Организационный момент и мотивация к мастер-классу.




Мастер – класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Одним из методов инновации, позволяющих добиться результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать решения, работать с информацией, умение анализировать). Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Особенностью ТРКМ является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. А так же использование данной технологии развивает навык вдумчивой работы с информацией.

В своей практике я использую технологию развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературного чтения, которая позволяет мне разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, частой смены деятельности групповых форм работы. Развитие критического мышления: учит выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; уметь делать выводы,быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

В рамках ТРКМ на уроках литературного чтения я использую три этапа (стадии):

- Стадия вызова, на которой я ставлю цель: пробудить интерес к получению новой информации.

- Стадия осмысления, на которой учащиеся получают новую информацию, осваивают различные способы работы с ней; осмысливают информацию; соотносят новые знания с уже имеющимися.

- Стадия рефлексии, целью которой является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На каждой стадии урока я использую разнообразные методические приемы. Их достаточно много. На стадии вызова я использую следующие приёмы: «Корзина идей», «Водопад», «Ассоциации», «Рассказ-предположение по «ключевым» словам», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Прогноз»,«Дерево предсказаний», «Работа с вопросником», «Верите ли вы, что…», «Предположение», «Верные и неверные утверждения», «Кластер».

На стадии «Осмысление» использую приёмы: «Инсерт»,«Тонкие и толстые вопросы», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Чтение со стопами», «Уголки». Наиболее результативными для моего класса приёмы «Чтение со стопами», «Тонкие и толстые вопросы».

Мастер – класс

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Задачи:

· познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

· раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

· показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Организационный момент и мотивация к мастер-классу.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас намастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

-Предлагаю нашу работу начать с просмотра мультипликационного фильма «Пузырь, соломинка и лапоть» (Просмотр отрывка).

-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им ещё им нужно научиться?

(Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом и т.д.)

-Что необходимо сформировать Пузырю – эгоисту?: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности труда и т.д..

Работа по теме.

.-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.

На уроке нам предстоит познакомиться с произведением К.Г Паустовского «Заячьи лапы».

В начале урока использую стадию вызова, на которой я ставлю цель: пробудить интерес к получению новой информации.

Поэтому ввод в тему урока начинаю с загадок или научными фактами, о которых дети, скорее всего, мало знали, хотя имеют достаточно большой читательский опыт о предложенном объекте.

Факты – загадки:

Это травоядные животные. Основу их рациона составляет трава и ряд других растений. Однако, они не против полакомиться овощами, грибами, фруктами, орехами. Они имеют отличное зрение, отменный слух и невероятное обоняние. Зрение у этих животных действительно хорошее. Благодаря боковому расположению глаз, они могут видеть практически на 360 градусов. Это говорит о том, что подкрасться незаметно к этому животному практически невозможно, даже со спины.

- Кто догадался? Что это животное? (детям тяжело догадаться, поэтому продолжаем)

- Это достаточно быстрые животные. Убегая от хищника, они могут развивать скорость до 70 км/ч. При этом стоит отметить, что они достаточно далеко прыгают - могут прыгать в длину на 3 метра.

-Сможете ли сейчас назвать животного? (слушаем варианты ответов, но прийти к единому мнению пока ещё трудно).

- Поскольку их зубы растут на протяжении всей жизни, им приходится регулярно что-то грызть. Так же стоит отметить, что общаются со своими сородичами посредством барабанной дроби, которую они отбивают передними лапами. (подводим детей к отгадке уже более известными фактами, можем дополнять пословицами, поговорками о зайцах и т.д.)

- Что нового вы узнали из жизни зайцев? Какие знаете вы факты?

- Можете ли вы предположить, о чём или о ком пойдёт речь на уроке?

- Верно, о зайце. Сегодня мы познакомимся с произведение К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Какие факты вы узнали о лапах зайчат из загадок?

-Как, вы, думаете, о чем нам будет повествовать автор?

И так приступаем к чтению…(текст условно делим на несколько смыслов отрывков для первичного анализа).

- С какими героями мы познакомились в начале произведения?

-Почему Ваня Малявин пришёл к ветеринару?

- Что посоветовал ветеринар Ване?

-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (выслушиваем ответы).

Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.

Что вы почувствовали при чтении отрывка? Какой герой у вас вызвал жалость? Гнев? Заботу? Доброту? Почему?

Можете ли вы предположить, почему мальчик был так привязан к зайцу? (дети высказывают самые разные предположения).

Продолжение чтения текста.

Итак, мы из продолжения рассказа, заметили, что спасение зайца, возможно, зависит от помощи врача Карла Петровича. Смогли ли отыскать Ваня Малявин и дед врача? Какие чувства у вас вызывают поиски Карла Петровича? Как автор описывает природу?

«Чёрная шляпа - критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.

Чтение окончания произведения.

«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте, смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Какие качества мальчика вы бы хотели развить в себе? Как дед мог провиниться перед зайцем?

«Синяя шляпа – жизненный урок».

- Пусть каждый возьмёт шляпу и ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.

Рефлексия.

В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде. А нашим коллегам я хотела бы предложить попробовать написать синквейн на тему «Семинар».

Работая по технологии «6 шляп», я отмечаю следующие преимущества:

- учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

- обостряется любознательность, наблюдательность;

- развивает активное слушание;

- повышает самооценку.

Итак, новые технологии, применяемые на уроках литературного чтения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: