Схема 2.1. Структура территориальных подсистем РСЧС




Основные направления государственной политики в сфере безопасности населения и этапы ее развития

Основной обязанностью государства является обеспечение гарантий безопасности проживания и деятельности населения.

Государственная политика в сфере обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях опирается на широкий спектр различных направлений науки и техники, производства большой номенклатуры защитных средств, подготовки кадров, финансирования, использования и сохранения природных ресурсов, обучения населения и др.

Одним из важных направлений деятельности государства по обеспечению безопасности населения было формирование рациональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обоснование ее места и роли в общегосударственной структуре.

Исторически доказано, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биосоциального и военного характера всегда была и остаётся актуальной в настоящее время (табл.2.1).

Необходимость образования соответствующих государственных структур была обусловлена, прежде всего, появлением и ростом военных угроз, созданием и развитием новых средств поражения. Так, созданию местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР в 1932 году предшествовало появление и бурное развитие боевой авиации.

Таблица 2.1

Этапы создания РСЧС

1932 г. Местная противовоздушная оборона
1961 г. Гражданская оборона
1991 г. Государственный комитет по делам ГО и ЧС
1994 г. Министерство РФ по делам ГО и ЧС
1994 г. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
К 2020 г. Российская система гражданской защиты

Формирование системы гражданской обороны (ГО) страны в 1961 году в составе Министерства обороны было связано с появлением ракетно-ядерного и химического оружия.

Ориентация гражданской обороны в основном на решение задач военного времени объективно не могла решать задачи ликвидации последствий ЧС мирного времени. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и землетрясение в Армении, а также увеличивающееся количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и оценка их последствий показали необходимость дальнейшего развития системы гражданской защиты в мирное и военное время.

Поэтому в 1991 году был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), который в 1994 году реорганизован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В этот же период времени было принято решение о формировании Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которую затем переименовали в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (далее система) [22].

Завершающим этапом формирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций явилось принятие Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, которое утвердило Положение о РСЧС с учетом вышеуказанных изменений государственных структур.

В последующим, уточнялись и конкретизировались задачи системы, ее структура, режимы функционирования и уровни реагирования. Эти вопросы закреплены в Указе Президента РФ от 28 августа 2003 г. №991 «О совершенствовании единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 29.06.2013 N 593), №68-ФЗ от 21.12.94г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 02.07.2013. №185-ФЗ), Постановлении Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 05.06.2013г. №476,), Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1007 «О силах и средствах единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Дальнейшее развитие комплекса мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нашей стране закреплено Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014г.№ 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Цели Программы - обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических актов и военных действий;

обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

обеспечение эффективной деятельности и управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

развитие системы обеспечения промышленной безопасности

Программа будет реализована в 2 этапа:

- первый - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.;

- второй - 1 января 2016 г. - 31 декабря 2020 г.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 1 744 837 773 000 рублей.
2.2. Цели и задачи РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах

РСЧС предназначена для решения задач мирного и военного времени по:

- предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- обеспечению безопасности населения и территорий;

- снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

(в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

(в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

(в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

(в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

Состав и структура РСЧС

Единая система (рис.2.1.), состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

 

Рис. 2.1. Структура РСЧС

 

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций (приложение 2.1.).

Рисунок 2.2. Функциональная подсистема РСЧС

 

 

Правительство РФ
№ п/п Содержание Уровни подсистем
Федеральный Региональный (федеральные округа РФ) Территориальный Местный Объектовый
1. Органы управления Координирующие Правительственная комиссия Региональный центр (РЦ) КЧС ПБ КЧС ПБ КЧС ПБ
Постоянного управления МЧС России Региональный центр Главное управление ГОЧС Управление, отделы ГОЧС Отделы, сектора, специалисты ГОЧС
Повседневного управления Центр управле­ния в кризис­ных ситуациях (ЦУКС) ЦУКС РЦ Оперативно дежурные службы ОУ ГОЧС (ЦУКС) Дежурно-диспетчерские службы
2. Силы и средства Наблюдения и контроля (НиК) Подразделения НиК, «Росгидромета», Росатома, органов исполнительной власти, потенциально опасных объектов; формирования Госсанэпиднадзора РФ; сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО и т.д.
Ликвидации ЧС Силы быстрого реагирования МЧС и РЦ; поисково-спасательные службы РЦ и территориальных подсистем; войска ГО; учреждения и службы медицины катастроф; подразделения Минобороны; МВД;
и т.д. Аварийно-спасательные формирования различ­ного назначения
3. Обеспечение Информационно-управляющие системы (АИУС) Инф. - упр. центр Инф. - упр. центр Инф. - упр. центр ГОЧС Инф. - упр. центр Абонентский пункт ОУ ГОЧС
Финансовые и материальные резервы Бюджетное финансирование потребностей ГОЧС всех элементов (звеньев) системы. Базы, склады, хранилища с материальными средствами
  Режимы функционирования Повседневная деятельность Повышенная готовность Чрезвычайная ситуация

Схема 2.1. Структура территориальных подсистем РСЧС

 

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы единой системы (схема 2.2) создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (приложение 2.2.).

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На каждом уровне единой системы создаются органы управления (координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Органы управления

Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - КЧС ПБ органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне – КЧС ПБ организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Компетенция КЧС ПБ, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

КЧС ПБ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ ГО ЧС);

- на региональном уровне - территориальные органы МЧС - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС по субъектам Российской Федерации);

- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне - структурные подразделения (специалист) организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Органами повседневного управления единой системы являются:

- на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

- на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управленийМЧС по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ОИВ субъектов Российской Федерации и территориальных органов ФОИВ;

- на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Размещение органов управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Силы и средства

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.

Рисунок 2.3. Силы и средства РСЧС.

Силы и средства РСЧС привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом и состоят:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий ФОИВ, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:

- наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- санитарно-карантинный контроль;

- социально-гигиенический мониторинг;

- медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

- государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

- государственный мониторинг атмосферного воздуха;

- государственный мониторинг водных объектов;

- государственный мониторинг радиационной обстановки;

- государственный лесопатологический мониторинг;

- государственный мониторинг состояния недр;

- сейсмический мониторинг;

- мониторинг вулканической активности;

- мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;

- федеральный государственный экологический надзор;

- карантинный фитосанитарный мониторинг;

- контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;

- контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;

и другие задачи мониторинга и контроля.

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий ФОИВ, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:

- тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;

- организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;

- организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

- ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;

- обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;

- авиационно-космический поиск и спасание;

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

- обеспечение транспортной безопасности;

- осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий; и другие задачи.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы,применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: