Пример участников (студентов) образовательных программ педагогической подготовки для СПО




Выпускник среднего общего образования (СОО). Может поступить в образовательное учреждение СПО и стать квалифицированным рабочим, специалистом (КРС), специалистом среднего звена (ССЗ).

Также выпускник СОО может поступить в бакалавриат (в рамках данной модели, необязательно в педагогический) и получить квалификацию «Бакалавр (по отрасли)».

Выпускник образовательного учреждения СПО может поступить в бакалавриат и также получить квалификацию «Бакалавр (по отрасли)».

В последнем варианте образовательной траектории между прохождением образовательной программы СПО и поступлением на образовательную программу более высокого уровня, например, на образовательную программу уровня «Бакалавриат», у студента обязательно должна быть работа на производстве, по полученной ранее специальности.

Переход с одного уровня образования на другой, в том числе, по «горизонтали» (например, с уровня «Бакалавриат» не педагогический» на уровень «Бакалавриат» педагогический»). Данное условие является обязательным.

Будущий педагог может окончить две образовательных программы уровня «Бакалавриат», где одна программа является отраслевой, но не педагогической, а вторая – педагогической.

Другими словами, уровни образования, где один относится к производству, а второй к педагогической деятельности, могут не совпадать. Уровень образования и подготовки по педагогической специальности может оказаться ниже уровня образования и подготовки по педагогике.

Следующим принципиальным моментом работы данной модели подготовки педагогов является возможность «добирать» недостающую квалификацию «растянуто» во времени, используя более краткосрочные программы ДПО.

Такая возможность представляется также важной, так как дает шанс изменить профессию, не теряя основного источника дохода и не прекращая работать на производстве. Определенный контингент вполне сможет воспользоваться такими возможностями, учитывая, например, материальное состояние родительской семьи, появление молодой семьи, переезд в другой регион и др.

В качестве примера рассмотрим вариант образовательной траектории для выпускника образовательной программы уровня «Бакалавриат». Имея квалификацию «Бакалавр» (отрасли, не педагогической), он может, имея опыт работы на производстве, поступить на образовательную программу уровня «Магистр» «своей» отрасли или пройти программу ДПО по педагогической подготовке и затем, получив опыт работы в качестве педагога, поступить на образовательную программу уровня «Магистратура», но уже по педагогике. Более полно эта и другие траектории представлены на схеме №1.

Такой подход позволяет не только учитывать возможные ошибки при выборе будущей профессии для отдельно взятого человека, но и «улавливать» имеющийся практический опыт, используя его при подготовке кадров.

Данная модель подготовки педагогов для системы ДПО предоставляет возможности анализа по выявлению тех новых профессиональных позиций, которые могут понадобиться в ближайшем будущем.

С этой точки зрения, прогнозируется появление новых для системы СПО позиций:

Мастер производственного обучения, с компетенциями освоения новых профессиональных стандартов, нового технологического оборудования и обучения, в соответствие новым стандартам и с использованием нового оборудования, освоивший педагогические компетенции;

Мастер – специалист среднего звена с практическим опытом освоения в масштабе участков производства в новой отрасли и миссией практического обучения кадров для новых отраслей. Квалификация – не ниже выпускника СПО с дополнительной педагогической подготовкой;

Технолог новой отрасли – организатор производства с практическим опытом освоения производства в масштабе предприятия в новой отрасли и миссией обучения кадров для новых отраслей. Квалификация – не ниже бакалавра с дополнительной педагогической подготовкой.

 

Появление новых педагогических позиций, по мере развития системы подготовки педагогических кадров СПО, является одной из характеристик предлагаемой модели подготовки педагогов для СПО.

Из этого следует, в частности, что со временем могут и должны появиться новые позиции, компетентностный состав которых пока еще не вполне ясен и зависит от развития конкретных отраслей экономики, и конъюнктуры рынка труда и занятости.

Предлагаемая модель может быть представлена в различных вариантах. Здесь модель представлена, как совокупность индивидуальных образовательных траекторий, схватывающих точки и роли участников программы подготовки и на «входе» подготовки, и на «выходе» из нее (см. схема №1).

 

Входные и выходные требования к освоению программ и преемственность уровней образования в рамках предлагаемой модели подготовки педагогов соответствуют требованиям образовательных программ, в соответствие принятым (действующим) Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а также разработанной компетентностной модели выпускника образовательных программ подготовки педагогических кадров для СПО.

Формирование компетенций выпускника является целью реализации образовательной программы, которое осуществляется комплексно. Часть компетенций формируется через освоение нескольких элементов образовательной программы (это, как правило, относится к общекультурным (универсальным) и общепрофессиональным компетенциям). Часть компетенций формируются в рамках одного, но специально сконструированного элемента образовательной программы – образовательного модуля (это относится, в первую очередь, к профессиональным компетенциям). Часть компетенций, имеющих «сквозной» характер, формируются на протяжении всей образовательной программы через специальные образовательные технологии и виды учебной деятельности. Это относится, в первую очередь, к общекультурным (универсальным) компетенциям, например, коммуникативная или способность к самообразованию и т.п.

Таким образом, процесс формирования компетенций может происходить в двух направлениях: появление новых или повышения уровня уже приобретенных учащимся компетенций того или иного вида. Это, в свою очередь, означает, что необходимо установить уровни формирования компетентностей.

Существует множество вариантов описания показателей и критериев оценивания уровня приобретенных учащимся компетенций на различных этапах их формирования, число которых варьируется от трех до девяти. Учитывая рамочный характер ПООП, остановимся на самой простой модели, которая выделяет три уровня (показателя оценивания) уровня приобретенных компетенций на каждой ступени образования:

1. Пороговый. Выпускник программы (ступени, модуля), достигший порогового уровня компетентности, способен применить их (ее) при выполнении повседневной работы. Само слово пороговый означает, что это тот минимальный уровень компетентности, достижение которого открывает работнику путь в профессиональную деятельность.

2. Базовый. Обучающиеся, достигшие этого уровня развития (формирования) компетенции, способны брать на себя ответственность за решения относительно того, какие компетенции использовать и как их применить к выполнению простых задач. Они должны также демонстрировать более широкие мотивационные способности и личную ответственность за принятие решений относительно того, каким образом решаются задачи.

3. Продвинутый. Студенты, достигшие этого уровня, демонстрируют самостоятельность и ответственность при управлении деятельностью и при определении того, каким образом имеющиеся у них компетенции могут быть использованы в конкретной ситуации. Это предполагает наличие способности строить собственную стратегию их применения как в конкретной ситуации, так в течение продолжительного периода времени, а также – выстраивать схемы, позволяющие оценивать как свершившиеся, так и грядущие изменения (предсказывать, сценировать и т.д.).

 

Рисунок 1. Динамика формирования компетенций в рамках предлагаемой модели подготовки педагогов для системы СПО (рассматриваемые уровни образования – бакалавриат и магистратура)

Рисунок 2. Динамика формирования компетенций в рамках предлагаемой модели подготовки педагогов для системы СПО (рассматриваемые уровни образования – бакалавриат и магистратура)

 

 

Таблица 1. Преемственность уровней образования и уровней сформированности компетенций выпускника по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» УГСН «Образование и педагогические науки»

Профессиональные компетенции, разработанные в соответствие профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО». Уровень «Бакалавриат» Уровни сформированности компетенции Профессиональные компетенции, разработанные в соответствие профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО», уровня «Магистратура», соотнесенные с профессиональными компетенциями уровня «Бакалавриат» Уровни сформированности компетенции
Выпускник, освоивший программу бакалавриата,   Выпускник, освоивший программу магистратуры,  
ПК-1. Способен планировать и осуществлять учебный и учебно-производственный процесс в соответствии с программами профессионального обучения, профессионального образования и ДПО. Базовый ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ; Продвинутый
ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса. Продвинутый
ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме. Продвинутый
ПК-2. Используя адекватные задачам инструменты, способен провести экспертизу профессиональной деятельности студентов, в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами («World Skills», др.). Продвинутый ПК-2. Способен разработать или подобрать из числа имеющихся, локализовав их к конкретным условиям, инструменты оценочных средств и мониторинга для установления уровня достижения обучающимися образовательных результатов. При необходимости, установить адекватность этого набора результатов профессиональным компетенциям, которые определяются квалификационными характеристиками и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами; Базовый
ПК-3. Способен организовать мониторинг динамики освоения обучающимися профессиональных компетенций, дать рекомендации преподавателям по коррекции образовательного процесса в целях повышения его результативности.  
ПК-3. Способен осваивать, для использования в образовательном процессе и в производственной деятельности, учебно-технологическое оборудование. Базовый ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ. Базовый
ПК-4. Способен планировать учебную деятельность, включая разработку и реализацию учебных программ на основе примерных образовательных программ. Продвинутый ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса; Базовый
ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме. Базовый
ПК-5. Способен локализовать примерные основные образовательные программы подготовки, применительно к определенному уровню квалификации. Реализация этих программ осуществляется с учетом потребностей рынка труда, квалификационными характеристиками, стандартами профессиональной деятельности, уровня подготовки обучаемых, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные. Базовый ПК-1. Способен, на основании квалификационных характеристик и стандартов производственной деятельности, принятых в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, формулировать образовательные результаты основных образовательных и учебных программ. Базовый
ПК-4. Способен изучить требования работодателей, и, соотнеся их с имеющимися ресурсами, квалификационными требованиями и стандартами производственной деятельности, принятыми в странах с развитыми наукоёмкими и технологическими производствами, сформулировать рекомендации по результативной организации образовательного процесса; Базовый
ПК-5. Проведя психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса, способен определить необходимость повышения квалификации педагогических работников для решения поставленных перед ними задач, разработать и реализовать коллективные и индивидуальные программы повышения квалификации, в том числе, реализуемые в сетевой форме. Пороговый

 


[1] См. материалы проекта на портале педагогическое образование.рф

[2] Совместное заседание Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны, https://kremlin.ru/events/president/news/19882

[3] По Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8b/3409

[4] По материалам результатов первого этапа проекта модернизации педагогического образования, https:// педагогическоеобразование.рф, дата обращения: 21.04.2016; https://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2015/11/sistemnye-rezultaty-i-effekty-proekta-modernizacija-sistemy-pedagogicheskogo-obrazovanija-rossii.pdf

[5] По материалам результатов первого этапа проекта модернизации педагогического образования. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Аналитическая справка о ходе реализации проекта, https:// педагогическоеобразование.рф, дата обращения: 21.04.2016; https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/484/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4683/2015_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_%D0%BC%D0%B0%D0%B9.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: