Направление | Основные представители и их труды | Их философские взгляды |
1. Гуманистическое | Данте Алигьери (1265-1321) - автор «Божественной комедии» | Данте Алигьере в своей знаменитой «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианского учения. Он восхвалял человека, признавая, что в нем есть и божественное и природное начало, которые находятся в гармонии друг с другом. Верил в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу. |
Франческо Петрарка (1304-1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» | Франческо Петрарка полагал, что человеческая жизнь уникальна и дается один раз, поэтому человек должен жить не для Бога, а для себя и быть свободным физически и духовно. Он отрицал возможность загробной жизни, считая, что бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить. | |
Лоренцо Валла (1507-1557) - автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» | В трактате «О наслаждении как истинном благе» Валла призывал идти не к добродетели, а к наслаждению, считая его индикатором полезного для человека: «Полезное — то же самое, что вызывающее наслаждение...». О полезном или вредном говорят нам ощущения, которые могут быть приятными и неприятными. Полезное вызывает приятные ощущения, т.е. наслаждение. Добродетель вызывает наслаждение души, поскольку оказывается полезной. Также Валла утверждает, что без добродетели прожить можно, а без наслаждения — нет. При этом большее наслаждение получает душа от правильных поступков, чем тело от сиюминутных радостей. В этой связи наслаждения души предпочтительней. | |
2. Неоплатоническое | Николай Кузанский (1401-1464) - священнослужитель, богослов, автор "Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога". | Николай Кузанский впервые в истории выдвинул предположение о бесконечности Вселенной и единстве природы всех ее объектов. В этом смысле бесконечность Вселенной есть бесконечность Бога, поскольку в каждом даже микроскопическом создании есть частица Бога. Бог, по мнению Кузанского, действительно существует во всем, он душа и разум мира — но сумма всех вещей не есть Бог, он значительно шире. Ключом к пониманию этого положения служит его учение о квадратуре круга. Мир приближается к Богу, являясь его инобытием, но никогда их границы не совпадут. По аналогии с этим Кузанский объясняет и сущность постижения истины в трактате «Об ученом незнании»: человеческий разум конечен — истина бесконечна. Человек Кузанскому представляется как микрокосм. Вместе с тем, он отождествляет человека и с Богом, но с человеческим Богом, а также с человеческим в человеке. |
Джованни Пикоделла Мирандола (1463-1494) – автор произведения «900 тезисов» | Джованни Пикодела Мирандола ставил человека в центр мира, чтобы он сам смог сформировать себя, как «свободный и славный мастер». Совершая свободный выбор, человек может, как опуститься до звериного состояния, так и подняться до ангельского уровня. | |
3. Натурфилософское | Николай Коперник (1473-1543) - основной труд «О круговых движениях небесных тел» | Николай Коперник отрицал геоцентризм и полагал, что Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоценризм), а Земля вращается вокруг Солнца. Космос бесконечен, сферичен и неизмерим. Процессы, происходящие в Космосе, можно объяснить с точки зрения природы, так как они лишены божественного смысла. |
Джордано Бруно (1548-1600) – автор «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах» | Джордано Бруно — последователь Коперника и неоплатонизма, считал Солнце центром только по отношению к Земле, а не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Число миров во Вселенной, согласно Бруно, бесконечно, а на других планетах есть жизнь. Он не признавал существование Бога, отдельного от Вселенной, утверждая, что вселенная и Бог — единое целое (пантеизм), а вся материя — одушевлена (гилозоизм). За взгляды, противоречащие официальной позиции церкви, Бруно был приговорен к казни и сожжен. | |
Галилео Галилей (1564 – 1642) – автор «Диалог о двух главнейших системах мира Птолемеевой и Коперниковой». | Выдающийся итальянский исследователь Галилео Галилей, как и многие его предшественники, считал, что книга природы написана языком математики, и для объяснения природных явлений необходимо установить их свойства, поддающиеся точным измерениям. Отправным пунктом научного познания признавался опыт, осуществляемый путём планомерного экспериментирования с использованием приборов и инструментов, расширяющих возможности наших органов чувств. В 1632 году вышла в свет его книга «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», в которой Галилей говорит о неправильности взглядов Аристотеля и Птолемея. | |
4. Политическое | Николо Макиавелли (1469 – 1543) - автор знаменитого философско-политического труда «Государь» | Николло Макиавелли является представителем антропологического пессимизма, поскольку побудительными мотивами деятельности людей он считал эгоизм и материальный интерес. Люди склонны к тому, чтобы быть алчными, малодушными, неверными. Поэтому государство в лице правителя призвано ограничивать человеческие инстинкты и пороки. Для достижения политических целей и блага государства, по мнению Макиавелли, правитель может использовать любые средства. Добродетель человека — это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность планировать и принуждать. Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название макиавеллизма. |
5 Социально- утопическое | Томас Мор (1478- 1535) - автор произведения «Утопия» | Томас Мор в сочинении «Утопия» создает проект идеального государства, в котором отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии по мнению Мора достаточно шестичасового рабочего дня. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые же грязные работы Мор отдает рабам — осужденным и преступникам. Все должностные лица в Утопии избираются — прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. |
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) - автор произведения «Город Солнца» | Утопический проект государства вслед за Т. Мором строит Томмазо Кампанелла в своем труде «Город Солнца». Жители этого города — солярий — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. Так же, как и в Утопии, в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. | |
6. Реформационное | Мартин Лютер (1483-1546) - автор «95 тезисов против индульгенции». | Основные идеи учения Мартина Лютера о церкви:
|
Жан Кальвин (1509 - 1564) - главный труд «Наставление в христианской вере» | Учение французского реформатора с одной стороны было заострено против католицизма, а с другой против народной реформации. Он обвинял их в материализме и полном безбожии. К основным идеям Жана Кальвина относился тезис о божественном предопределении. Согласно ему одни люди определены к блаженству и спасению в потустороннем мире, а другие приговорены к погибели. Человеку неизвестны предначертания Бога, и он не в силах изменить их поступками. Благочестие и вера в Бога не зависят от людской воли. Согласно учению Жана Кальвина само желание человека совершать поступки во имя собственного спасения является действием божества в нем. Еще одна сторона взглядов Кальвина гласит о том, что человек должен презирать расточительность и наслаждения, пренебрегать комфортом, быть рачительным и бережливым хозяином, копить каждый грош. | |
Томас Мюнцер (1490- 1525) – автор «Статейное письмо»; «12 статей». | Основные идеи священника выражались в следующем:
|