II. Имена ограниченного распространения 7 глава




Рында, здоровяк, молодец

Рылей, игрок на рылее, некоем подобии итальянской лиры.

Рюма, нытик

Рюрик, сокол (изменённое Рарог). Сын Годослава, князя бодри-чей и Умилы, средней дочери новгородского князя Гостомысла. В 862 в. был приглашен в Новгородские земли для княжения. Но, став князем, он не оправдал надежд новгородцев, и те подняли против него восстание. «И брекд отрщете одо земе ндшиех- А трноуте до сря-щень окудвд преде (Отвадьте Рюрика от земель наших, гоните его с глаз долой туда, откуда пришёл) (ВК III. 14). Никоновская лето­пись так говорит о борьбе с «Эриком»: «Лето 6372 (864). Того же летд оскорвишдся Новгородци, глдголюще: тдко выти ндмъ рдвомъ, и много злд всячески пострдддти от Рюрикд и отъ родд его. Того же летд уви Рюрикъ ВддимдХрдврого,ииных'ьмногих'ьизвиНовогородцев'ъ...» (ПСРЛ, т.9).

Любопытное предание о Юрике-новосёле записала Н.А.Кринич-ная. Князь Юрик-новосёл уговорил новгородцев платить ему за на­ряд «половину беличьего хвоста». Затем, видя, что новгородцы платят, постепенно повысил размер платы: «Видит Юрик, что пла­тят, собрал всех на сходку и говорит: - За беличью шкуру хочу я наложить на вас малые деньги, можете ли вы поднять мне? И ма­лые деньги они подняли - и поныне помнят этого домового хозяина и в Северной Украине, и в Олонецком крае, и в Новгороде. И после этого Юрика пуще и пуще повышали дань с алтына на четвертину, а с четвертины на полтину, а с полтины на рубль, и так до Петра Первого, а после Петра платили и с живой души, и с мёртвой, и рубль, и два, и три, и четыре, и пять».

Ряб, рябой; уменьшительное Рябко.

Рядко, порядочный; от «ряд» - порядок, устрой.

Ряха, чистоплотный, любящий порядок

•ь

Садко, надсадный, непосильный (новгородский говор). «Садко терпеть» - чувствовать боль от ссадины (В.Даль. Толковый сло­варь.). Некоторые исследователи производят это имя от израиль­ского имени Садок - «друг царя». Но это маловероятно, скорее все­го простое сходство.

Само, как раз, впору, как нужно, должно как быть; князь мощ­ного государства на западе Славии. Западный союз племён был соз­дан в 623 г. Его вождь Само, избранный в 627 г. князем Чехии, раз-

бил аваров, остановив их дальнейшее продвижение в Европу. Этот союз до 658 г. успешно противостоял натиску франков.

Самовит, сам (отдельно) обитающий

Самовлад, сам себе господин

Саморад, заботящийся о себе

Самород, самородок

Самоха, себялюб

Санко, от «сань» - полоз.

Сах, олень. От скифского «сака» - олень. Возможно, отсюда и «сохатый». Из наименований скифских племён у персов и греков сохранились названия «Сака» и «Сайи-Сайхи», что, очевидно, име­ет одно и то же значение в разных произношениях. 2000 лет назад Страбон знал в Закавказье область саков (Сакасену), в которой жил народ коссайхов. Русский учёный А.Попов («История о Дон­ском Войске») утверждал в 1814 г., что по-персидски «Козак зна­чит Скифа». Имена Коссайхи, Коссака, Казака, очевидно, получи­лись от приставок к основным скифским наименованиям Сайхи и Сака прилагательных со значением: «Кос» - «белый» и «Ка» -«главный, высокий». В «Велесовой Книге» Сах - князь беренде­ев - «А о... оде а нищо Беренде. Те ко ста имди кнезд Сдху> л той премоудр a... par ладах °А русы, а вид ндше друг (и пошли на них (гуннов. -В.К.) И...Берендеи. И вот они имели князя Саха, и был он премуд­рый... в ладах с русами, и был нашим другом)» (ВК И. 66). Кто же такие берендеи? В «Казачьем словаре-справочнике» о берендеях написано следующее: «Берендеи - в русских летописях также пи­шутся как Берендичи и Перендеи; это славянизированное племя неизвестного происхождения...Б. появились при границах Днеп­ровской Руси после прихода на берега Дона Половцев или Куманов (1054 г.)... После нашествия Татар...их начинают называть Черкасами и Казаками. Прежнее их имя встречается только в географических названиях». В Калуге, например, до сих пор есть слобода Берендяковка.

Сбыгнев, ставший гневным

Сбывой, ставший воином

Сбылют, ставший лютым

Сбыслав, ставший славным. Сбыслав Якунович, новгородец, упомянут летописцем в числе шести самых храбрых воинов, бив­шихся со шведами на Неве в воскресенье 15 июля 1240 г. «Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его» («Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского»).

Сбычест, ставший честным

Сваромир, возможно «ссорящийся с миром». Сын князя Даниила Галицкого. Участвовал в разгроме войска хана Куремсы в 1255 году.

Сваруна, сварливый; от «свара» - ссора. Кстати, слово «свара» произошло от имени Сварог (гнев Сварога), отсюда же и англий-

ское «war» - война. Сварог - мужское воплощение Рода. Бог-тво­рец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел. Дед Богов, супруг Лады. Сварог - небесный куз­нец, сварганивший мир. Он населил землю, создал первых людей. Когда Сварог ударил молотом по «белгорюч камню», родился бог огня Семаргл Сварожич. Сварог дал людям огонь, научил их куз­нечному ремеслу, дал им законы.

Свебож, значение неясно

Свентояр, свет Ярилы. «И было это, когда Свентояр, один из князей, которого выбрали борусичи в Русколани, взял русколан, и (алан?), и борусов, и вооружил их, и пошёл на готов из Воронеж-ца, и было их десять тысяч отборных конных воинов и ни одного пешего» (ВК П. 4.6), «Мы собрались в лесах илъмерских, куда пришла небольшая часть людей из Киева, ибо в нем уселись варя­ги, которые суть - хищники, повесившие Свентояров» (ВК И. 46). Очевидно, Свентояр - родоначальник князей Свентояров.

Свень, от старославянского «свене» - кроме, сверх, вне

Сверчок, сверчок. Дьячок великого князя Московского, уличён­ный в ереси жидовствующих.

Светех, своих утешающий

Светибог, свет и бог

Светигнев, свешенный гнев

Светигой, свет и здоровье

Светилюб, свет и любовь

Светислав, свет славы

Светичест, свет и честь

Светлан, светлый

Светник, сокращение от имён с основой «Свет»

Светобор, от «свет» и «бороться», борющийся со светом, т.е. с миром

Светодар, дар света

Световик, сказочный богатырь; возможно, под именем Световик упоминается Дажьбог.

Светолик, светлый лицом

Светомир, освещающий мир

Светомысл, человек со светлыми мыслями; либо «думающий о свете»

Светозар, озаряющий светом

Светокол, мировое коло (колесо)

Светолик, светлоликий

Светослав, славящий свет (мир)

Светояр, свет Ярилы, солнечный свет

Свибл, значение неясно (древнерусское имя).

Свир, врун; от «свирать» - сваливать свою вину на других, врать.

Свирыня, то же

Свиря, игрок на свирели

Свирята, то же

Свищ, свистун; или же «дыра»

Свободан, свободный

Своерад, заботящийся о своих

Свойбог, своим богам посвещённый

Свойбор, за своих борющийся

Свойжир, своё богатство

Своймир, свой мир

Своймысл, о своих думающий'

Свойслав, своих (родичей) славящий. Чешское имя.

Свойчест, своя честь

Свойрад, заботящийся о своих

Своята, свой, сородич. Возможно, сокращение от имён с осно­вой «Свой».

Святобой, святой бой(ец)

Святобор, святой бор(ец)

Святогор, сказочный богатырь. По мнению Б.Кресеня, Свято-гор охраняет столб, поддерживающий Небесный Ирий. Имя Свято­гор состоит из двух частей: свят (святая) и гор (гора), т.е. «святая гора». Святыми горами считались Карпаты.

Святожизн, святая жизнь

Святозар, озарённый светом, либо святое озарение

Святозор, святой (светлый) взор

Святомир, святой мир

Святоплуг, святой плуг (т.е. плуг, упавший с неба). Моравский князь.

Святополк, светлое воинство. Князь Святополк Моравский (княжил с 870 по 894 г.), желая добиться власти, не остановился перед союзом с немцами, ослеплением и заключением в крепость своего дяди Ростислава; при этом «св. Мефодий», «просветитель» Моравии и её первый епископ, был выдан немцам, и в Моравии появился немецкий епископ-«просветитель». Но потом Святополк хитростью освободился от немцев, разбил их, расширил свою дер­жаву, подчинив Русь (так называлась часть Тюрингии), Чехию, и снова вернул Мефодия. Святополк I Ярополкович (980-1019) вели­кий князь Киевский (1015 г.) - был клеветнически обвинён в брато­убийстве Ярославом Хромым (Мудрым).

Святорад, заботящийся о святости

Святослав, святая слава. Святослав I Игоревич Храбрый (920-972), великий князь Киевский (945-972). Мудрый князь и ве­ликий полководец, Святослав расширил границы Киевской Руси, совершив немало победоносных походов. В 965 в. Святослав совер­шил победоносный поход на Хазарский каганат, иудейское государ­ство в Волго-Донских степях. Хищный иудейский Хазарский кага­нат несколько столетий угрожал славянам с юго-востока, собирая дань с некоторых славянских племён: хазары совершали грабитель-

ские набеги на нашу землю, продавали славян в рабство, препятст­вовали в торговле нашим купцам.

«В лето 6473 (965). Иде Святослава нл Коздры. Слышдвше же Козл-ри, изидошл противу ст> княземъ своимъ Каганомъ, и съступишдся виги; и бывши врлни, одоле Святослава Коздромт» и грддь ихт. Еелувежю взя. Ясы поведи и Клсогы».

Святослав совершает II поход на вятичей и подчиняет их Киеву. Затем побеждает волжских болгар (предков современных татар). Одолев волжских болгар, Святослав спустился вниз по Волге к Итилю, столице Хазарии. Разорив иудейскую столицу, Святослав двинулся к Семендеру (близ Махачкалы), победоносно прошёл че­рез Кубань, добивая остатки хазар, затем разгромил их союзников ясов (осетин) и касогов (адыгейцев). Дойдя до побережья Азовско­го моря, Святослав поднялся на лодьях по Дону до Саркела, захва­тил эту крепость, последний хазарский оплот, и на её месте основал Белую Вежу. В 967 г. Святослав, по просьбе византийского импера­тора Никифора Фоки, подкреплённой щедрой выплатой золота^ вторгся в Дунайскую Болгарию и захватил её столицу Преслав (Пе-реяславец).

В 970 г. Святослав напал на византийскую провинцию Фракию, дойдя до Аркадиополя. В 971 в. император Иоанн Цимисхий напал на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трёхмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. В этой битве Святослав, перед своим 10-тысяч­ным войском, противостоявший 100-тысячной императорской ар­мии, произнёс крылатые слова: «Да не посрдмимт» зел\ле Русские, но ляжсма костьми, мертвый во срдмл не имама, дще лн повегнемА, срдмА имама, ни имама увежлти; но стднемъ крепко, аза же предъ вами пойду, дще моя глава ляжетъ, то промыслите совою». На что воины ответили: «Идеже глава твоя, ту и свои главы сложима». «И нсполчишдся Русь, и высть сечд велнкд, и одоле Святослдвъ, и вежд Греци; и поиде Святослава

ПО ГрАДу, ВОЮЯ И ГрАДЫрДЗВИВАЯ, ЯЖ? СТОЯТЬ И ДО ДН6ШНЯГ0 ДН? ПуСТЫ».

Греки с трудом остановили Святослава и поспешили предложить ему мир. Во время греческих походов, Святослав, придя к выводу, что русы-христиане, находящиеся в его войске, по существу, явля­ются союзниками византийцев, предателями, решил с ними распра­виться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники хри­стианства на Руси - церкви. Святослав «рдзсвнрепе, яко и единдго БрдтА своего Глевд не посчдде, но разными муки томя увивдше». Он (Святослав) «посла в Киев, повеле храмы христиан рдзорити и сожесчи и сам вскоре поиде, хотя все христидны изгувити». (Цит. по: Татищев В.Н. История Российская. T.I, с. 111).

Святослав, пойдя в Киев для разорения христианских церквей, стал жертвой заговора. «Послдшд Переяслдвци ка ПеченегомА, глдго-люще: "се идеть Вы Святослдвт. ва Русь, вземъ именье много у ГрекА и полона везчисленА, съ малыми дружины"». Святослав, подойдя к днепровским порогам, обнаружил здесь враждебные орды печене-

гов и повернул назад в Белобережье, где и зазимовал. «И не ве у нихъ врдшнд уже, и ке гладь великт», яко по полугривне глава конячд, и зи-мовд Святослава ту». За всё время зимовки Святослав не получил никакой подмоги из Киева; это означает, что киевская знать была в заговоре против князя.

Весной 972 г. Святослав двинулся вверх по Днепру к порогам в полной уверенности, что его просьба к Иоанну Цимисхию о посред­ничестве у печенегов исполнена (Святослав, по сведениям визан­тийца Скилицы, просил императора обеспечить безопасный проход русов через печенежские кочевья. Византийский посол, получив от­каз от печенегов, не сообщил об этом Святославу, проявив обьмное греческое вероломство). «Поиде Святослава Bt пороги, и нападс ид нь Куря князь Печенежьский (печенеги являются предками нынешних гагаузов. - В.К.), и увишд Святослава. Взяша глдву его и во лке его сде- лашд ч дшю, оковАвше локт» его, и пьяху по немъ, Свенллдъ же приде Киеву къЯрополку». Странно, что воевода Свенельд бросил тело князя на поле битвы, позволив печенегам сделать чашу из его черепа. В те времена бросить на поле боя хотя бы одного непогребённого бойца считалось большим позором для полководца.

«Походы Святослава 965-968 годов, - писал Б.А.Рыбаков, - представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертив­ший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до бал­канских земель Византии». Святослав создал великую державу, простиравшуюся между трёх морей: Балтийским, Каспийским и Чёрным. Лишь государственный переворот, совершённый Влади­миром I по указке из Константинополя, приостановил создание мо­гучей Славянской империи.

Святослав Ярославич - вел. кн. Киевск. (1073-1077).

Святоша, уменьшительное от имён с основой «Свят». Возмож­но, родившийся в святки.

Святояр, святая ярость

Сдебуд, значение не совсем ясно

Сдевит, значение неясно

Сдевой, сделавшийся воином

Сделют, сделавшийся лютым

Сдемил, сделавшийся милым

Сдемир, сделавшийся мирным

Сдемысл, сделавшийся хитрым (охотником)

Сдеслав, сделавший (себя) славным

Сдала, значение неясно

Сева, уменьшительное от Всеволод, сын Богумира

Сегеня, значение неясно. «А боярин Сегеня, который убил сына Германареха и отрока Гулареха, пошёл к Воронежцу» (ВК II. 6д).

Се дун, седой

Сежир, сеющий богатство

Сезем, возможно, засевающий землю

Селан, селянин, сельский житель. То же значение у имён Селя-та, Селянин.

Селимир, поселившийся среди людей (мира)

Семидол, семиполье

Семовит, неторопливо живущий; от «посёмывать» - медлить.

Семой, седьмой (сын); то же значение у имён Семойка, Семко, Семейка, Семуша. Посадский Семейка Вед ерник в 1606 г. был два­жды подвергнут пыткам. Поводом послужил донос, обвиняющий С. Вед ерника в том, что он напустил икоту на своего товарища по торговле.

Семьюн, семьянин

Сердомил, милый сердцу

Середогост, сердечный гость (по О.Прозорову).

Сережень, родившийся посереди (среди недели, года и т.д.) Сере-жень княжил 10 лет после Верена из Великограда (смотри ВК I. 26).

Сецех, секущий? Один из племенных польских князей из рода Стражев, боровшийся с королем Владиславом (конец XI в.)

Сивак, сивый

Сивер (Север), Северянин, Славянское племя, столица -Новгород-Северский. Ещё в I тыс. до н.э. грекам были известны племена Саваров, жившие на месте позднейшей Северской земли.

Сиводед, седой дед

Сиволап, сивая лапа. т.е. рука, покрытая белёсыми волосами

Сивояр, белое солнце

Сидраг, значение неясно (вендское имя)

Силимир, значение неясно

Силослав, славящий силу

Силостан, крепкий, сильный станом

Сирослав, обделённый славой

Синеок, голубоглазый

Синко, чёртик; от «синец» - чёрт.

Скалкус, значение неясно (вендское имя)

Скарбимир, от «скарб» (добро, пожитки) и «мир». Польское имя.

Скарбомир, от «скарб» (добро, пожитки) и «мир». Польское имя.

Скарбислав, славный скарбом (имуществом, богатством)

Скиф, брат Славена и Руса; по преданию, основал Скифию Ве­ликую.

Склов, склочник, ссорщик; от «склочити» - ссорить; либо от «скло» - стекло.

Скородум, сообразительный

Скордяй, скорняк; уменьшительное Скордята

Скорына, скорняк, обработчик пушнины

Скорята, меховой, пушистый

Скотень, богач; от «скотница» - казна. «И был в степи боярин Скотень, живший своим трудом, и не попал он под власть хазар» (ВК II. 4а).

Скотич, богач; от «скот» - богатство. Скотич и Скотень, очевид­но, одно и то же лицо. Скотич кочевал где-то в Причерноморских степях, собирая роды, пострадавшие от кочевников.

«Велесова Книга» называет кочевников хозарами, но та же «Ве-лесова Книга» часто путает названия племён, называя их более при­вычными именами. Любопытно, что существует предание о том, что предки шотландцев пришли в Шотландию (Скотию) из Причерно­морья. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь во время англо-саксонского завоевания Британии на остров переселилась и часть славянских племён. На востоке Англии находят славянские курганы. Возможно, и Скотич попал в Шотландию во время пересе­ления кельтов, живших по соседству.

Скрипица, скрипящий

Скрынь, ларец, ящик

Скряба, от глагола «скрести». Сын боярина Травы (XV в.).

Скуба, ощипанный, ободранный. Польское имя.

Скурат, кожаный, меховой; от «скура» - кожа, мех.

Славата, славящий

Славко, уменьшительное от имён с основой «Слав»

Славен, славянин, славящий богов; отсюда «славяне» - люди, славящие богов. Славен-князь основал город Славенск (нынешний Новгород), его потомками были новгородские князья, ведшие свой род от сына Славена - Вандала (Венда) «Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен постлвиша грлд и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Беликий Новгород, от устие великого езерл Ильмера по реце Волхову полтретья поприща». (ПСРЛ, т.31).

Иоакимовская летопись: «Славен з кратом Скифом, имея войны многие на востоце идоша к западу, многи земли о Черном мори и на Дунае севе покориша.... И от старшего крата прозвашася славяне (...) Славен князь (...) иде к полунощи и грлд великий создл, во свое имя Словенск нл-рече...»

«Велесова Книга», I. 6а: «И се кящете кньзве Славну со вратаре му Скивьу. А се пре весте вьлкне на въстенце, и се л тон рещете:

- идем одо земе илмерсте!

А тако иещете, лвъ старе сна све оставе о староце Иломере. О се теце на полуносще, л тамо све гьрд сллвень утверже. (И были князья Славен с братом Скифом. И тогда узнали они о распре великой на востоке и так сказали:

- Идём в землю Ильмерскую!

И так решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там Славен основал свой город)».

Славер, славянской веры, славянин; «А после него был Лебедян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет» (ВК I. 26).

Славибор, славящий борьбу. Польское имя.

Славий, славный, знаменитый; либо «соловей».

Славн, славный

Славовит, живущий в славе

Славолюб, любящий славу

Славомир, славящий мир. Князь бодричей, преемник князя Дражко.

Славомысл, думающий о славе

Славонег, славящий негу (удовольствие)

Славосуд, судящий о славе; в смысле «понимающий толк в славе»

Славотех, тешащийся славой

Славута, прославленный

Славята, тоже. «Втътожевремякяшепришелт»СлавятаизъКыева кт> Володимеру отъ Святополкл, на некое орудье...» (НЛ, с.153).

Слинько, значение неясно. Имя из бересты.

Слободан, свободный

Словиша, сокращение от Соловей. В Новгороде были найдены при раскопках гусли с надписью: «Словиша»

Словута, говорящий понятно. Сравни: «немец» - немой, не умеющий говорить понятно.

Слон, лось (старинное название); лосиха - «слона сохатая». Нет ли тут связи с мамонтом? В славянских сказках мамонт выступает под именем «чуда-юда», который противника «жогнул своим хобо­том» и «вбил в землю». Не могла ли «слона сохатая» передать сла­вянское название чудовища? Может, мамонт по-славянски слон)

Слудый, от «слуды» - заливные луга

Смага, смуглый

Смехи, потешник

Смеян, то же

Смил, значение неясно

Смирной, смирный. Уменьшительное Смиря.

Смола, смуглый

Смолига, то же. В 1266 в. в Пскове проживал Смолига Лочко-вич, брат Антона Лочковича, убитого при осаде города литовцами.

Смык, борона

Смысл, смышлёный, хитрый

Снежко, снежный, родившийся в снегопад

Сновид, увиденный во сне. Конюх Святополка II Изяславича (1050-1113), вел. князя киевского (1093-1113), участвовавший в ос­леплении князя Василька Ростиславича. «В лето 6605 (1097). И се-дящю ему, узре Влсилко Торчинл остряща нож-ъ, и разуме, яко Хотятт» и слепити. г И се влезошл послании Святополкомт* и Длвыдомъ, Сновидт. Изечевичьконюх'ьСвятополчь, и Дьмитръ конюх Давыдова.... Иседоста оваполы Сновидт» Изечевичь и Дмитрт», и не можаста удержати; и присту­пила ина два, и сняста другую деку съ печи, и седоста, и удавнша и рамя-но, яко персемт» троскотати. И приступи Торчинъ, именемъ Беренди, ов-чюх"ь Святополчь, держа ножь и хотя ударити въ око, и грешнея ока и пере­реза ему лице, и есть рана та Василке и ныне; и посемт* удари и вт» око, и изя зеницю, и посемъ въ другое око, и изя другую зеницю; и томт» часе высть яко и мертвъ...

Володимеръ (Мономах) жеслышдкъ, яко ять высть Влсилко и слеплена, уждсеся, и всплдкдвъ и реме: «сего не бывало есть вт. Русьскей земьли, ни при дедехт» ндшихт», ни при отцихт» ндшихт», сякого зла». (НЛ, с. 183-184).

Действительно, таких злодеяний не было в «языческой» Руси среди «погано живущих», но после внедрения христианства подоб­ные зверства стали обычным явлением. Сказывалось влияние «ци­вилизованной» Византии, где ослепления, отравления и пытки со­ответствовали «нормам христианской морали».

Собеслав, собою славный

Собигорд, собою гордящийся

Собидраг, собою дорожащий

Собимил, себялюб

Собимысл, думающий о себе

Собин, родной, особенный

Собирад, заботящийся о себе

Соболь, соболь

Собота, помощник; от «собота» - приготовление или «собити» -помогать. Уменьшительное Соботка, Собышко, Соботик. «Събо-та» - название б-го дня седмицы, который служит для приготовле­ния к «Неделе», дню седьмому. У русских, в отличие, например, от поляков, у которых сохранилось написание «собота», под влияни­ем греко-кафолической церкви шестой день начали именовать «суб­ботой», производя название от милого сердцу христиан иудейского «шаббат».

Сова, сова

Содлилка, значение неясно. Имя из бересты.

Сокол, сокол

Сокольник, соколиный. Сын Ильи Муромца от богатырши-поляницы.

Солн, солнечный

Соловей, соловей, красноречивый «// тогда эллины, видя, что русичи много пьют, решили на них наброситься и побороть их. И пришёл волхв на заклание и брат его Соловей. И они сказали руси­чам: «Не напивайтесь этими дарами!» Но русичи их не послуша­ли. И вот напились. И в тот день эллины набросились на них и разбили их» (ВК III. 25).

Соловей Будимирович, имя из былины.

Сомжар, зажмуренный; от «сомжарить» - жмуриться.

Сонцеслав, славящий солнце (Из собрания А.И.Сулукадзева: «Поточникъ 8 века, жреца Сонцеслава»)

Сорока, сорока, болтун

Сочень, лепёшка с творогом

Спех, успешный, удачный, малый дух, помогающий в делах.

Спирок, медлительный; «поспиривать» - медлить. Имя из бере­сты.

Спитигнев, возможно, искажённое Светигнев (свешенный гнев). Или же «испытывающий гнев». Чешский князь (X в.).

Спичак, молодой олень (молокосос)

Ставок, призванный, явившийся по зову, прибывший; от «ста­вить» - прибывать. В южнорусских говорах ставком называют пруд. Ставок Скордятич - воевода у Владимира Мономаха.

Ставр, пустослов; от новгородского «ставры» — лясы, балясы, пустословие. Известно сказание о новгородце Ставре Годиновиче.

Станивук, становящийся волком

Станил, от «стан» - основа

Станило, сокращение от имён с основой «Стан»

Станимир, установивший мир. Уменьшительное Станек.

Станислав, установивший славу, постоянно славный. Уменьши­тельное Стае, Стасик, Сташко. Сын Владимира I «робичича» и Адельи.

Станята, сокращение от имён с основой «Стан»

Старовит, от «старый» и «витать» (обитать)

Старовойт, от «старый» и «Войт» (староста). Войт происходит, возможно, от немецкого «фохт» - староста.

Старой, старший

Старослав, славящий старших

Старшой, то же

Стемир, значение неясно

Стипко, значение неясно

Стогость, хлебосол, принимающий 100 гостей

Стожар, Млечный Путь (сто огней)

Стоигнев, стойкий в гневе. Славянское имя Яна Стахнюка (1905-1963 гг.), основателя польского движения «Лехика вяра».

Стоик, стойкий. Имя из бересты.

Стоимил, значение неясно

Стоймир, стойкий мир

Стойслав, стойкая слава

Столпосвет, поддерживающий свет (мир). Сын Славена-князя.

Стоядин, стойкий. Южнославянское имя.

Стоян, стойкий

Страба, искажённое «страва» - пища, похлёбка

Страдослав, славящий страду (уборку урожая)

Страж, сторож, охранник. Предок польского княжеского рода Стражев.

Страживой, стражник

Стражимир, сторожащий мир

Стражислав, сторожащий славу

Странимир, странствующий по миру

Странислав, славящий странствия

Страх, страх. Московский купец XV в.

Страхквас, значение неясно

Страхил, страшило, пугающий

Страшимир, устрашающий мир

Страшко, уменьшительное от имён с основой «Страх». В XII в. в Новгороде проживал Страшко-серебряник.

Стребор, значение неясно. Возможно, «быстрый борец».

Стрежимир, значение неясно

Стрежислав, значение неясно

Стрезибор, значение неясно

Стрекало, жалящий, колкий

Стрет, удачливый

Стрита, стриженный? В 1446 г. в Москве проживал некий Стрига.

Стригун, стригущий

Стрижак, быстрый?

Строй, порядок. В 1495 г. в новгородской писцовой книге упо­мянут «крестьянин Гридка Строй».

Стройгнев, значение неясно

Строймир, устроивший мир

Стройслав, устроивший славу

Стук, стучащий. Имя из бересты.

Ступа, ступа, неуклюжий человек, увалень.

Стуш, докучливый, тягостный, нудный; от «стужати» - докучать.

Стырь, возможно, означает штырь, т.е. тощий высокий человек. Либо от «стырить» - ходить вяло, неповоротливо. Имя чешского воеводы.

Сувор, суровый, хмурый; сравни латинское «север» - суровый. «Император Септимий Север» переводится на славянский как «властитель Семёрка Суровый».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: