Решение родительского собрания.




Родительское собрание для 1-4 классов

«Что должны знать родители о детских суицидах»

Цели:

♦ Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.

♦ Убедить родителей во вреде насилия над деть­ми и преимуществах ненасильственных мето­дов семейного воспитания;

♦ Поговорить о путях, средствах и приемах пост­роения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Участники:

♦ Родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог.

Ход собрания

В настоящее время пристальное внимание спе­циалистов-практиков, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и под­ростковых суицидов. Количество обращений на Молодежный телефон доверия детей и подростков с суицидальным поведением составляет 25—30% от всех звонков.

Статистические данные свидетельствуют, что пик суицидальной активности определяется на протя­жении человеческой жизни дважды: в подростко­вом возрасте и в период инволюции.

Самоубийство как причина смерти является тре­тьей по величине среди всех других причин смерти подростков и детей.

Западные суицидологи при опросе 2668 школь­ников обнаружили, что 38 % из них имели мысли о самоубийстве, 6 % проводили подготовку к нему, 4 % совершили суицидальную попытку.

Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно не предполагают умереть. Впрочем, нельзя не сказать, что представление о смерти у детей значительно отличается от такового у взрос­лых. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец, они представляют себе смерть как иное су­ществование, длительное отсутствие или даже тя­желую болезнь. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но умрут «не до конца», то есть посредством «смерти» они суме­ют на время избежать невыносимой жизненной си­туации или избавиться от страха и ужаса от надви­гающегося наказания (причем нередко за пустяч­ный, с точки зрения взрослого, проступок). После окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помо­щи. Чаще всего это родители. Дети, совершая по­пытку к самоубийству, надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что она, «смерть», будет способствовать воцарению в семье мира и любви. И когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить в своей родной се­мье по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик, после тяжелой попытки самоповешания, говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения — не помогало, после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься: «Буду висеть, и смот­реть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо!».

Очень важно знать, что дети, как правило, вы­бирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Дети, в отли­чие от подростков, совсем не боятся боли и ни­сколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто при­бегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства: отравлению лекарствами. Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь выявились любопытные подробности.

а) Наиболее часто встречаются проявления пси­хического насилия, то есть запугивание, уни­жение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожа­луй, правильно будет сказать, что психичес­кое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

б) Более чем в половине случаев имеет место проявление жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устра­шающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены, Уголовный кодекс действует, однако отсутствие системы защиты прав ре­бенка, специальных структур, таких как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.

в) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье, это при том, что в подростковом возрасте переживания, связанные с инцестом, создают риск суици­дальной попытки весьма часто. Можно пред­положить, что маленький ребенок совершает суицид, потому, что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объек­том сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важ­ной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

г) Ключевой фигурой в суицидальной коллизий как ребенка, так и подростка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать—дитя — это главная суицидаль­ная опасность в семье. Вообще «мать суицидента» — это любимая тема многих суицидо­логических исследований. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая, или очень хорошая мать. Очень пло­хая мать — это женщина с выраженным эмо­ционально-волевым дефектом. Сама она не ис­тязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддер­живает, не заботится о нем, она о нем не по­мнит, он ей не нужен, она его отвергает.

Всем воспитателям, всем, кто находится рядом с детьми, очень важно знать признаки суицидаль­ного поведения: дети становятся менее подвижны­ми, жалуются на утомление и недомогание, стано­вятся более раздражительными, капризными, плак­сивыми. Отмечаются нарушения сна и аппетита. В высказываниях звучат недовольства собой и окру­жающими, жалобы на скуку. Потускнение прежних привязанностей с проявлением увлечения «погре­бальной» тематикой. Это может выражаться в иг­рах, инициирующих погребение игрушек и домаш­них животных, рисунках с изображением могил, гробов, крестов, использование в рисунках черного цвета, в патологическом фантазировании на тему собственной смерти и похорон.

Психиатры и суицидологи отмечают, что суи­цидальное поведение в этом возрасте нередко служит одним из ранних диагностических признаков эндогенного заболевания.

Современные исследователи отмечают следую­щие симптомы суицидентного поведения у детей подростков:

- дисфория или потеря интереса к жизни и спо­собности получить удовольствие;

- изменение аппетита и веса тела;

- потеря энергии; изменение продолжительно­сти сна;

- изменение психомоторной активности;

- чувство собственной никчемности или вины;

- мысли о смерти;

- суицидальные намерения или попытки;

- социальная замкнутость;

- снижение успеваемости или изменение отно­шения к школе;

- несвойственная ранее агрессивность;

- жалобы на ухудшение самочувствия;

- ожидание наказания.

Маскированная депрессия часто выражается в следующем:

- неуживчивость;

- драчливость;

- поведенческие проблемы;

- гиперактивность;

- пропуски уроков, снижение успеваемости;

- соматические жалобы;

- употребление алкоголя, наркотических ве­ществ;

Как правило, подростки, решившиеся на самоубийство, делают это не потому, что хотят смерти, а просто потому, что не видят иного выхода из си­туации. И именно поэтому всем нам так важно быть чуткими к чувствам живущих рядом с нами лю­дей. Почти наверняка те проблемы, которые ребен­ку в состоянии глубокого душевного кризиса пред­ставляются неразрешимыми, нам такими не кажут­ся. И, может быть, наша помощь будет достаточ­ной, чтобы спасти ему жизнь.

♦ Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:

- За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

- Каковы последствия физического и психичес­кого насилия над детьми?

- Как обойтись без унижающих наказаний?

- Если наказывать, то как?

Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется по следующему алгоритму:

а) проблемная постановка вопроса;

б) выявление мнений в группе;

в) презентация групповых мнений (выступление от групп);

г) комментарии экспертов, в котором использу­ются результаты предварительного анкетиро­вания детей и родителей, обобщаются и кор­ректируются (при необходимости) коллектив­ные и индивидуальные суждения участников собрания. Предлагаются мнения специалис­тов.

 

Решение родительского собрания.

Решение принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается па­мятка о воспитании в семье ненасилием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: