Какие способы объяснения и закрепления значений новых слов вы знаете? Подберите пример к каждому способу.




Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала.

Для каждого из описанных методов и приемов словарной работы составить по 2-3 практических примера-задания.

Обогащение словаря

Замените словосочетание, одним словом:

 Храбрый человек - …(храбрец),

 Богатый человек - …(богач),

 Сильный человек - …(силач),

 Весёлый человек - …(весельчак).

Замените, одним словом из четырёх букв:

 Приятель - …(друг),

 Солдат - …(боец),

 Противник - …(враг),

 Работа - …(труд),

 Шагать - …(идти).

Замените, одним словом:

· Промежуток времени в 60 минут. (Час).

· Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).

· Аппарат для полёта в космос. (Ракета).

· Человек, который летал в космос. (Космонавт).

· Предприятие, где делают машины.(Завод).

· Небесное светило. (Солнце).

· Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).

· Растение, растущее на болоте. (Тростник).

Уточнение словаря

«Найди ошибку»:

* Зимой в саду расцвели яблони.

* В полу лежит красивый ковер.

Изменение порядка слов.

* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

Согласование глаголов и существительных:

* Река … (шумела)

* Море … (шумело)

* Листья…(шумели)

* Лес… (шумел)

Активизация словаря

Объясни значение, поменяв одну букву

бочка – точка

дочка – кочка

Составление предложений по разным моделям:

* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)

Распространение предложения

* Ярко светит солнце.

На небе ярко светит солнце.

На небе ярко светит весеннее солнце.

На небе ярко светит и играет весеннее солнце.

 

Устранение нелитературных слов

Перед тобой список слов. Их следует «рассортировать» по группам. Определи темы, по которым распределишь слова. Если тебе встретятся неизвестные слова, каким словарем воспользуешься?

Груша, байдарка, лютик, лодка, яблоко, гвоздика, фиалка, манго, барка, гичка, маракуйя, василек, арбуз, каноэ, нектарин, георгин, ялик, гондола, киви, роза.

 

Соедини стрелочкой предмет с возможным его признаком. Составь с 1 словосочетанием предложение.

гость грамотный

географ гостеприимный

город грубый

грузчик громадный

галстук голубой

глобус громкий

глаз гладкий

голос горький

гора грязный

гриб грустный

 

Какие способы объяснения и закрепления значений новых слов вы знаете? Подберите пример к каждому способу.

1. Коллективное повторение новых слов на ту или иную тему, изученную в классе.

Вспомните все описания зимы, которые мы с вами изучили на прошлом занятии.

 

 

2. Составление предложений с данными словами

 

3. Перевод с русского языка на родной и с родного на русский.

4. Постановка вопросов и ответы на вопросы.

Упражнение-игра «Найди загаданное слово»

Простой вариант. Класс разбивается на 2 команды. Каждая из команд по очереди загадывает для другой команды по одному слову. Чтобы отгадать загаданное слово, ребята задают друг другу вопросы о предмете. Вопросы должны начинаться со слов «что», «как», «зачем», «почему».

 

 

5. Придумывание слов с противоположными значениями.

 

6. Проведение во 2 и 3 классах упражнений с синонимами, характеризующими один и тот же предмет.

Озаглавить текст. Списать, заменяя выделенные слова синонимами:

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на веселое торжество и надевают свои наряды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: