Специального образования. Требования к организации образовательного процесса в учреждениях специального образования




 

В соответствии с Кодексом (статья 261), учреждение специального образования ‒ это учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Согласно Кодексу образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован: в учреждениях образования; в иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; на дому; в организациях здравоохранения; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях; в учреждениях социального обслуживания. Учреждения специального образования могут быть следующих видов: специальное дошкольное учреждение; специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа–интернат); вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат); центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР); иное учреждение специального образования.

В зависимости от физических и (или) психических нарушений создаются учреждения специального образования для лиц:

· с интеллектуальной недостаточностью;

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушением слуха;

· с нарушениями зрения;

· с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

· с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

· с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (см. табл. 3) [5].

Таким образом, система специального образования нашей страны представлена следующими учреждениями образования, реализующими образовательными программы специального образования (табл. 4).

 

 

Таблица 4

 

Основным учреждением специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для гармоничного развития и социализации обучающихся, является специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат). В ней также могут реализовываться: образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования; образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи; программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении; образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В специальной общеобразовательной школе-интернате создаются условия для проживания и питания обучающихся [5].

Образовательный процесс в специальной общеобразовательной школе имеет коррекционно-развивающую направленность, организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений, возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования. Коррекция физических и (или) психических нарушений лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях. Наполняемость классов в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) от 8 до 12 человек, при тяжелых и (или) множественных физических и (или) психических нарушениях ‒ 6 учащихся. Здесь могут открываться также вечерние классы, наполняемость которых составляет 10 учащихся.

В настоящее время предпринимаются шаги для решения проблемы профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития. В соответствии с Положением о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате) (2011) в ней в качестве структурных подразделений могут создаваться учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские с целью организации трудового обучения, а также реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Дети с интеллектуальной недостаточностью обычно обучаются во вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате) — учреждении специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для гармоничного развития и социализации обучающихся, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

В зависимости от степени нарушения образовательный процесс организуется в двух отделениях (первое и второе). Обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении организуется по индивидуальным учебным планам и программам. Все специальные общеобразовательные школы (классы), кроме вспомогательных, дают цензовое образование, которое обеспечивает формирование базового объема знаний и оказание коррекционной помощи и поддержки. Нецензовое образование обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение.

Прием лиц с ОПФР в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Кроме того, для лиц с ОПФР, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Решение о получении специального образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица с ОПФР также на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) ‒ учреждение специального образования, в котором реализуются образовательные программы специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении [5].

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с ОПФР и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.

Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляет также диагностическую деятельность, создает банк данных о детях с особенностями психофизического развития, координирует деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы. В данном Центре создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития, которое осуществляется с согласия и в присутствии их законных представителей. По его результатам составляется заключение, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: