Анастасия Курочкина, Кира Питюлина, Алина Альшанникова




Елена Магницкая (Власенко)

Так, первой моей ученицей, ставшей артисткой Национального ансамбля «Кантеле» в 1998 году явилась выпускница Петрозаводского музыкального училища им. К.Э.Раутио Елена Магницкая (Власенко). Благодаря нашему творческому союзу уже в самом начале моей педагогической деятельности нам сопутствовал успех. Знаменитая Хабанера французского композитора Жоржа Бизе из оперы «Кармен», в основе которой лежит подлинная кубинская мелодия, исполненная страстной карельской девушкой на национальном инструменте покорила взыскательное жюри конкурса, проходившего среди студентов музыкальных училищ Российской Федерации в г.Петрозаводске. Кантеле в учебном курсе претерпевал репертуарный голод, и наши эксперименты в сфере поиска новых средств выразительности получили высокую оценку председателя жюри заслуженного артиста Карелии, профессора В.А.Соловьева – мы стали лауреатами конкурса, а через 2 года закрепили свой успех уже на следующем конкурсе. Но каждый раз от кантелистов ожидали все новых и новых изысков и сюрпризов.

Ни одна профессия не предполагает столь длительного процесса обучения, как профессия музыканта, которая требует от человека, помимо таланта, еще и колоссальных усилий. Елена Магницкая окончила Петрозаводскую государственную консерваторию в 2003 году по классу кантеле, она является лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов. Обладая яркими артистическими данными, владея искусством игры на различных народных инструментах, Елена в составе фолк-группы “SKYLARK” гастролировала в США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Германии, Франции, Чехии, Белоруссии, России. Елена ведет активную педагогическую и просветительскую деятельность, гордо несет звание преподаватель класса кантеле Детской фолк-студии «Artforge», руководитель Ансамбля кантелистов ДМШ №1 им. Г.Синисало.

Анастасия Курочкина, Кира Питюлина, Алина Альшанникова

Педагогика в своей исторической преемственности представляет собой сложное явление, так как посредством обучения осуществляется передача опыта от одного поколения другому. Считаю, что в обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо каждый человек учился и видел десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты. Я понимаю, что не всякий педагог является выразителем лучших традиций своего времени. Однако когда так случается, каждодневная его работа превращается в искусство. Мой метод работы со студентами основывается на постоянном сотрудничестве со своими воспитанниками, на принципе ухода от монотонности, повторяемости уроков, действий, отпугивающих кажущейся рутиной, отдаленностью и неочевидностью результатов. Такое сотрудничество позволяет ученикам сделать новые открытия, увидеть мир по-новому. Здесь, конечно, необходимо помнить и о важной роли ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего музыкального обучения. Так, создав свой ансамбль кантелистов на базе ПМУ им. К.Э.Раутио, мы подготовили разнохарактерный репертуар и отправились в Финляндию на фестиваль «KIHAUS - 2002». В творческом союзе студентов и педагогов, в атмосфере взаимного доверия родился еще один новый проект, участниками которого стали я, Ирина Шишканова (преподаватель по классу кантеле), Татьяна Гурбаева (концертместер) и студенты: Ирина Волокославская, Анастасия Курочкина и Кира Питюлина. Квинтет кантелистов разделялся на солистов и различные малые составы (дуэты и трио), и каждый участник независимо от уровня подготовки мог выразиться в разных амплуа. В творческом общении с участниками фестиваля рождались новые творческие идеи. Таким образом, нам удалось создать условия для развития ярких музыкальных впечатлений, и, что особенно важно, – это творческий контакт, обычно способствующий появлению большей инициативы наших юных кантелистов. Убедившись в том, что игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта исполнительского кредо и эстетических взглядов учителя ученику, я все чаще стала вовлекать своих воспитанников в творческие проекты ансамбля «Кантеле». Так, лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов, обладатели высокого звания Гран-При, будучи еще студентами Петрозаводского музыкального училища им. К.Э.Раутио кантелисты Ирина Волокославская и Алина Альшанникова получили уникальную возможность стать участниками следующих программ ансамбля «Кантеле»: «Карсикко» (2004 г.), «Пой, Кантеле, Победу! Гастроли длиной в войну» (2005 г.), «Кларнет и его друзья» (2006 г.).

 

Ирина Волокославская

Я согласна с высказыванием о том, что ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение. Помните, что написал на своем портрете, подаренному юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю-ученику от побежденного учителя». На этом Жуковский и Пушкин заканчивают свой литературный поединок. Жуковский как раз поступил очень мудро. Признал, что его время уходит, а за Пушкиным – будущее. Он сделал красивый символический жест. Противостояние или сотрудничество? Что ждет учителей и учеников «нового времени»? Думаю, что отношения учитель - ученик следует рассматривать как отношения: Личность (учитель) - Личность (ученик). Если же в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников), признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, он признает тем самым их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Ярким исполнителем незаурядного дарования явилась еще одна моя ученица, ставшая солисткой Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Ирина Волокославская. Предполагая создавать ситуации успеха для своих учеников, необходимо в первую очередь начать с себя и ответить на вопрос: успешна ли я сама? Какие средства, механизмы могут представить наш жанр в выгодном свете? Как повысить престиж нашей профессии? Каким образом донести до обычного слушателя самобытный, где-то на подсознательном уровне родной тембр кантеле, заставить полюбить и переосмыслить роль этого уникального национального инструмента. Неслучайно, в день чествования эпоса «Калевала» в зале петрозаводского Дворца творчества детей и юношества, где звучало пленительное и священное кантеле, состоялась премьера сольной программы Ирины Волокославской «Куда плывут облака» (2010 г.). Нам удалось доказать, что уникальность кантеле, с его хрупким и нежным тембром – не в коем случае не недостаток, а, напротив, - его достоинство, можно сказать – «изюминка». Не удивительно, что практически весь репертуар концерта был создан либо обработан артистами ансамбля «Кантеле» или их коллегами, и являет собой настоящую сокровищницу музыки для старинного, но вечно юного кантеле. В течение вечера были исполнены сочинения и аранжировки Ирины Шишкановой, Артёма Копецкого, Сергея Стангрита, Вячеслава Иванова и других – и, конечно, самой героини вечера Ирины Волокославской. «Сам же голос инструмента был всегда покорен духу звучащего произведения. Он сближался то с томной арфой, то со строгим клавесином, то с вольной цыганской гитарой, то становился искренним и безыскусственным спутником сказителя-рунопевца», - отмечали рецензенты.

Для выпускницы консерватории эта программа стала достойным творческим отчетом. Прошло более 30-ти лет, с того момента, когда в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории по инициативе С.Борисова (зав. кафедрой народных инструментов) открылся класс кантеле, первой выпускницей которого стала Валентина Матвеева (1986 г.). Сегодня же актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования между средними и высшими ступенями. Ирина Волокославская стала одной из первых исполнительниц на кантеле, прошедших профессиональное обучение не только в среднем звене и ВУЗе (2010 г.), но и форму профессионального послевузовского обучения – аспирантуру (2012 г.). Бережно сохраняя и приумножая исполнительские традиции культуры Карелии, Ирина Волокославская, являясь лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей, с огромным успехом передает в игре на кантеле самобытный характер коренных народов Карелии: вепсского, финского, ингерманландского, русского искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: