Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)




Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

: Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; Идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); (из тетради

 

Внутренние: Тексты (по тому же принципу). Выводы - Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

- Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

(Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. - опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

-Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

- А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

Выводы.

Итак, уважаемые ученики, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)

Учитель читает текст под презентацию.

- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

-Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты)

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Саморефлексия на уроке.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов. Оценки. Д/з

Домашнее задание на выбор:

Проанализируйте речевые портреты героев романа.

Составьте хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: