Родительское собрание для 1-4 классов
«Что должны знать родители о детских суицидах»
Цели:
♦ Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.
♦ Убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;
♦ Поговорить о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
Участники:
♦ Родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог.
Ход собрания
В настоящее время пристальное внимание специалистов-практиков, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и подростковых суицидов. Количество обращений на Молодежный телефон доверия детей и подростков с суицидальным поведением составляет 25—30% от всех звонков.
Статистические данные свидетельствуют, что пик суицидальной активности определяется на протяжении человеческой жизни дважды: в подростковом возрасте и в период инволюции.
Самоубийство как причина смерти является третьей по величине среди всех других причин смерти подростков и детей.
Западные суицидологи при опросе 2668 школьников обнаружили, что 38 % из них имели мысли о самоубийстве, 6 % проводили подготовку к нему, 4 % совершили суицидальную попытку.
Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно не предполагают умереть. Впрочем, нельзя не сказать, что представление о смерти у детей значительно отличается от такового у взрослых. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец, они представляют себе смерть как иное существование, длительное отсутствие или даже тяжелую болезнь. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но умрут «не до конца», то есть посредством «смерти» они сумеют на время избежать невыносимой жизненной ситуации или избавиться от страха и ужаса от надвигающегося наказания (причем нередко за пустячный, с точки зрения взрослого, проступок). После окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Чаще всего это родители. Дети, совершая попытку к самоубийству, надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что она, «смерть», будет способствовать воцарению в семье мира и любви. И когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить в своей родной семье по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик, после тяжелой попытки самоповешания, говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения — не помогало, после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься: «Буду висеть, и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо!».
Очень важно знать, что дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Дети, в отличие от подростков, совсем не боятся боли и нисколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто прибегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства: отравлению лекарствами. Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь выявились любопытные подробности.
а) Наиболее часто встречаются проявления психического насилия, то есть запугивание, унижение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожалуй, правильно будет сказать, что психическое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.
б) Более чем в половине случаев имеет место проявление жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены, Уголовный кодекс действует, однако отсутствие системы защиты прав ребенка, специальных структур, таких как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.
в) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье, это при том, что в подростковом возрасте переживания, связанные с инцестом, создают риск суицидальной попытки весьма часто. Можно предположить, что маленький ребенок совершает суицид, потому, что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.
г) Ключевой фигурой в суицидальной коллизий как ребенка, так и подростка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать—дитя — это главная суицидальная опасность в семье. Вообще «мать суицидента» — это любимая тема многих суицидологических исследований. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая, или очень хорошая мать. Очень плохая мать — это женщина с выраженным эмоционально-волевым дефектом. Сама она не истязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддерживает, не заботится о нем, она о нем не помнит, он ей не нужен, она его отвергает.
Всем воспитателям, всем, кто находится рядом с детьми, очень важно знать признаки суицидального поведения: дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление и недомогание, становятся более раздражительными, капризными, плаксивыми. Отмечаются нарушения сна и аппетита. В высказываниях звучат недовольства собой и окружающими, жалобы на скуку. Потускнение прежних привязанностей с проявлением увлечения «погребальной» тематикой. Это может выражаться в играх, инициирующих погребение игрушек и домашних животных, рисунках с изображением могил, гробов, крестов, использование в рисунках черного цвета, в патологическом фантазировании на тему собственной смерти и похорон.
Психиатры и суицидологи отмечают, что суицидальное поведение в этом возрасте нередко служит одним из ранних диагностических признаков эндогенного заболевания.
Современные исследователи отмечают следующие симптомы суицидентного поведения у детей подростков:
- дисфория или потеря интереса к жизни и способности получить удовольствие;
- изменение аппетита и веса тела;
- потеря энергии; изменение продолжительности сна;
- изменение психомоторной активности;
- чувство собственной никчемности или вины;
- мысли о смерти;
- суицидальные намерения или попытки;
- социальная замкнутость;
- снижение успеваемости или изменение отношения к школе;
- несвойственная ранее агрессивность;
- жалобы на ухудшение самочувствия;
- ожидание наказания.
Маскированная депрессия часто выражается в следующем:
- неуживчивость;
- драчливость;
- поведенческие проблемы;
- гиперактивность;
- пропуски уроков, снижение успеваемости;
- соматические жалобы;
- употребление алкоголя, наркотических веществ;
Как правило, подростки, решившиеся на самоубийство, делают это не потому, что хотят смерти, а просто потому, что не видят иного выхода из ситуации. И именно поэтому всем нам так важно быть чуткими к чувствам живущих рядом с нами людей. Почти наверняка те проблемы, которые ребенку в состоянии глубокого душевного кризиса представляются неразрешимыми, нам такими не кажутся. И, может быть, наша помощь будет достаточной, чтобы спасти ему жизнь.
♦ Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:
- За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?
- Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?
- Как обойтись без унижающих наказаний?
- Если наказывать, то как?
Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется по следующему алгоритму:
а) проблемная постановка вопроса;
б) выявление мнений в группе;
в) презентация групповых мнений (выступление от групп);
г) комментарии экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и корректируются (при необходимости) коллективные и индивидуальные суждения участников собрания. Предлагаются мнения специалистов.
Решение родительского собрания.
♦ Решение принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается памятка о воспитании в семье ненасилием.