ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ




1. Характеристика и анализ образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений.

2. Значение развивающей среды в воспитании детей дошкольного возраста.

3. Научные основы планирования работы дошкольного учреждения и пути их реализации.

4. Режим дня в ДОУ.

5. Особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста.

6. Сенсорное воспитание старших дошкольников как средство умственного воспитания.

7. Особенности физического воспитания в дошкольном возрасте.

8. Задачи умственного воспитания в ДОУ.

9. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

10. Социально-нравственное воспитание в ДОУ.

11. Особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

12. Экологическое воспитание в ДОУ.

13. Роль эстетического воспитания в педагогическом процессе ДОУ.

14. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

15. Игра в жизни дошкольника.

16. Сюжетно-ролевые игры в ДОУ.

17. Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников.

18. Строительные игры в ДОУ.

19. Театрализованная деятельность с дошкольниками.

20. Игры драматизации в ДОУ.

21. Народные игры как средство воспитания дошкольников.

22. Развитие личности дошкольников в детском коллективе.

23. Развитие у старших дошкольников творческих способностей в процессе ознакомления с произведениями народного искусства.

24. Роль обучения в развитии интереса к конструктивной деятельности у старших дошкольников.

25. Формирование детского коллектива в старшем дошкольном возрасте.

26. Роль детского сада в повышении педагогической культуры родителей.

27. Особенности работы детского сада с неблагополучными семьями.

28. Проблема психолого-педагогической готовности детей к школе.

29. Педагогическое общение как средство гуманизации педагогического процесса в ДОУ.

30. Роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.

 

Педагогический словарик

 

Адаптация – приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям. Процесс и результат становления индивида социальным существом.

Акселерация – ускорение роста, физического и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Апробация – проверка на практике и в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов и моделей педагогического процесса.

Беседа – диалог, направленный на обсуждение или выяснения какого-либо вопроса, обмен мнениями.

Вальдорфская педагогика – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Ведущая деятельность дошкольника – деятельность, которая в главном и основном определяет психологическое развитие ребенка в определенный возрастной период, возникновение и формирование основных психологических новообразований.

Взаимоотношения – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.

Взаимопомощь – категория, выражающая отношения между людьми, возникающие условиях общности интересов, целей, предполагающая объединение усилий и взаимную поддержку.

Генезис (от греч. genesis – происхождение, становление) – происхождение, возникновение, развитие.

Гуманистическая педагогика – направление в теории и практике воспитания, реализующее идеи гуманизма, свободное всестороннее развитие личностью своих потребностей и интересов; ориентация личности на осознанный и ответственный выбор значимых для себя знаний и поведения.

Дискуссия (от лат discussio – рассмотрение, исследование) – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дезадаптация (в условиях ДОУ и школы) – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и темперамента, другие личностные характеристики воспитанников.

Закономерности воспитания (педагогические) – адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – познавательной деятельности ребенка, определяемое на основании расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть под руководством взрослого.

Индивидуальность – совокупность интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

Инновационный процесс – внедрение новых идей, технологий в педагогический процесс ДОУ; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научных достижений.

Институты воспитания – это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя.

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления закономерностей его возникновения, развития, изменения и преобразования его в интересах общества.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов.

Коллектив (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский) – группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективной направленностью.

Концепция (от лат. conception)– система взглядов на то или иное явление, определенный способ понимания процессов и явлений, руководящая идея для их освещения.

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству.

Культура поведения – совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и культуры.

Личность – единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и самообразование, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Методика – отрасль педагогических наук, исследующая закономерности обучения определенному учебному процессу.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Мониторинг – процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющего сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивация – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Обобщение педагогического опыта – метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, а также эффективности и доступности рекомендаций науки.

Образовательный стандарт – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный отрезок времени.

Обоняние – способность к восприятию, различению запахов.

Объект исследования – эта область действительности, которую исследует данная наука.

Объяснение – словесный прием, который заключается в раскрытии воспитателем сущности какого-либо явления или образа.

Опрос – метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого.

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной подготовленности педагога, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая пропаганда – провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знания, умений, навыков, приобретаемых в результате образования, обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.

Педология (дословно «учение о ребенке») – течение в педагогике и психологии, возникшее в конце XIX – начале XX века, пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы в обучении и воспитании детей на основе измерения влияния таких факторов формирования личности как наследственность и среда.

Поощрение – метод, стимулирующий воспитание ребенка.

Пренатальное воспитание – целенаправленная подготовка будущей матери или семейной пары к сознательному рождению, а в некоторых случаях и к сознательному зачатию своего ребенка, выражающая в формировании культуры дородового воспитания.

Прогнозирование – научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов работы.

Рассказ – связное, развернутое изложение факта.

Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющий свои отличительные особенности.

Ручной труд (художественный) – вид детского труда, направленный на формирование ручных умений и навыков работы с разным материалом, связан с изготовлением предмета из картона, бумаги, природного материала.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя качеств, соответствующих сложившимся идеалам и убеждениям.

Самообслуживание – труд ребенка, направленный на уход за самим собой и включающий в себя комплекс культурно-гигиенических навыков.

Содержание образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо владеть обучающимся.

Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Социум (от лат. socium – общее, совместное) – большая устойчивая социальная общность, для которой характерны единство условий жизнедеятельности людей и общность культуры.

Традиция (от лат. traditio – передача) – явление общественной психологии, представляющее собой способ хранения социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев.

Труд в природе – вид детского труда, предусматривающий участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Эстетика быта – непременное условие для эстетического воспитания ребенка, фон, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Упражнение – практический метод воспитания, заключающийся в многократном выполнении требуемых действий, доведения до автоматизма.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями, структура которой включает в себя: учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труда, направленный на подержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: