Г. Урок окружающего мира в 1 классе
Раздел III. «Где и когда?» (11 ч.) (10-я тема рездела) Тема 43. Когда мы станем взрослыми? (Дети и взрослые) (Учебник ч.2 стр.24-25, Р./т.ч.2 стр.18-19) Цель: выяснить особенности взрослой жизни
Задачи:
· Найти отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка (показать различия);
· создать условия для понимания важности выбора установок на будущее и ответственности за состояние окружающего мира в будущем
· узнать какие бывают профессии
Узнаем, научимся, сможем
На уроке мы сможем: - ориентироваться в мире профессий.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
· сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; · определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи | · понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; · работать в парах: сравнивать рисунки в учебнике, делать выводы | · проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир; · овладеть начальными навыками адаптации в мире; · рассуждать о том, что в мире зависит от наших поступков |
Межпредметные связи: Литературное чтение
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.24,25; рабочая тетрадь; электронное приложение; рисунок-кирпичик, кирпичики из цветной бумаги, лист А3, клей, фломастеры, цв.карандаши
Дополнительный материал:рассказ (? Очно/ на видео) родителей о своих профессиях, о том, чем их профессия интересна и полезна | ||
Диагностика достижения планируемых результатов: · рассказать о том, каким хочешь стать в будущем, объяснить почему | ||
Дополнительные творческие задания:задания 1, 3 рабочей тетради · создать свою собственную «ленту времени»: показать своё прошлое и настоящее (рисунки или фотографии) и планы на будущее | ||
Самоанализ урока | ||
Достижения | Затруднения | Предложения |
I. Организационно-мотивационный блок | ||||||||||||
1.Мотивация на входе - настрой на деятельность -работа с проблемной ситуацией | Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся. -Здравствуйте, уважаемые строители!.. Нет, это не оговорка: ведь каждый из нас каждый день строит что-то очень-очень важное. Как вы думаете, что это? (мозговой штурм – запись графа «Строители» на доске) · - Все люди – строители своей собственной жизни, от наших поступков зависит то, какой она будет: интересной или скучной, богатой событиями или однообразной, приносящей пользу или бессмысленной. М– Определим учебную задачу урока (слайд ЭП или SMART слайд 1) – интерактивная работа – порядок восстанавливаем, подбираем продолжение…) (слайд 2или SMART слайд 2)(за цветочками закреплены картинки – дети, взрослая женщина, взрослый мужчина, для выбора детьми третьей картинки) -Картинки перепутались, расставьте картинки по порядку, пронумеруйте. Почему 2 картинки, а 3 числа, какая картинка будет следующая? | Упражнения, корректирующие осанку – стр.31 «Котик»
массажный желтый мячик, касание мячом, как солнца лучом, головы деток в кругу? учитель говорит 1 строчку, дети 2-ую
· ПВысказывают предположения.
(на доске рисую граф – кирпич-строитель, стрелки – строим…)
М Участвуют в определении учебной задачи урока, читают её в учебнике | ||||||||||
2.Целеполагание -работа с проблемной ситуацией -планирование | -Ставим учебные задачи: Сегодня на уроке мы узнаем… -Уточним задачу – прочитаем в учебнике на стр.24 -Тему нашего урока «Когда мы станем взрослыми?» (SMART слайды 2и3) (обобщение учителя) !!!-На этом уроке мы узнаем, как со временем меняется человек. -чем отличается жизнь взрослого от жизни ребёнка ???Учеб.з. сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи !!!Какие критерии оценки деятельности на уроке выберем: -какие цвета вспомним мы ставим (плакат – зелёный – верно и самост.-но, жёлтый – ош.мало, красный – много ошиб.и нужна помощь взрослого) | (схематические задачи-план урока рисую на доске)
1.(рис.-схема: младенец→школьник→?)
2.(рис.ребенка <=>? рис.взрослого)
3.
родители люди
1 класс (?Профессии нашего класса)
(дети рисовали свою профессию в сентябре)
На линеечках(2-3) рисуем на доске: -будем работать без… (ошибок), говорить, читать -без помощи…(взрослого) | ||||||||||
II. Информационно-аналитический блок | ||||||||||||
Работа с информацией при освоении нового материала (Работа с толков.словарём Ожегова) Тетрадь учебных достижений. | (Работа со стендом - проекты «Моя семья») -Вспомните, мы выполняли проект «Моя семья». Вспомните имена и отчества взрослых в вашей семье. -Как их звали в детстве? (рисуем 2 графа – взрослый и ребёнок, пишу по 1 стрелке → имя ребёнка и имя взрослого) -Сколько вам сейчас лет? (7 лет…) А взрослым? (рисую 2 стрелку →7 лет в графе ребёнок, и …лет в графе взрослый) -Как вы думаете, когда вы станете взрослым? !!!-С какого возраста человек считается взрослым? Где это можно и как узнать? !!!-Мы сравнили по критерию: имя, возраст, как ещё можно сравнить ребёнка и взрослого? !!!-Чем жизнь взрослых отличается от жизни маленьких детей? !!!-Попробуйте представить себя взрослыми. Какими вы будете? (работа с учебником) · М Организация работы с фотографиями в учебнике: -Расскажите о профессиях на фотографиях (попарно соедините человека определенной профессии и нужный предмет – интерактивная работа на SMART презентации) · Л- Расскажите о профессии, которую хотите выбрать в будущем. *В зависимости от подготовки класса задания выполним в группах (фронтально, в парах) (по рис. 1кл.) !!!-Кем вы хотите быть, когда станете взрослыми? -Какую профессию хотите выбрать? !!!Что такое профессия? Где узнать значение, толкование слова? (стр.576) ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности. Подведем итоги: -Когда мы станем взрослыми? Ф.М. ОРУ «Мышки» + пальчиковые (см. Приложение) -Где ладошки? -Ручки просыпайтесь Поработаем в парах. Покажите пары (дети берутся за руки, показывают готовность работы в паре, роли распределяют – командир –помощник) 1задание -Как изменится окружающий мир? Сравните рисунки. В каком городе будет лучше жить? Почему? - Каким вы хотели бы видеть окружающий мир в будущем? -От чего зависит, каким он станет? (зависит ли это от нас самих?) !!!!что значит быть взрослым? (можно граф взрослого добавить…ответств.-ть) Взрослые несут… ответственность за… · Л - Быть взрослым – это не только овладеть какой-либо профессией, но и нести ответственность за все свои поступки по отношению к окружающему миру (людям, животным, растениям, неживой природе, культуре). 2задание М Организация работы в парах: задание 2 рабочей тетради (стр. 19) и иллюстрации учебника (проверка р.т. по документ камере) -выбор ситуации «Зависит ли окр.мир от наших поступков? | Дети 3-4 человека (или Диана и Вася) по проектам рассказывают о своей семье ? (спросить у взрослых, в учеб.прочитать. Читают Лиза или Наташа, Рома, Вася) (рисование словесного портрета человека - ???возможно рисование на интерактивной доске) · ПРассматривают людей на фотографиях, определяют их профессии, объясняют своё мнение, рассказывают об этих профессиях, отмечают, чем эта профессия полезна другим людям. · ЛРассказывают об интересной им профессии по плану: 1.Как называется профессия? Чем она интересна? 2.Как готовиться к получению этой профессии? 3.Зачем эта профессия нужна? (высказывания детей, дети рисовали рисунки о том кем они будут – по рисунку мини-рассказ кем буду) (если у детей есть в поколении человек этой же профессии – учитель говорит о том, что это трудовые династии) !!!!просмотр ЭП (достаточно видеоролик, доп.задание 2, 1 возможно) волшебный мешочек и резиночки теннисные мячи (см.Ф.М. в Приложении) · ЛАктуализируют личный опыт. · М, ЛВ парах договариваются о выполнении задания: определяют хорошие и плохие поступки по отношению к окружающему миру; определяют город, в котором будет лучше жить, объясняют выбор. На основании выполненных заданий делают вывод о том, как будущее окружающего мира зависит от наших поступков (или слайд 4 или интерактивн. Работа – выбор кружочка SMART слайд – на кружках утилита множественного клонирования – дети имеют возможность выйти и выбрать интерактивно ответ) | ||||||||||
Содержательный итог | ||||||||||||
Оценочн.итог. | П– Какой вопрос мы сегодня обсуждали? - Какие учебные задачи ставили? Как Муравей-Вопросик ставил учебные задачи? К каким выводам пришли? -Прочитаем вывод Мудрой Черепахи, правильно ли мы сделали выводы? · М Организация самооценки достижений с помощью вопросов в учебнике · Л– Напишите или нарисуй (каждый ученик) на кирпичике из цветной бумаги то, как ТЫможет позаботиться о будущем окружающего мира | · МЧитают учебную задачу урока, повторяю задачи-схемы, делают вывод, читают вывод Мудрой Черепахи стр.25 · МОтвечают на вопросы, оценивают своих успехи с помощью смайликов. Делают вывод о достижении учебной задачи урока. · ЛЗаписывают поступки, от которых зависит судьба каждого и окружающего мира. Составляют из кирпичиков домик (приклеивают их к листу А3) | ||||||||||
III. Оценочно-рефлексивный блок | ||||||||||||
-Система оценивания достижений -Рефлексия -Мотивация на дальнейшую… | Форм.оценивание (учитель аргументированно называет то, за что ребенка действительно можно похвалить, а затем показывает его ошибку, недочёт) (исходя из ошибок, недочётов, недостатков работы ученика учитель ставит перед учеником новую задачу или даёт ему возможность сделать это самостоятельно)_ Оценочн.итог. Над чем недостаточно поработали? -Какие проблемы возникли на уроке? ************** -Каких результатов от урока мы ожидали? !!! Какие учебные задачи выполнили? -Какую оценку себе поставите? Почему? (SMART слайд – на кружках утилита множественного клонирования – дети имеют возможность выйти и выбрать интерактивно себе оценку и объяснить свой выбор) Какие задания можно выбрать для домашней тренировки? (рисунок – Я взрослый, Лента врем., видеоролик, р.т. №1 и №3) ???? -(Солнышко – мячик кидаем, отвечаем на вопросы) – вопросы: - На уроке мы узнали, что Человек считается взрослым, когда… (достигает 18 лет.) ???Когда мы станем взрослыми? -Какая профессия самая интересная? -Сколько в мире профессий? ??? (ВОПРОСЫиз Теста41 -Жители нашей страны впервые получают паспорт во сколько лет? -Назови профессию городского (деревенского) жителя? -Человеку который старше 12 лет, 57, 25, 79? -Без какого документа не примут на работу? (без разрешения родителей, без паспорта, без аттестата об окончании школы или без диплома о высшем образовании? -Назови профессии, в которых человек постоянно работает животными (ветеринар, дрессировщик) !!!Согласна с вашими оценками, похвалить можно… за… | Задачиурока 1.(рис.-схема: младенец→школьник→?) 2.(рис.ребенка <=>? рис.взрослого) 3. родители люди 1 класс (?Профессии нашего класса |
1.Пальчиковая.зарядка - подготовка руки к письму
(Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012)
Игры с мячиками «Разминка №1»
Ручки, ручки, просыпайтесь. | Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. |
Пальчики, пальчики, просыпайтесь. | Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. |
Головка, головка, просыпайся. | Катают мячик круговыми движениями по голове. |
Животик, животик, просыпайся. | Катают мячик круговыми движениями по животу. |
Ножки, ножки, просыпайтесь. О.Крупенчук | Катают мячик по правой, затем по левой ноге. |
Игры с резиночками для волос «Пальчиковая гимнастика №5»
Где ладошки? | Дети берут в руки резиночку для волос, кладут её в кулак и убирают руки за спинку. |
Тут, тут! | Показывают ладонь, на ладони лежит резиночка. |
На ладошке пруд, пруд! | Обводят указательным пальцем любой руки вокруг резиночки, которая лежит на ладони, - «пруд». |
Литература:
1.Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012
3. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ Ю.И. Глаголева, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2012.
4. Окружающий мир: 1 класс: контрольно-измерительные материалы/ Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
5. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Часть 2. Москва «Просвещение», 2013
6. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011
7. А.А. Плешаков, З.Д. Назарова. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 1 класс. Москва «Просвещение», 2016
8.Ожегов Сергей Иванович. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Около 57 000 слов. Изд.10-е, стереотип. Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. М., «Сов. Энциклопедия». 1973. 846 стр. [стр. 576 – значение слова «профессия»]
Интернет-ресурсы 1.РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5967/start/119187/
Приложения
Домашнее задание:
1. В р.т. стр.18-19 - №/№1, 3
Задание 1. Вместе со взрослыми рассмотри семейный альбом. Как выглядели взрослые, когда были маленькими? Как они менялись с возрастом? На с.18 – 19 помести фотографии своих близких в разном возрасте.
Задание 3. Расспроси взрослых в семье об их профессиях. Приготовься рассказать на уроке об одной из профессий.
2. Попросить родителей снять короткий видеоролик о своей профессии, в вацап скинуть в группу «1класс»
Рассказать о профессии по плану:
Как называется профессия? Чем она интересна?