Три стороны эмоционального процесса




1. субъективный тон

2. поведенческое проявление

3. физиологич процессы

 

22. Выражение эмоций. Эволюционный подход к объяснению эмоциональной экспрессии. Результаты эмпирических исследований эмоциональной экспрессии.
См жесткие эксперименты Лэндиса с фотками реальных эмоций, обшей мимики для каждой эм не нашли).
Гудинаф обнаружила у десятилетней слепоглухой девоч­ки хорошо сформированные мимические схемы почти всех видов, описываемых шкалой Вудвортса и Шлосберга. Это значит, что мимические схемы являются врожденны­ми.
Таким образом, на формирование мимического выражения эмоции оказывают влияние три фактора:

· врожденные видотипичные мимические схемы, со­ответствующие определенным эмоциональным состоя­ниям;

· приобретенные, заученные, социализированные спосо­бы проявления чувств, подлежащие произвольному конт­ролю;

· индивидуальные экспрессивные особенности, придаю­щие видовым и социальным формам мимического выра­жения специфические черты, свойственные только данно­му индивиду.

 

эмоции различаются своими социальными функ­циями. Некоторые эмоции, например, гнев, любовь, заин­тересованность, презрение, явно направлены на окружаю­щих и являются формой взаимодействия между челове­ком и его социальной средой. Другие же (например, страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер и являются ответом на то, что произошло с человеком. Правда, и эгоцентрические эмоции имеют социальное значение (люди, например, хотят показать, что они пе­чалятся из-за чужого несчастья, что кого-то боятся), но это является их вторичной функцией.

Все, что касается отношений между людьми, как пра­вило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции, направленные на других, в большей степени, чем эгоцентрические эмо­ции, подвержены влиянию культуры

 

Эволюционные теории эмоций

По мере того как обнаруживались ограничения двухфакторной те­ории, теоретики начали возвращаться к идеям, сформулированным Чарльзом Дарвиным более века тому назад. Согласно Дарвину, эмоции развиваются потому, что имеют адаптивное значение. Например, страх может помочь организму избежать опасности и следовательно способству­ет его выживанию. Следовательно, Дарвин рассматривал эмоции челове­ка как продукт эволюции. Это предположение служит основанием для нескольких широко известных теорий эмоций, разработанных независи­мо С.С.Томкинзом, Карроллом Изардом и Робертом Платчиком.

Эволюционные теории рассматривают эмоции преимущественно как врожденные реакции на определенные стимулы. Как таковые, эмоции дол­жны распознаваться в подавляющем большинстве ситуаций незамедли­тельно и без особого размышления. В конце концов, свои эмоции должны с легкостью распознавать примитивные животные, неспособные к сложному мышлению. Теоретики-эволюционисты считают, что развитие эмоций про­исходило до мышлени я. Они утверждают, что мышление играет в эмоциях сравнительно небольшую роль, хотя и допускают, что научение и познание

могут как-то влиять на эмоции человека. Эволюционные теории как пра­вило, предполагают, что эмоции возникают в подкорковых структурах го­ловного мозга (таких, как гипоталамус и лимбическая система), которые появились прежде высших зон головного мозга, расположенных в коре и связанных с процессами сложного мышления.

Кроме того, эти теории предполагают, что эволюция снабдила челове­ка небольшим количеством врожденных эмоций с испытанным адаптив­ным значением. Как следствие, принципиальный вопрос, над которым бьются эволюционные теории, это вопрос о том, какие эмоции являются ба­зовыми.

 

23. Различение эмоциональных явлений по формально-динамическим характеристикам. Уровневые классификации эмоциональных явлений.

· По формально-динамич.характеристике – интенсивность, длительность. Леонтьев
аффект – оч сильн.эмоция, кратко.вр., оставляет амнезию.
эмоция – сильное стремление более протяж.по вр.
чувство – еще более длительное эмоц.явл. предметно.

· Классификация уровневая
1.Органическая аффективно-эмоциональная чувствительность – Э окрашенные физические чувства, как усталость, голод, насыщение. На их фоне могут испытываться противоположные Э.
2. Предметные чувства – собственно Э, носят выраженный предметный характер. Делятся на три вида в зависимости от их предмета: интеллектуальные, эстетические и моральные.
3. Обобщенные мировоззренческие чувства – глобальная установка по отношению к миру, является предготовностью к выявлению из мира определенных вещей (юмор, скептицизм).

 

24. Основные подходы к различению эмоциональных явлений по модальности.
модальность-качественое своеобразие переживания эм
есть 2 подхода кл по модальности: многоуровневые (1 эм попадает в несколько измерений) и категориальные.
многоуровневые:
Вундт. У созн есть объективная хар (холодно, горько) и субъективн (эм и чувства).

 

1980г. Модель Рассела. Х измерение – валентность. у – активация. Длинна вектора - интенсивность эмоции. В 3 четверти скука, во второй страх,зость, в первой радость…
категориальный подход
т.базовых эмоций

25. Понятие базовых эмоций и критерии их выделения. Теория базовых эмоций (С. Томкинс, Р. Плутчик, К. Изард).
т.б.э. 60-70гг. бэ в псих. Смысле оперируют к самонаблюдению – радость-горе, злость-страх.
бэ в биологич смысле - есть у животных и имеют адаптивное значение. Страх избегать, отвращение тоже избегать, радость – поддержание соц контактов.
критерии для выделения бэ:
1. нервный субстрат у эм (центр гипот и лимбика). Вспомни Финиуса Гейджа с дырой в голове.
2. более раннее возникновение в онтоген и филоген (скажи им на экзамене, скрестив пальцы в кармане, что у животных мы видим поведение, и впадаем в ошибку антропоморфизма).
3. мимич выраж должно быть вражденным (10летняя слепая девочка – все у нее было)
4. кросскультурная универсальность (Экман спрашивал дикарей про фотки с мимикой, они все подтвердили, но это еще не наука).
Томкинс. Основатель идеи бэ. Хотя нет основатель Дарвин!

 

Силвен Томкинз Кэрролл Изард Роберт Платчик
Страх-ужас Страх Страх
Злость-ярость Гнев Гнев
Наслаждение-радость Радость (joy) Радость
Отвращение Отвращение Отвращение
Интерес-возбуждение Интерес Предвкушение
Испуг-Удивление Удивление Удивление
презрение Презрение  
Стыд -унижение Стыд  
  Печаль (sadness) Печаль
Горе-тоска    
  Вина (guilt)  
    Одобрение (acceptance)

 

 

 

Платчик и его палитра. Лчше всего смешиваются соседние (первичные пары), через одну – вторичные пары и дальше. Но не все можно мешать.
Томкинз и его девятка. Считал что они базируются на биологич основах.

 

 

26. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

 

27. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге и её экспериментальные проверки. Теория Кеннона-Барда.

Джеймс считал, что физиологический компонент эм является первичным, а чувство эм появляется как его следствие (а не наоборот, как считали раньше). Подтверждениями этому могут быть возникающие эм вследствие имитации их физ компанентов или усиление эм вследствие ее полноценного проявления (т.е. если не сдерживать гнев и не считать до 10). Так же интересно что опрос актеров показал, что многие из них испытывают весь физ комплекс и сами эм, а часть нет, это объясняется тем что последние могут дрессировать в себе экспрессию эмоций.
Д. считал, что сенсорные зоны коры воспринимали объект (реальный или воображаемый), анализируя его посылался сигнал через моторную кору и он вернувшись от соответствующих органов в сенс кору воспринимается как эм. (корковые центры и рефлекторное кольцо). Ст-эфф-афф-эм или ВНС=эм
Следующая идея Джеймса о том, что движения при некоторых эм являются рудиментными движениями, которые первоначально были полезны. Например, Страх – поднятые брови (раскрытый взгляд), раскрытый рот (острата слуха + глубокий вдох), раздувающиеся ноздри (вдох). Слезы и покраснение лица почему то посчитались как компоненты, ослабляющие приток крови к лицу и т.д.
И еще идея! ЭКСПРЕССИЯ ПО АНАЛОГИИ. Проявляется в метафорах вкуса, зрения и сопровождаются соответствующим набором движений (кислый – сморщивание, сладкий – легкая улыбка), социальное отвращение сопровождается мимикой перед актом рвоты и т.д.
Опровержение. Эксп Мараньона. Вкалывал 210чел адреналин и 71% не слова об эм (ВНС фигачет, а эм0).
Подтверждение: Обратая связь сущ. Это все признают. Ну и что?

 

Кеннон и Бард не соглашались с теорией Джеймса и Ланге, мол при занятиях спортом эм могут и не возникать. Они предположили, что центры эм находятся в таламусе и от туда сигналы идут в кору (осознование эм) и в автономную НС (висцеральные реакции). Исследования подтверждают их предположение. Между эм и паттернами автономной активности нет четкой связи. Хотя последние исслед показали тонкие различия между паттернами эм. Но это сомнительно, т.к. даже если различия есть, то чел трудно их разичит, а вот эм он хорошо различает. ВНС не= эм

 

28. Теория атрибуции возбуждения С. Шехтера и Дж. Сингера и её экспериментальные проверки.
Шехтер объединил т Джеймса и Барда, сказав что эм появляется, когда чел ощ свое состояние, затем анализирует внешнюю ситуацию и заключает, что в этом случае он либо рад либо в гневе. ВЕС+ситуация=эм

 

Исследование межличностной привлекательности Батона и Эрона.

Эксперимент с девушкой, опросником, двумя мостами, и последующими тел звонками. На опасном мосту ребята испытывали какое-то возбуждение НС и по ошибке ассоциировали его с девушкой, а не с мостом (думали она их как сильно очаровала, хотя они скорее должны были подумать, что это она их так сильно напугала). Так или иначе, а на экзамене говори, что этот эксперимент проливает свет, но то что люди часто не могут разобраться в своих чувствах.

Вспомни эксперимент Мараньона. Его подопотные знали, что их физ состояние обусловлено вколотым адреналином, а ели бы они не знали? Шахтель считает что в таком случае они стали бы искать причину в ситуации. Они сделали эксперимент. 4 гр всем давали либо эпинефрин (адреналин) либо плацебо. Говорили что это испытание БАК «N».

1гр – эпинефрин/инф о побочках (сердцебиеное, испарина, покраснение)

2гр – эпи/отсутствие инф (нет побочек)

3гр – эпи/дезинф (др побочки типа гол боли)

4гр – плацебо и отсутствие инф (а точнее типа это биодобавка безвредная)

Далее в эксперименте авторы пытались контролировать эм испытуемых. Врачи и эксперим уходили, заходил помощник экспериментатора (ему якобы тоже сделали укол и им надо подождать 20 мин, а потом они будут проходить тест на зрение (БАК то для зрения).

Эйфория – помощник прыгал и играл с бумажными шариками, веселился как в детстве.

Гнев – долгий неприличный опросник с яростными комментариями помощника.

Показатели – полуприватный – стандартизированное наблюдение через заркало Гезеля. Публичные – самоотчет по шкалам.

Итак. Эйфория. Эпи информированные менее остальных проявляли эйфорию, т.к. у них не было необходимости искать объяснение своего состояния. Затем были эпи дезинф и больше всех эйфорию перенимали эпи без инф, т.к. нуждались в интерпретации своего состояния и находили его в действиях помощник.
Гнев. То же самое. Пацебо испытывали эм примерно как и эпи инф.

Этот эксперимен в урощенной форме ставился Зингером на крысах.

когнитивные факторы — главные детерминанты выбора эмоциональных «ярлыков», которыми мы обозначаем обычные состояния физиологического возбуждения.

 

 

Боюсь моста или очарован этой дамой – легко перепутать!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: