Эстетическое воспитание дошкольников




Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Философские основы теории и практики эстетического воспитания и отечественной педагогики составляют следующие концептуальные положения:

-признание первичности реального мира и вторичности эстетического сознания;

- признание исторического характера происхождения эстетического отношения человека к действительности;

- признание приоритетности влияния среды и воспитания в эстетическом развитии человека в онтогенезе;

- признание роли активной деятельности человека - игры, труда, искусства как основного условия развития эстетического сознания и деятельности.

Психолого-педагогические основы:

- эстетическое развитие ребенка осуществляется на основе овладения эстетическими ценностями общечеловеческой и национальной культуры в активной деятельности;

- ведущую роль в эстетическом развитии личности играют воспитание и обучение;

- воспитание и обучение организуются с учетом закономерностей психического развития личности;

- эстетическое воспитание рассматривается как целостный педагогический процесс и педагогическая система.

Цели и задачи эстетического воспитания. Способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Задачи можно разделить на две группы: первая направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного); вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениями под музыку, развитие словесного творчества).

Основные принципы эстетического воспитания: единство эстетического и этического, ведущая роль воспитания и обучения в эстетическом развитии детей, комплексное использование различных видов деятельности ребенка; обеспечение эстетики жизни и быта детей; необходимость активного включения детей в разнообразные виды творческой деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Однако проблема состоит в том, что понимая всю значимость искусства, не все педагогии дошкольных учреждений готовы к такой организации педагогического процесса, при которой художественная культура на основе синтеза искусств станет и развивающей средой, и фактором воспитания творческой личности.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов, реализуемых в эстетической деятельности ребенка. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, а также искусства. Дети усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Дети узнают о героях страны, осваивают категорию комического, смешного. Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, но и жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В содержание эстетического воспитания входит развитие у детей способов самостоятельных, поисковых и творческих действий.

Условия, средства, формы и методы эстетического воспитания

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,

эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Второе условие – эстетика быта – это тот фон, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Это и красота каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка, и внешний вид человека. Необходимо взрослым привлекать ребенка к анализу и действию на благо красоты. Важным средством является природа. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Условием и средством является искусство (изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр) и художественная деятельность.

Средства эстетического воспитания дошкольников: эстетика быта и окружающей действительности, природа, искусство, деятельность детей – изобразительная, конструктивная, чтение стихотворений, музицирование, пение танцы, игры «хороводные, театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.», трудовая деятельность.

Художественная деятельность дошкольников, которая может называться деятельностью только в том случае, когда связана с видами искусства (театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн, фотодизайн). Обязательно присутствие взаимосвязанных воспроизводящего (репродуктивного) и творческого факторов, т.к. ребенок не может творить, не научившись воспроизводить и репродуцировать.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у последнего творческих способностей к восприятию художественных ценностей, продуктивной деятельности, осознанному отношению к социальной, природной и предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно, т.к. в его основе лежит эмоциональная реакция на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют его личный опыт, побуждения, стремления и переживания.

В больше степени эстетическому восприятию дошкольников способствуют театрализованные спектакли, игры, представления.

Необходимо отметить, что театр, как особый вид искусства, обладает своей спецификой: отражение действительности, характеров, событий, конфликтов, их трактовка, оценка, утверждение определенных идей происходят посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой.

Используют следующие формы организации деятельности детей: занятия, художественно-дидактические игры, праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и телепередачи.

Ведущими методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетическою вкуса, понимание прекрасного являются: показ (при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности), наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

При использовании этих методов важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

К методам эстетического воспитания относятся такие, как методы побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; метод убеждения, метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт, поведение и т.д.; метод поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение эстетическому воспитанию дошкольников

2. Раскройте средства эстетического воспитания дошкольников

3. Перечислите методы эстетического воспитания дошкольников

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: