Школьная неуспеваемость – острая проблема начальных классов. Ее называют ранней неуспеваемостью в отличие от поздней, появляющейся при переходе в средние классы [34, 44]. Поскольку в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, определяя дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, ранняя неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на развитие личности ребенка в целом.
В исследованиях отечественных учёных-педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, С.Т. Шацкий и др.) причины неуспеваемости делятся, как правило, на зависящие и не зависящие от учителя.
Среди первых Б.П.Есипов [24] называет следующие: слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности, неправильный выбор путей установления контакта с семьёй и другие.
С.Т. Шацкий [45, 14] видел решение проблем неуспеваемости в организации индивидуального подхода к школьникам. Вслед за ним А.А. Бударный пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения учеников путём выделения в классе трёх наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся [13, 79].
П.П. Блонский, напротив, основной причиной неуспеваемости считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П.П. Блонский [11, 77] указывал следующее: низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд; отсутствие интереса к учению и желания учиться; слабое общее развитие.
Е.А. Аркин [2, 146] причиной неуспеваемости считал социальные факторы: неблагоприятная атмосфера в семье; плохие жилищные условия; отсутствие книг и учебных пособий; переполненность классов; слабые в профессиональном отношении кадры.
Одной из серьёзных причин неуспеваемости являются педагогические ошибки родителей. Неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, также ведет к возникновению неуспеваемости. Это вызывает большие проблемы, преодоление которых с каждым годом становится труднее. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, которое может привести к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам девиантного поведения.
Крайне неблагоприятно влияет на младшего школьника обедненная природными стимулами среда: закрытые помещения; ограниченные пространства. Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его учения – слишком высокой [9, 59].
И.В. Дубровина [22, 191] объединила психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы. К первой относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле этого слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной деятельности ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
А.М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины отставания с ее категориями. Им выделены причины трех категорий отставания [20, 135]:
- глубокого и общего отставания (I категория);
- частичного, но устойчивого отставания (II категории);
- эпизодического отставания (III категории).
В качестве причин первой категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитания ученика, его слабое умственное развитие.
Для второй категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для третьей категории: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, также могут быть вызваны недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и школобоязни. На затруднения в учебе оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства [31, 60].
Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка, помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, при которых страдает в первую очередь ребенок.
Таким образом, причин отставания в учебе очень много. Например:
- биологическая неполноценность ребенка;
- недостаточная подготовка ребенка в школе;
- недостатки познавательной деятельности;
- недостатки развития мотивационной сферы ребенка;
- индивидуально-типологические особенности ребенка;
- социальные факторы;
- причины неуспеваемости, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности и т.д.).
Уверенная ориентировка учителя младшей школы в причинах отставания по предметам необходима для своевременного их выявления и распознавания в ситуации отставания каждого конкретного ученика, что является основой для работы над преодолением трудностей в учебе.