В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физической культуры через учебную дисциплину «ФК».
В соответствии с учебной программой целью освоения дисциплины ФК является достижение следующих результатов образования:
знания:
на уровне представлений:
- добиться понимания социальной роли ФК в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;
- закрепить знание научно-биологических и практических основ ФК и здорового образа жизни;
- определить возможности использования индивидуальных самостоятельных занятий в процессе обучения в университете по выбранной специальности;
- освоить порядок организации, обеспечения и проведения учебно-тренировочных, учебно-методических занятий по ФК со студентами высших учебных заведений;
- уяснить технику, тактику, особенности организации учебно-тренировочного занятия и соревнований по различным видам спорта;
- перспективы развития физической культуры в системе высшего образования России.
на уровне воспроизведения:
- овладеть техникой выполнения упражнений из учебной программы, требованиями выполнения контрольных упражнений изучаемых видов спорта и методикой обучения этим упражнениям;
- совершенствовать методику развития физических, специальных и психологических качеств средствами физических упражнений изучаемых видов спорта;
- реализовывать требования по организации и методики проведения утренней физической зарядки;
на уровне понимания:
- уяснить значение и место ФК в системе подготовки специалиста с высшим образованием, задачи, терминологию и содержание различных видов спорта как учебной дисциплины;
- понимать значимость использования гигиенических факторов и оздоровительных сил природы в укреплении здоровья и поддержания профессиональной работоспособности;
- освоить организацию и методику проведения тренировочных занятий с использованием изученных упражнений, способы управления физической нагрузкой при выполнении упражнений, методы самоконтроля и самооценки физического состояния организма;
- формировать мотивационно ценностное отношение к ФК, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- обеспечить владение основными требованиями безопасности при использовании оборудования спортивных объектов, тренажёров, мест для занятий и соревнований по изученным упражнениям программы обучения;
- добиться понимания ограничений в использовании физических упражнений в процессе тренировочных занятий при наличии отклонений в состоянии здоровья;
умения:
теоретические
- уметь разрабатывать простейшие тренировочные планы по развитию физических способностей с использованием физических упражнений различных видов спорта в недельном цикле подготовки, давать методические рекомендации по организации самостоятельной физической тренировки по отдельным упражнениям;
- организовывать и осуществлять подготовку для участия в судействе соревнований по упражнениям изучаемых видов спорта;
- осуществлять подготовку для использования учебных мест занятий и соревнований по отдельным упражнениям изучаемых видов спорта, обеспечивать помощь и страховку при выполнении упражнений;
практические
- выполнять все упражнения из программы изучаемой дисциплины в соответствии с установленными условиями и требованиями для выполнения минимальных нормативных требований;
- обучать технике выполнения упражнений из программы обучения для проведения подготовительной части занятия (тренировки), упражнений для развития основных физических качеств;
- организовывать и проводить личную подготовку для выполнения нормативов специальной физической подготовки по упражнениям из программы обучения;
навыки:
– формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к ФК, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
– формирование ФК личности как одного из факторов ее социокультурного бытия, обеспечивающей биологический потенциал жизнедеятельности как способ и меру реализации своих способностей.
Результатом образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.