Основные направления государственной политики в сфере безопасности населения и этапы ее развития
Основной обязанностью государства является обеспечение гарантий безопасности проживания и деятельности населения.
Государственная политика в сфере обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях опирается на широкий спектр различных направлений науки и техники, производства большой номенклатуры защитных средств, подготовки кадров, финансирования, использования и сохранения природных ресурсов, обучения населения и др.
Одним из важных направлений деятельности государства по обеспечению безопасности населения было формирование рациональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обоснование ее места и роли в общегосударственной структуре.
Исторически доказано, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биосоциального и военного характера всегда была и остаётся актуальной в настоящее время (табл.2.1).
Необходимость образования соответствующих государственных структур была обусловлена, прежде всего, появлением и ростом военных угроз, созданием и развитием новых средств поражения. Так, созданию местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР в 1932 году предшествовало появление и бурное развитие боевой авиации.
Таблица 2.1
Этапы создания РСЧС
1932 г. | Местная противовоздушная оборона |
1961 г. | Гражданская оборона |
1991 г. | Государственный комитет по делам ГО и ЧС |
1994 г. | Министерство РФ по делам ГО и ЧС |
1994 г. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
К 2020 г. | Российская система гражданской защиты |
Формирование системы гражданской обороны (ГО) страны в 1961 году в составе Министерства обороны было связано с появлением ракетно-ядерного и химического оружия.
Ориентация гражданской обороны в основном на решение задач военного времени объективно не могла решать задачи ликвидации последствий ЧС мирного времени. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и землетрясение в Армении, а также увеличивающееся количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и оценка их последствий показали необходимость дальнейшего развития системы гражданской защиты в мирное и военное время.
Поэтому в 1991 году был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), который в 1994 году реорганизован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В этот же период времени было принято решение о формировании Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которую затем переименовали в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (далее система) [22].
Завершающим этапом формирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций явилось принятие Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, которое утвердило Положение о РСЧС с учетом вышеуказанных изменений государственных структур.
В последующим, уточнялись и конкретизировались задачи системы, ее структура, режимы функционирования и уровни реагирования. Эти вопросы закреплены в Указе Президента РФ от 28 августа 2003 г. №991 «О совершенствовании единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 29.06.2013 N 593), №68-ФЗ от 21.12.94г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 02.07.2013. №185-ФЗ), Постановлении Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 05.06.2013г. №476,), Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1007 «О силах и средствах единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Дальнейшее развитие комплекса мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нашей стране закреплено Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014г.№ 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Цели Программы - обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических актов и военных действий;
обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечение эффективной деятельности и управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
развитие системы обеспечения промышленной безопасности
Программа будет реализована в 2 этапа:
- первый - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.;
- второй - 1 января 2016 г. - 31 декабря 2020 г.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 1 744 837 773 000 рублей.
2.2. Цели и задачи РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах
РСЧС предназначена для решения задач мирного и военного времени по:
- предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- обеспечению безопасности населения и территорий;
- снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Основные задачи РСЧС:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
(в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
(в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
(в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
(в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
Состав и структура РСЧС
Единая система (рис.2.1.), состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Рис. 2.1. Структура РСЧС
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций (приложение 2.1.).
Рисунок 2.2. Функциональная подсистема РСЧС
Правительство РФ | |||||||
№ п/п | Содержание | Уровни подсистем | |||||
Федеральный | Региональный (федеральные округа РФ) | Территориальный | Местный | Объектовый | |||
1. | Органы управления | Координирующие | Правительственная комиссия | Региональный центр (РЦ) | КЧС ПБ | КЧС ПБ | КЧС ПБ |
Постоянного управления | МЧС России | Региональный центр | Главное управление ГОЧС | Управление, отделы ГОЧС | Отделы, сектора, специалисты ГОЧС | ||
Повседневного управления | Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) | ЦУКС РЦ | Оперативно дежурные службы ОУ ГОЧС (ЦУКС) | Дежурно-диспетчерские службы | |||
2. | Силы и средства | Наблюдения и контроля (НиК) | Подразделения НиК, «Росгидромета», Росатома, органов исполнительной власти, потенциально опасных объектов; формирования Госсанэпиднадзора РФ; сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО и т.д. | ||||
Ликвидации ЧС | Силы быстрого реагирования МЧС и РЦ; поисково-спасательные службы РЦ и территориальных подсистем; войска ГО; учреждения и службы медицины катастроф; подразделения Минобороны; МВД; | ||||||
и т.д. | Аварийно-спасательные формирования различного назначения | ||||||
3. | Обеспечение | Информационно-управляющие системы (АИУС) | Инф. - упр. центр | Инф. - упр. центр | Инф. - упр. центр ГОЧС | Инф. - упр. центр | Абонентский пункт ОУ ГОЧС |
Финансовые и материальные резервы | Бюджетное финансирование потребностей ГОЧС всех элементов (звеньев) системы. Базы, склады, хранилища с материальными средствами | ||||||
Режимы функционирования | Повседневная деятельность Повышенная готовность Чрезвычайная ситуация |
Схема 2.1. Структура территориальных подсистем РСЧС
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Территориальные подсистемы единой системы (схема 2.2) создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (приложение 2.2.).
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются органы управления (координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Органы управления
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - КЧС ПБ органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – КЧС ПБ организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Компетенция КЧС ПБ, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
КЧС ПБ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ ГО ЧС);
- на региональном уровне - территориальные органы МЧС - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС по субъектам Российской Федерации);
- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне - структурные подразделения (специалист) организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Органами повседневного управления единой системы являются:
- на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
- на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управленийМЧС по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ОИВ субъектов Российской Федерации и территориальных органов ФОИВ;
- на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Размещение органов управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Силы и средства
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.
Рисунок 2.3. Силы и средства РСЧС.
Силы и средства РСЧС привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом и состоят:
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий ФОИВ, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:
- наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- санитарно-карантинный контроль;
- социально-гигиенический мониторинг;
- медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
- государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
- государственный мониторинг атмосферного воздуха;
- государственный мониторинг водных объектов;
- государственный мониторинг радиационной обстановки;
- государственный лесопатологический мониторинг;
- государственный мониторинг состояния недр;
- сейсмический мониторинг;
- мониторинг вулканической активности;
- мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;
- федеральный государственный экологический надзор;
- карантинный фитосанитарный мониторинг;
- контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;
- контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;
и другие задачи мониторинга и контроля.
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий ФОИВ, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:
- тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;
- организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;
- организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
- ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;
- обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;
- авиационно-космический поиск и спасание;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечение транспортной безопасности;
- осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий; и другие задачи.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы,применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.