Требования к выражению вето: сроки, основания, мотивация




 

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока — 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (ст. 107) передан для официального опубликования.

Решением Конституционного Суда РФ предусмотрено, что решение об отклонении не имеет смысла по истечении 14 дней, аргументировали это тем, что Конституция не прописывает последствия этих действий.

В случае наложения вето Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федерального закона он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, вето главы государства считается преодоленным и отклоненным им ранее закон подлежит подписанию Президентом РФ в Течение семи дней и обнародованию. Президент не обладает правом вето в отношении федеральных конституционных законов[3].

В большинстве демократических государств право вето существует и применяется как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации. Термин промульгация означает подписание (санкционирование) закона в установленные конституцией сроки и опубликование закона в официальном издании. Именно на этой стадии президент выражает свое согласие с законом, принятым парламентом, путем его подписания. Вместе с тем глава государства, получая закон для промульгации, может отказаться подписать его, но возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Таким образом, президент использует свое право вето, которое в этом случае будет отлагательным (в отличие от абсолютного вето, не подлежащего преодолению парламентом, и практически не применяемого в современном законодательном процессе).

Отлагательное вето представляет собой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен.

Вето Президента не является абсолютным и оно может быть преодолено путем большинства голосов депутатов обеих палат Федерального Собрания, данная процедура прописана в основном законе РФ (Конституция РФ статья 107) после проведения слушания и голосования Президент обязан подписать и обнародовать федеральный закон в течении семи дней.

Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не является абсолютным, поскольку применяется только по отношению к федеральным законам и не применимо к федеральным конституционным законам.

Конституция РФ не приводит перечня оснований для отклонения. Однако Президент должен обосновать в своем письме причины своего решения и называть мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей.

Вето распространяется на законопроект (закон, принятый парламентом) в целом и не может распространяться на отдельные его положения, что порой создает неудобства. Президент вынужден либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен.

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента РФ.

Для преодоления вето Президента парламентарии вынуждены прибегать к методу компромисса, это не теоретическая инструкция, а практика, которая была сформирована годами. На сегодняшний день примером такого компромисса может послужить спор, случившийся по Закону о выборах Депутатов Государственной думы. Для решения этого конфликта была созвана согласительная комиссия, которая нашла компромисс в решении данного вопроса. Спор состоял в том, что соотношение числа депутатов-одномандатников и депутатов-партийников не устраивало парламентариев.

Как было отмечено ранее, от права вето Президента следует отличать возвращение Президентом Российской Федерации полученного на подпись закона без рассмотрения, что возможно в случае нарушений конституционных требований, связанных с процедурой принятия такого закона.

Конституционный Суд Российской Федерации дал по этому поводу соответствующее разъяснение: «из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения».

В случае нарушения установленного Конституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу ч. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований[4]. При этом такой закон не может считаться принятым в смысле ч. 1 ст. 107 Конституции РФ, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, поскольку установленные Конституцией требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

Президент Российской Федерации не может использовать свое право вето в отношении федеральных конституционных законов.

Право вето не имело бы смысла, поскольку Федеральному Собранию для преодоления вето требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия федерального конституционного закона. Вместе с тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть спорные вопросы. Президент в этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

Таким образом, Президент РФ должен в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого парламентом закона подписать его либо вернуть на повторное рассмотрение. Юридическое значение подписания закона состоит втом, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.

Без подписания закона Президентом РФ невозможно его официальное опубликование и его вступление в действие.

Любое государство является той территорией, на которой действуют только те нормативные акты, которые прошли определённую процедуру опубликования. На территории РФ действуют только те нормативно-правовые акты, которые опубликованы на официальных сайтах органов государственной власти. Порядок публикации законов также прописан в законодательстве, для ФЗ и ФКЗ срок обозначен в семь календарных дней. Палаты Федерального Собрания публикуют свои акты через десять дней после их принятия. С международными договорами все проще: публикация происходит с ФЗ о его ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.


 

Заключение

 

Такое право Президента как вето является одним из тех, которые входят в систему сдержек и противовесов. Я считаю, данное право эффективным сдерживанием парламента. Такими действиями наиболее справедливо будут приниматься акты законодательства, так как будет учитываться голос народа в лице парламента и свой вклад сделает глава государства, который так же был избран населением путем голосования.

Но несмотря на статус главы государства его вето не считается абсолютным, так как Парламент имеет возможность его преодоления, для этого парламентариям необходимо собрать большинство голосов от членов обоих палат. Это также сделано для недопущения сосредоточения власти исключительно в руках Президента – это система сдержек и противовесов.

Большинство людей путают вето президента с отправкой закона на доработку. Это связано с тем, что процедура немного сходная, так как в случае тройной отправки законопроект откладывается.

Данная тема остаётся актуальна на сегодняшний день, потому что способов воздействия президента на Парламент не так много и вето является, пожалуй, наиболее эффективным и тем, которое принимается только в крайних случаях. Еще одним рычагом воздействия может быть Конституционный суд, который своим постановлением может обязать парламент прекратить производство данного законопроекта.

Зачастую возвращение закона в палаты Федерального Собрания происходит из-за того, что Президент не согласен с содержанием, а не из-за нарушения норм конституции, которые признаются непоколебимыми.


 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.

2. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня.1994 N 5-ФЗ (в последней ред. от 22.10.1999 № 185-ФЗ))// Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. ст. 801; 1999. N 43. ст. 5124.

3. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля.1994 N 1-ФКЗ (в последней ред. от 02.06.2009 № 2 - ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. ст. 1447; 2009. N 23. ст. 2754.

4. Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.1996 N 763 (в последней ред. от 28.06.2005 № 736-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. ст. 2663; 2005. N 28. ст. 2865.

 

Учебная литература.

 

1. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. Т. 2. – М.: Юристъ, 2005. – 749 с.

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 784 с.

3. Васильева С. В. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2011. – 560 с.

4. Волошенко И. Л. Президент РФ: некоторые аспекты участия в законодательном процессе // Актуальные проблемы государства и права в современный период: [Сб. ст.] / Под ред. В.Ф. Воловича. – Томск, НОРМА,1998. – 328 с.

5. Звягин Ю. Г. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда // Журнал российского права, 1998. – № 6. – С. 12–16.

6. Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 800 с.

7. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для сред. проф. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 592 с.

8. Комарова В. В. Формы непосредственной демократии: Учебное пособие. - 2-е изд. – М.: Проспект, 2011. – 142 с.

9. Котенков А. А. Имеет ли Президент право возвращать без рассмотрения федеральные законы, направленные ему для подписания // Государство и право, 1998.– № 9. – С. 23–26.

10. Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М.: Институт права и публичной политики, 2008. – 362 с.

11. Кубатаев М. Г. Правовые акты Президента Российской Федерации: Дисс. к. юр. Наук. – М.: Право и закон, 2000. – 162 с.

12. Лучин В.О., Мазуров А. В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М.: Закон и право, 2000. – 275 с.

13. Окуньков Л. А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. – № 2. – С.12-15

14. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Юрайт, 1996. – 376 с.

15. Окуньков Л. А., Рощин В. А. Вето Президента: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец; Формула права, 1999. – 216 с.

16. Панов А. А. Президент Российской Федерации как гарант государственного единства: Автореф. дис. к. юр. Наук. – М.: Проспект, 2008. – 26 с.

17. Радченко В. И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов: НОРМА, 2000. – 214 с.

18. Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. – Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет, 2008. – 244 с.

 

 


[1] Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Юрайт, 1996. – С. 138.

 

[2] Волошенко И. Л. Президент РФ: некоторые аспекты участия в законодательном процессе // Актуальные проблемы государства и права в современный период: [Сб. ст.] / Под ред. В.Ф. Воловича. – Томск, НОРМА,1998. – С. 59-64.

 

[3] Окуньков Л. А., Рощин В. А. Вето Президента: Науч.-практ. пособие. – М.: Городец; Формула права, 1999. – С. 133.

 

[4] Комарова В. В. Формы непосредственной демократии: Учебное пособие. - 2-е изд. – М.: Проспект, 2011. – С. 45-49.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: