Формирование социально-личностной компетентности дошкольников средствами театрализованной деятельности




 

«Театрализация – это волшебный мир, в котором

ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающее...»

О.П. Радынова.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. А.В. Запорожец говорил: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и средствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир стремлений и героических поступков».

Сегодня очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности. Это объясняется тем, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, она глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. Театрализованная деятельность включает в себя игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли. Театрализованные действия могут быть представлены праздником, досугом, развлечением.

В результате систематической работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появляется возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. У них развивается связная речь, обогащается словарь, что в свою очередь способствует формированию и развитию коммуникативных навыков. Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности способствует развитию личности ребенка в целом. Театральные игры используются в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства формирования социально-личностной компетентности, так как в процессе работы над спектаклем:

● создаются условия для познавательной деятельности;

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

● формируются коммуникативные качества;

● расширяется социальный опыт.

● развиваются творческие способности.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль по мотивам русской народной сказки, мини-спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или сказку о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу. Главных героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста, и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, она приобщает его к духовному богатству. Сопереживание персонажу сказки, разыгрывание различных событий, имеющих личностную значимость для ребёнка, – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка.

Средствами театрального искусства развивается личностное становление, формируется самосознание, повышается самооценка детей, постепенно выстраивается система «Я». В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость, и оттого, как ребенок научится выстраивать партнерские взаимоотношения между мальчиками и девочками, будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля взаимодействия с противоположным полом. Герои сказочных произведений помогают детям в формировании гендерной социализации личности.

Следует сказать, что кукольный театр – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развития сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого), развития художественного воображения. Сколько удовольствия получают малыши, увидев наяву персонажей любимых сказок «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»!

Соприкасаясь с театральным искусством, постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Кукольный театр позволяет сформировать у детей опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка имеет нравственную направленность. Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Следующим этапом становления театрализованной деятельности является театрализованная игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). В таких играх присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта, как мощный психотренинг, развивающий детей целостно: эмоционально, духовно, физически. Подбирая тематику и содержание театрализованных игр, необходимо помнить, чтобы они имели положительное воспитательное и коррекционно-профилактическое воздействие на ребенка. При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями. Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка.

Опыт показывает, что работа над спектаклем – это длительный и кропотливый процесс. Можно выделить десять основных этапов этой работы:

● Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

● Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

● Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

● Поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.

● Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

● Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

● Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

● Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

● Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

● Повторные показы спектакля. Подготовка альбома с фотографиями.

Таким образом, для успешного формирования социально-личностной компетентности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

1) Приобщение детей к театральному искусству следует начинать с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

2) Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

3) Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах.

4) Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

5) Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Только в тесном партнёрстве с родителями можно получить положительный результат воздействия театрализованной деятельности на формирование социально-личностной компетенции дошкольников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: