Социальная мобильность выступает в качестве особого понятия, которое характеризует процесс изменения индивидом или более широкой социальной группой своей социальной позиции в социальной структуре.
Мобильность (с лат. mobilis) – способность к быстрому передвижению, действию
Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) -
русский и американский социолог и культуролог, педагог.
Впервые в научную сферу это понятие было введено еще в 1927 году известным исследователем и социологом Питиримом Сорокиным. Именно им были выделены два основных типа социальной мобильности:
· Вертикальная социальная мобильность;
· Горизонтальная социальная мобильность.
Он рассматривал данный процесс как выполнение жизненной социальной функции.
2. Причины социальной мобильности:
Основной причиной этого процесса является резкое падение уровня жизни большинства россиян, прогрессирующая поляризация населения по доходам и нарастание неравенства социальных возможностей для индивидов из разных групп
Также причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.
3. Виды социальной мобильности:
• Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения различаются
• -восходящая мобильность (повышение статуса).
Например, получение звания, должности, награды, диплома
• -нисходящая мобильность (понижение статуса).
Например, увольнение, банкротство, разжалование
• Горизонтальная мобильность - переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Например, перемена религии, гражданства, семьи, профессии, места жительства, места работы.
4. Вертикальная мобильность:
Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.
В советском обществе работа в милиции в течение последних десятилетий представляла один из постоянно действующих каналов социальной мобильности, в частности перемещения из деревни в город, и происходило это в значительной степени из-за дефицита горожан, желающих служить в милиции. В московскую милицию принимали отслуживших в армии молодых людей в возрасте до 35 лет и не имеющих московской прописки. Иного способа попасть в столицу, как только устроиться в милицию у выходцев из российской глубинки могло и не существовать.
5. Горизонтальная мобильность:
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса, а перемещение из одного места жительства в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.
6. Маргинальность как социальное явление:
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).
Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:
• - находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и
• - испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.
К примеру классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена.
7. Маргинальность как социальное явление:
Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность.
Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.
Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для общественной морали, социального развития стран.
8. Заключение:
• Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.
• В подведение итогов можно сказать, что характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Это ещё раз доказывает, что социальная мобильность полезна и необходима и служит неотъемлемой частью культуры в общем.