Тема. Человек и культура. (обществознание 8 класс)




Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее воспитание, образование, развитие почитание). В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

В жизни общества и отдельного человека культура играет существенную роль. Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием.

Духовная сфера жизни общества включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях
и организациях, а также творческую деятельность людей. Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, ценности духовные также постоянно созидаются в обществе. Это знания, идеи, образы, языки, искусство, обряды, обычаи, нормы. Духовные ценности отличаются от ценностей материаль­ных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, преда­ния, воспоминания и т. п. Нет предела насыщению знаниями, впечатле­ниями от произведений искусства и стремлению человека понять суть явлений окружающего мира. Духовные ценности в большей степени, чем материаль­ные, запечатлевают особенности личности их создателей.

Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято нема­ло людей различных профессий. Это и учителя, и библио­текари, и музейные работники, и учёные в самых разных областях знания. В этой сфере трудятся писа­тели, художники, артисты, музыканты. Именно об этих профессиях принято говорить как о творческих. Без творческих успехов талантливых людей невозможно создать истинные произведения культуры.

Духовная сфера включает и учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры. К их числу относятся музыкальные и художественные школы и учили­ща, консерватории, колледжи и институты культуры и др.

Многие люди участвуют в создании духовных ценностей, не являясь профессиональными работниками этой сферы, а, так сказать, по велению души. Они увлёченно занимаются художественной самодеятельностью, создают в свободное от основной работы время подлинные произведения искус­ства, посвящают себя научному или техническому твор­честву.

Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учрежде­ний - библиотек, архивов, школ и высших учеб­ных заведений, научных институтов, консерваторий, театров, клубов, филармоний, музеев, выставочных залов, а также куль­товых сооружений разных религий.

Современный человек не может считаться культурным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечествен­ной культуры. Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных аудиозаписей или дисков. По-настоящему культурный человек стремится быть ши­рокообразованным. Истинно культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают дру­гих людей. Человечность, порядочность — это те качества, которыми непременно обладает культурный человек.

 

Развитие культуры в современной России и ДНР

Современная культурная жизнь отличается большим разнообрази­ем. Люди получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких-либо ограничений. Но при этом немало низкопроб­ных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной куль­туре с горечью говорят о засилии жестокости, криминаль­ной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. Все эти «произведе­ния» отнюдь не способствуют развитию духовности. Каждый, кто живёт в России и ДНР, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим приходится выбирать, на что потратить деньги: на удовлетворение материальных или духовных запросов. В последние годы всё шире распространяется деятель­ность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памят­ников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и учёных, выставки и др.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.

Образование тесно связано с жизнью данного общества. Запросы быстро изменя­ющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование актив­но воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются её экономика, культура. Человеческое общество постоянно разви­вается. Одним из наиболее значимых современных результа­тов общественного развития является становление и разви­тие информационного общества. Главной задачей информационного общества является обеспечение конкурентоспособности страны, образования, личности (т. е. способ­ность выдержать конкуренцию).

Уже в основной школе начи­нается процесс формирования личностных качеств, соот­ветствующих запросам информационного общества. Назовём некоторые из них:

— уметь приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;

— проявлять инициативу, самостоятельность, ответствен­ность в принятии и выполнении решений;

— овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек хорошо подготовлен к самостоятельному твор­честву, к высококачественной работе, к пользованию граж­данскими правами;

— учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.

В информационном обществе всё более отчётливо про­сматривается связь между уровнем образования и положени­ем человека в обществе.

Образование в ДНР подразделяется на:

Ø общее образование - 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;

Ø профессиональное образование - 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование – бакалавриат, специалитет, магистратура;

Ø дополнительное образование - дополнительное образование (обучение) детей и взрослых и дополнительное высшее профессиональное образование – подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка);

Ø профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специ­альностей (от строителей до врачей, учителей, работников телевидения). Учёные полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обуче­ние через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.)

Непрерывное образование включает также самообразование. Его содержание определяется самим чело­веком, проявляющим личный интерес к приобретению зна­ний в области науки, техники, культуры, к познанию со­временных общественных отношений. Велика роль самооб­разования в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

 

РЕЛИГИЯ

Религия — одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Религия - это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Любая религия неразрывно связана с верой. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Религиозная вера — это ещё и определённые пережи­вания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам). Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верую­щий имеет каналы связи с ним, например, произнося молит­ву или осуществляя жертвоприношение. Верующий пола­гает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение. Для этого человек совершает определённые действия — обряды, каждый элемент кото­рых наполнен глубоким религиозным смыслом и отража­ет основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва — непосредственное словесное обращение человека к Богу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: