Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ




Качество дошкольного образования зависит от качественной организации самого педагогического процесса.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физиологических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-методической работе (ВМР) или старший воспитатель.

Контроль в ДОУ – функции управления, посредством которой констатируется и измеряется уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляется с нормативными требованиями. Контроль заключается в отборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, педагогами и др.

Алгоритм контроля ® цель контроля ® объект контроля ® разработка плана контроля ® сбор информации ® первичный анализ изученного ® выработка рекомендаций ® проверка исполнения рекомендаций.

Корректность – одно из главных качеств, которым должен обладать проверяющий. Если во время наблюдения за работой педагога у него возникает необходимость сделать последнему замечание, то осуществить это следует незаметно для детей и в очень вежливой форме.

При проведении анализа занятия (которое может проводиться не только воспитателем, но и педагогом-психологом, логопедом, руководителем физвоспитания и др.) необходимо также обратить внимание на культуру общения педагога с детьми, соблюдение педагогической этики и такта, психологический климат в детском коллективе (взаимоотношения друг с другом) и оценку санитарно-гигиенических условий занятия.

Итоги проведенного анализа должны стать общие выводы и предложения педагогу.

Основные виды контроля в ДОУ

Предупредительный контроль. Главная цель – предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с педагогом.

Сравнительный контроль. Его спецификой является анализ и оценка педагогического процесса одного педагога в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля применяется при проверке выполнения отдельных разделов программы, анализе качества знаний, умений и навыков детей у разных педагогов. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой педагога, анализа планов, детских планов, детских работ и другой документации.

Технический контроль – самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы педагога в пределах определенный темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного педагога. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией проверяемого, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Оперативный контроль – направлен на быстрое реагирование администрации и немедленное устранение отдельных незначительных недостатков и сбоев в работе ДОУ и деятельности некоторых сотрудников.

Итоговый контроль – осуществляемый руководителем ДОУ после завершения отчетного периода (полугодие, год) и направленный на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива детского сада. К данной форме работы относится аттестация ДОУ.

Системный контроль – сопоставление результатов первичного, промежуточного и итогового контроля, включая проверку исполнения сделанных ранее указаний и предложений, сравнение результатов в группе за определенный промежуток времени.

Основные критерии анализа занятия в ДОУ

Анализ целей:

– оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей занятия с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия по теме и уровня подготовленности детей.

Анализ структуры и организации занятия:

– соответствие структуры занятия его задачам и целям;

– продуманность педагогом выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов;

– целесообразность распределения времени занятия;

– рациональность выбора форм обучения и оборудование занятия.

Анализ содержания:

– соответствие содержание требованиям программы;

– полнота, достоверность и доступность изложения материала;

– воспитательная направленность занятия;

– реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельности;

– формирование новых понятий и обогащение словарного запаса.

Организация самостоятельной работы детей:

– характер упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей;

– эффективность усвоения дошкольниками нового материала;

– связь нового материала с ранее изученным.

Анализ методики проведения занятия:

– определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям и учебным возможностям детей;

– разнообразие приемов и методов, применяемых педагогом и эмоциональность подачи материала;

– эффективность использования наглядного и дидактического материала, ТСО.

Анализ работы и поведения детей на занятии:

– интерес, активность, работоспособность детей на занятие;

– организация самостоятельной деятельности детей;

– приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с педагогом. Первое слово для самоанализа предлагается самому педагогу. Затем проверяющий делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе проверяемого, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и педагога не соглашается с мнением проверяющего, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение, которое также должно проходить в доброжелательной обстановке.

Обсуждение итогов различных видов контроля может производиться на различных уровнях (Совет педагогов, научно-методический совет, Совет ДОУ, конференция ДОУ, координационный Совет и др.).

При правильной организации контроль становится эталоном сравнения уровня и качества знаний у детей, педагогов и всего педагогического коллектива в целом.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные компоненты педагогического процесса в ДОУ.

2. Перечислите основные разделы годового плана

3. Назовите основные виды контроля.

4. Назовите основные критерии анализа занятия в ДОУ.

Основная литература

1. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры / Н.П. Аникеева. – М.: Педагогика, 2005. – 364 с.

2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева.– М.: Педагогика, 2001. – 89 с.

3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.– М.: Академический проект, 2005.– 456 с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Из опыта работы / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер.– Издание второе пререраб. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.– М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выгодский / Вопросы психологии.– 1966.– № 6 // Электронный ресурс: Internet – www.psuchologu-online.net.

9. Выготский, Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – 391 с.

10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.– М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.

12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – 459 с.

13. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М., 1978. – 226 с.

14. Задачи, содержание и методы разностороннего развития и гармоничного воспитания дошкольников. Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальности ПиМДО и ДПП / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 184 с.

15. Игры – занятия с малышами / А.Н. Фролова. – Киев: Радянская школа, 2007. – 368 с.

16. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под редакцией М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 448 с.

17. Козлова. С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2000.– 234 с.

18. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская.– Т. 6.– М., 1959. – 496 с.

19. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова.– 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение, 1988.– 256 с.

20. Макаренко, С.А. Игра. Сочинения / С.А. Макаренко.– Т. 4. – М.: Педагогика, 1957. – 396 с.

21. Менжерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менжерицкая. – М.: Просвещение, 1982.– 128 с.

22. Общие вопросы дошкольной педагогики. Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 101 с.

23. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк.– Ростов н/Д.: Феникс, 2009.– 196 с.

24. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков. – М., 2001. – 456 с.

25. Смирнова, Е.О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников / Е.О.Смирнова. – М., 1998. – 220 с.

26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский.– Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1975. – 272 с.

27. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1970. – 184 с.

28. Урунтаева, Г.А. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 1997. – 452 с.

29. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: 1997. – 381с.

30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

31. Фазлыева, Ф.Н. «Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Ф.Н. Фазлыева.– Уфа: Китап, 2003. – 76 с.

32. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.– «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 384 с.

33. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / Ф.А. Сохин, В.И. Ядэшко. – 2-е изд. исправленное и дополненное.– М.: Просвещение, 1986. – 415 c.

Дополнительная литература

1. Доронова, Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

2. Казакова, Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / Т.Г. Казакова.– М.: Карапуз-дидактика, 2006. – 125 с.

3. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 231 с.

4. Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова, Г.С. Корзина, О.М. Милова.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 152 с.

5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова [и др.].– 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.– 374 с.

8. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 213 с.


РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: