные модели представляют собой совокупность концептов (смысловых единиц) и причинно-следственных связей между ними.
Особое место отводится реализации результатов исследования. Согласно существующим нормативным актам, результаты научно-исследовательских работ считаются реализованными (внедренными), если их практическое применение засвидетельствовано в документах, утвержденных соответствующими должностными лицами (не ниже руководителей организаций, предприятий, учреждений, учебных заведений или их заместителей) для использования в народном хозяйстве, или если они нашли применение при разработке таких документов.
Отчеты о научно-исследовательской работе, учебники, учебные пособия, авторские свидетельства на изобретения являются формами публикации, а не формами реализации результатов исследований. Однако учебник (учебное пособие) и изобретение, вместе с тем, признаются и формами реализации, в случае их практического использования соответственно на занятиях в учебных заведениях и в конструкторских разработках какого-либо предприятия, если это засвидетельствовано актом, утвержденным руководителем соответствующей организации.