VI Церковь как евхаристическая община




Московское соглашение 1976 г.

I Познание Бога

1. Бог одновременно имманентен и трансцендентен. Благодаря божественному самораскрытию человек переживает личное общение с Богом. Верою и послушанием он истинно участвует в Божественной жизни и соединяется со Святой Троицей. По благодати он наслаждается залогом и первыми плодами Вечной Славы. Но как бы ни был тесен этот союз, всегда остается чрезвычайно важное различие между Богом и человеком, Творцом и тварью, бесконечным и конечным.

 

2. Для сохранения как трансцендентности Бога, так и возможности истинного единения человека с ним Православная Церковь проводит различие между Божественной сущностью, которая навсегда остается за пределами человеческого понимания и познания, и божественными энергиями, соучастием в которых человек соучаствует в Боге. Божественные энергии - это сам Бог в Cвоем самопроявлении. Это различие обычно не используется англиканами, но разнообразными способами они тоже стремятся выразить веру в то, что Бог одновременно непостижим, но истинно познаваем человеком.

 

3. Для описания полноты освящения человека и того, как он участвует в жизни Божией, Православная Церковь использует святоотеческий термин theosis kata charin (обожение благодатью). Такой язык обычно не используется англиканами, некоторые из которых считают его вводящим в заблуждение и опасным. В то же время англикане признают, что, когда православные говорят таким образом, они делают это только с самыми тщательными предосторожностями. Англикане не отвергают основной доктрины, которую этот язык стремится выразить; действительно, такое учение можно найти в их собственных литургиях и гимнодиях.

 

II Богодухновенность и авторитет Священного Писания

4. Священные Писания составляют единое целое. Они одновременно боговдохновенны и по-человечески выражены. Они несут авторитетное свидетельство об откровении Богом Самого Себя в творении, в воплощении Слова и во всей истории спасения, и – как таковые – выражают Слово Божие на человеческом языке.

 

5. Мы познаём, принимаем и истолковываем Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии – это подход послушания, чтобы мы могли услышать Откровение, которое Бог дает через нее.

 

6. Книги Священного Писания, содержащиеся в каноне, являются авторитетными, потому что действительно передают подлинное откровение Бога, признанное всей Церковью. Их авторитет не определяется никакими особыми теориями, касающимися авторства этих книг или исторических обстоятельств, в которых они были написаны. Церковь уделяет внимание результатам научных исследований, касающихся Библии, с какой бы стороны они ни исходили, но она проверяет их в свете своего опыта и понимания веры в целом.

 

7. Церковь верит в апостольское происхождение Нового Завета, как содержащего свидетельство тех, кто видел Господа.

 

8. Как Православные, так и Англиканские Церкви проводят различие между каноническими книгами Ветхого Завета и второканоническими книгами (иначе называемыми Anagino-skomena). Хотя Православные Церкви официально не заявляют о характере этого различия, как это делается в 39 статьях англиканского вероисповедания, оба Сообщества сходятся в том, что Второканон полезен для назидания, и оба, и в особенности Православная Церковь, употребляют его в богослужении.

 

Ill Писание и Предание

9. Любое разделение между Писанием и Преданием, которое трактует их как два отдельных «источника Откровения», должно быть отвергнуто. Эти два понятия взаимосвязаны. Мы утверждаем (а), что Священное Писание является главным критерием, по которому Церковь проверяет традиции, чтобы определить, действительно ли они являются частью Предания или нет; (б) что Священное Предание завершает Священное Писание в том смысле, что гарантирует целостность библейского послания.

 

10. (а) под словом «Священное Предание» мы понимаем всю жизнь Церкви во Святом Духе. Эта традиция находит свое выражение в догматическом учении, в литургическом богослужении, в канонической дисциплине и в духовной жизни. Эти элементы вместе являют единую и неделимую жизнь Церкви.

 

(б) Величайшее значение имеет догматическая традиция, которая по существу своему неизменна. Стремясь донести спасительную истину до человечества, Церковь в каждом поколении использует современный язык и, следовательно, современные способы мышления; но это употребление всегда должно быть проверено стандартом Писания и догматическими определениями Вселенских Соборов. Ум (phronema) Отцов Церкви, их богословский метод, их терминология и способы выражения имеют непреходящее значение как в Православной, так и в Англиканских Церквах.

 

(в) Литургические и канонические выражения Предания могут различаться тем, что они касаются различных ситуаций народа Божия в разные исторические периоды и в разных местах. Литургические и канонические традиции остаются неизменными в той мере, в какой они воплощают неизменную истину Божественного Откровения и отвечают неизменным потребностям человечества.

 

11. Церковь не может определять догматы, не основанные ни на Священном Писании, ни на Священном Предании, но имеет власть, особенно на Вселенских Соборах, формулировать истины веры более точно и четко, когда этого требуют нужды Церкви.

 

12. Понимание Священного Писания и Предания, воплощенное в параграфах 4-11, дает нашим Церквам прочную основу для более тесного сближения.

 

IV Авторитет Собора

13. Мы согласны с тем, что понятия Церкви и Священного Писания неразделимы. Писание содержит свидетельство Пророков и Апостолов о том Откровении, которое Бог-Отец ниспослал человечеству через Своего Сына во Святом Духе. Соборы поддерживают это свидетельство и дают ему авторитетное толкование. Мы признаем работу Святого Духа в Церкви не только в Священном Писании, но и в Соборах, и во всем процессе, посредством которого священные тексты и Соборы были приняты как авторитетные. В то же время мы исповедуем, что Предание Церкви – это живое предание, в котором Дух продолжает свою работу по поддержанию истинного свидетельства откровения Божия, веры, некогда переданной Святым.

 

14. Мы отмечаем, что Англиканские Церкви, принимая догматические положения Пятого, Шестого и Седьмого Соборов, уже давно привыкли уделять больше внимания первым Четырем и полагают, что понятие «порядок или иерархия истин» может быть с пользой применено к решениям Соборов. Православные члены Церкви считают, что это понятие противоречит единству веры в целом, хотя и признают градации важности в вопросах практики.

 

15. Православные считают Седьмой Собор равным по значению с другими Вселенскими Соборами. Они понимают его положительные предписания о почитании икон как выражение веры в Воплощение.

 

Англиканская традиция придает такое же положительное значение сотворенному порядку, а также месту тела и материальных вещей в богослужении. Как и православные, англикане видят в этом необходимое следствие учения о Воплощении. Они приветствуют решения Седьмого Собора, поскольку они представляют собой защиту учения о Воплощении. Они согласны с тем, что почитание икон, как это практикуется на Востоке, не должно отвергаться, но не верят, что этого можно требовать от всех христиан.

 

Совершенно очевидно, что дальнейшее обсуждение Седьмого Вселенского Собора и икон необходимо в диалоге между православными и англиканами, равно как и западных трехмерных образов и религиозных картин, которые мы еще недостаточно обсудили.

 

16. Мы единодушны в том, что – согласно Писанию и Отцам – Церкви была дана полнота спасительной истины. Она – храм Божий, в котором обитает Дух, столп и утверждение истины. Христос обещал, что Он будет с ней до конца века, и Святой Дух будет вести ее во всякую истину. (1Кор. 3:16; 1Тим. 3:15; Мф. 28:20; Ин. 16:13).

 

17. Как англикане, так и православные сходятся во мнении, что непогрешимость не является собственностью какого-либо конкретного учреждения или лица в Церкви, но что обетования Христа даны всей Церкви. Вселенскость Соборов проявляется через их принятие Церковью. Для православных Вселенский Собор является не учреждением, а харизматическим событием в жизни Церкви и высшим выражением непогрешимости Церкви.

 

18. Ясно, что потребуется дальнейшее изучение и обсуждение этого и родственных вопросов. Среди пунктов, которые необходимо принять во внимание, есть следующие:

 

(a) Употребление слов «непогрешимый» и «неразрушимый» при обсуждении экклезиологии имеет средневековое и современное западное происхождение.

 

(b) Для англикан понятие непогрешимости (infallibility) приобрело печальные ассоциации в силу определения Первого Ватиканского Собора и способа осуществления папской власти. Для православных понятие неразрушимости (indefectibility) имеет неоднозначные ассоциации из-за того, как оно используется в современном богословии.

 

(c) Требуется богословская оценка процессов, посредством которых учительство Соборов было признано и получено.

 

V О Филиокве.

19. Вопрос о филиокве – это прежде всего вопрос о содержании Символа веры, то есть о своде тех догматов веры, которые должны исповедоваться всеми. В Никео-Цареградском Символе веры (обычно называемом Никейским символом веры) 381 года слова «исходящие от Отца» являются утверждением божественного происхождения и природы Святого Духа, параллельным утверждению божественного происхождения и природы Сына, содержащемуся в словах «рожденный, несотворенный, единосущный Отцу», Слово ekporeuomenon (продолжение), употребленное в Символе Веры, обозначает непостижимый способ происхождения Духа от Отца, используя язык Священного Писания (Ин. 15:26). Оно утверждает, что Дух исходит от Отца таким образом, который не является образом рождения.

 

20. Вопрос о происхождении Святого Духа следует отличать от вопроса о Его миссии в этом мире. Именно в связи с миссией Духа мы должны понимать библейские тексты, в которых говорится как об Отце (Ин. 14:26), так и о Сыне (Ин. 15:26), так и о ниспослании (pempein) Святого Духа.

 

21. Англиканские делегаты согласны с тем, что:

 

(a) первоначальная форма Символа Веры указывает на происхождение Святого Духа от Отца;

 

(b) положение о филиокве было введено в этот Символ веры без разрешения Вселенского Собора и без должного учета кафолического согласия;

 

(c) поскольку данный Символ Веры представляет собой публичное исповедание веры народом Божьим в Евхаристии, то положение о филиокве не должно включаться в него.

 

VI Церковь как евхаристическая община

22. Евхаристическое учение и практика Церквей, взаимно исповедуемые, составляют существенный фактор для понимания, которое может привести к воссоединению Православной и Англиканской Церквей. Это понимание обязывает обе наши Церкви поддерживать тесные отношения, которые могут стать основой для дальнейших шагов на пути к примирению и единению. Уже в прошлом между представителями наших двух Церквей существовало значительное согласие относительно учения о Евхаристии. Мы особо отмечаем шесть пунктов Бухарестской конференции 1935 года. Теперь мы сообщаем о следующих пунктах соглашения:

 

23. Евхаристическое понимание Церкви утверждает присутствие Иисуса Христа в Церкви, которая есть Его Тело, и в Евхаристии. Через действие Святого Духа все Верные причастники разделяют единое Тело Христово и становятся единым телом в Нем.

 

24. Евхаристия актуализирует Церковь. Христианская община имеет основной сакраментальный характер. Церковь может быть описана как synaxis или ecclesia, которая по своей сути является богослужебным и евхаристическим собранием. Церковь не только созидается Евхаристией, но и является ее условием. Поэтому человек должен быть верующим членом Церкви, чтобы принять Святое Причастие. Церковь, совершающая Евхаристию, становится полностью самой собой; это Койнония, общение – причастие. Церковь празднует Евхаристию как центральный акт своего бытия, в котором церковная община, как живая реальность, исповедующая свою веру, получает свое воплощение.

 

25. Через освящающую молитву, обращенную к Отцу, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа действием Святого Духа таким образом, чтобы верный народ Божий, принимающий Христа, мог питаться Им в Таинстве (1Кор. 10:16). Таким образом, Церковь зависит от действия Святого Духа и является видимой общиной, в которой Дух познается.

 

26. Евхаристическое действие Церкви – это Пасха от ветхого к новому. Она предвосхищает и действительно разделяет вечное господство и славу Бога. Следуя апостольскому и святоотеческому учению, мы утверждаем, что евхаристические элементы становятся по благодати Святого Духа Телом и Кровью Христа, хлебом бессмертия, чтобы дать нам прощение грехов, новое творение и вечную жизнь. Празднование Церкви в литургии несет с собой ощущение вечной реальности, которая предшествует ей, пребывает в ней и пребудет в будущем.

 

27. В Евхаристии постоянно проявляется во времени вечное священство Христа. Священнослужитель в своем литургическом действии имеет двоякое служение: как икона Христа, действующая во имя Христа, по отношению к общине, а также как представитель общины, выражающий священство верующих. В каждом локальном евхаристическом празднике в полной мере проявляется видимое единство и кафоличность Церкви. Вопрос о взаимоотношениях между священнослужителем и его епископом и между самими епископами требует дальнейшего изучения.

 

28. Евхаристия побуждает верующих к конкретным действиям в миссии и служении миру. В евхаристическом празднике Церковь – это исповедующая община, свидетельствующая о космическом преображении. Таким образом, Бог входит в личную историческую ситуацию как Господь творения и истории. В Евхаристии Конец [Истории] врывается в нашу среду, принося суд и надежду нового века. Литургия не заканчивается отпустом или благословением, они означают лишь призыв к молитве и свидетельству, с тем, чтобы в силе Святого Духа верующие могли возвещать и передавать миру то, что они видели и получили в Евхаристии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: