Этапы реализации проекта




Проект «Огород на подоконнике»

 

Вид проекта: творческо-исследовательский

 

Продолжительность: 2 месяца (март, апрель)

 

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги

 

Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая и физическая

 

Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско-творческой деятельности детей. К сожалению большинство современных детей редко общаются с природой и не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей загруженности не всегда могут донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

 

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к природе.

 

Задачи образовательных областей:

1. Познавательное развитие:

- формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

 

2. Речевое развитие:

- формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение.

- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребѐнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками

3. Социально – коммуникативное развитие:

 

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

- развивать познавательные и творческие способности.

- формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.

- развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

- воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

4. Художественно – эстетическое развитие:

- рисование – учить детей рисовать овощи, которые будем растить; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.

- аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.

5. Физическая культура:

развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.

 

Ожидаемые результаты.

Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.

Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

Улучшится состояние высших психических функций: речь, мышление, воображение, память, внимание, восприятие.

Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.

 

Основные формы реализации проекта:

- игровые занятия,

- работа с родителями,

- работа с художественной и познавательной литературой,

- работа с пословицами, художественное творчество,

- работа с дневником наблюдения,

- посадка рассады овощей, посадка лука, посадка зелени,

- решение проблемных ситуаций, игровые упражнения и дидактические игры.

 

Словарная работа

семена, почва, рассада, подкормка, всходы, росток, побег.

Материал и оборудование:

лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка, игрушки (дед, бабка, корова, коза, кошка, волк, лиса, заяц, медведь) цветная бумага для изготовления лягушек и подсолнухов.

Работа с родителями.

Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки.

Предполагаемый результат:

- дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

- у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

- формирование у детей уважительного отношения к труду.

- создание в группе огорода на подоконнике.

- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

- активное участие родителей в реализации проекта.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный:

- определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

 

2. Основной:

- проведение запланированных мероприятий для реализации проета: беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, зарисовка в дневник наблюдений, использование интернет ресурса для получения информации, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.

 

3. Заключительный

подводятся итоги, итоговая беседа, анализ результативности

 

Этапы реализации проекта

 

Мероприятия Цели Ответственные
1 этап подготовительный
1 Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. воспитатели
2 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение семян, рассады и необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». Воспитатели, родители
2 этап основной
1 Чтение книг, рассматривание иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. воспитатели
2 Беседа «Дикорастущие и культурные растения» «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений. воспитатели
3 Практическая деятельность: посадка лука, зелени петрушки, укропа, пшеницы Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. воспитатели
4 Наблюдение за ростом лука, зелени петрушки, укропа, пшеницы Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна и зелени воспитатели
5 Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) воспитатели
6 Рассматривание овощных и цветочных семян через лупу Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам воспитатели
7 Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, огурцы, кабачки). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. воспитатели
8 Наблюдения: за тем, как растут наши растения Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. воспитатели
Дидактическая игра «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус». Закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, где растут.
3 этап заключительный.
1 Обработка и оформление материалов проекта в виде фотографий. воспитатели
2 Анализ результативности воспитатели
           

 

План реализации проекта:

 

Организационный этап.

Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.

Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».

Домашнее задание для родителей:

— изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огородах;

— собрать информацию об их выращивании;

— произвести вместе с детьми посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте, на свету и в воде);

— составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.

Приобретение посадочного материала: лук, семена петрушки. Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал — тара из — под «минеральной воды», контейнеры, стаканы), земли. Приобретение земли, агроткани.

Изготовление табличек — указателей с имени ребенка (ответственного за растение) и указателей — условий для выращивания их.

Изготовление основы для дерева из пластиковой бутылки.

Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде.

 

Исследовательский этап:

 

Рассматривание лука и семян петрушки.

Опытно-экспериментальная деятельность: посадка лука в землю, в стаканчик с водой.

Посадка семян петрушки. Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).

Ведение журнала наблюдений за ростом посадок.

Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).

Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища», «Загадки с грядки»

Проведение дидактических игр:

«Что лишнее?»,

«От какого овоща эта часть? »,

«Вершки и корешки»,

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях.

Театрализованная игра: «Огород».

Подвижные игры: «Баба сеяла горох»,

Игра – хоровод «Кабачок».

 

Заключительный этап.

Сбор урожая. Беседа с детьми о достигнутых результатах.

Подведение итогов реализации проекта: анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Оформление выставки рисунков детей «Загадки с грядки», коллективная работа по лепке «Лучок на грядке», «Наш урожай».

Составление рассказов детей о том, как ухаживать за растениями.

 

Описание проекта.

 

Работа по усвоению первоначальных представлений социального характера и включение детей 6-7 лет в систему социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки. Это дает детям возможность занять определенное положение в обществе и является одним из видов из составной успешности социализации.

 

В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей.

 

В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Родители оказались активными участниками проекта и единомышленниками своих детей. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук на свету и в темноте, выращивали лук разного цвета: белый, фиолетовый, обычный), охотно делились знания и опытом по работе на огороде, рисовали с детьми, сочиняли рассказы.

 

Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике.

 

Дети узнали много нового о растениях, растущих на подоконнике, и осознали, что их объекты исследования — живые, что они не могут жить сам по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. У детей сформировалось представление о взаимодействии с окружающей средой, создали замечательные рисунки, сочинили рассказы, поделки, которые были представлены на выставке, пополнили активный словарь, совершенствовали навыки диалогической речи в совместной деятельности участников проекта.

 

Заключение.

В данном проекте была сделана попытка по развитию у детей 6-7лет исследовательско-творческого интереса в ходе деятельности с взрослыми. Дети приобрели навык публичного предъявления своих мыслей, научились открыто выражать их не бояться вступить в диалог. А в семье формировались партнерские детско-родительские отношения: ребенок становился содержательно интересен родителям, а родители ребенку. Реальная жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым новым содержанием и деятельностью. Коллективная посадка лукового дерева очень понравилась детям.

 

Список литературы

1. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду

3. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»

4. Сигимова М.Н. Познание мира растений.

5. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: