Угрозы, связанные с электронной почтой




Защита информации в сетях

Переход от работы на персональных компьютерах к работе в сети усложняет защиту информации по следующим причинам:

· большое число пользователей в сети и их переменный состав. Защита на уровне имени и пароля пользователя недостаточна для предотвращения входа в сеть посторонних лиц;

· значительная протяженность сети и наличие многих потенциальных каналов проникновения в сеть.

Остроту проблемы, связанной с большой протяженностью сети для одного из ее сегментов на коаксиальном кабеле, иллюстрирует рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. Места и каналы возможного несанкционированного доступа к информации в компьютерной сети

 

В сети имеется много физических мест и каналов несанкционированного доступа к информации в сети. Каждое устройство в сети является потенциальным источником электромагнитного излучения из-за того, что соответствующие поля, особенно на высоких частотах, экранированы неидеально. Система заземления вместе с кабельной системой и сетью электропитания может служить каналом доступа к информации в сети, в том числе на участках, находящихся вне зоны контролируемого доступа и потому особенно уязвимых. Кроме электромагнитного излучения, потенциальную угрозу представляет бесконтактное электромагнитное воздействие на кабельную систему. Безусловно, в случае использования проводных соединений типа коаксиальных кабелей или витых пар, называемых часто медными кабелями, возможно и непосредственное физическое подключение к кабельной системе. Если пароли для входа в сеть стали известны или подобраны, становится возможным несанкционированный вход в сеть с файл-сервера или с одной из рабочих станций. Наконец возможна утечка информации по каналам, находящимся вне сети:

· хранилище носителей информации;

· элементы строительных конструкций и окна помещений, которые образуют каналы утечки конфиденциальной информации за счет так называемого микрофонного эффекта;

· телефонные, радио-, а также иные проводные и беспроводные каналы (в том числе каналы мобильной связи).

 

Любые дополнительные соединения с другими сегментами или подключение к Интернет порождают новые проблемы. Атаки на локальную сеть через подключение к Интернету для того, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации, в последнее время получили широкое распространение, что связано с недостатками встроенной системы защиты информации в протоколах TCP/IP.

 

Сетевые атаки через Интернет

Сетевые атаки через Интернет могут быть классифицированы следующим образом:

1) Сниффер пакетов (sniffer – в данном случае в смысле фильтрация) – прикладная программа, которая использует сетевую карту, работающую в режиме promiscuous (не делающий различия) mode (в этом режиме все пакеты, полученные по физическим каналам, сетевой адаптер отправляет приложению для обработки).

2) IP-спуфинг (spoof – обман, мистификация) – происходит, когда хакер, находящийся внутри корпорации или вне ее, выдает себя за санкционированного пользователя.

3) Отказ в обслуживании (Denial of Service – DoS). Атака DoS делает сеть недоступной для обычного использования за счет превышения допустимых пределов функционирования сети, операционной системы или приложения.

4) Парольные атаки – попытка подбора пароля легального пользователя для входа в сеть.

5) Атаки типа Man-in-the-Middle – непосредственный доступ к пакетам, передаваемым по сети.

6) Атаки на уровне приложений.

7) Сетевая разведка – сбор информации о сети с помощью общедоступных данных и приложений.

8) Злоупотребление доверием внутри сети.

9) Несанкционированный доступ (НСД), который не может считаться отдельным типом атаки, так как большинство сетевых атак проводятся ради получения несанкционированного доступа.

10) Вирусы и приложения типа "троянский конь".

 

Защита локальной сети от атак, основанных на использовании социотехники

 

Сетевые угрозы

Злоумышленник, использующий методы социотехники, не пытается заразить корпоративную систему вредоносными программами в ходе прямой атаки. Вместо этого он обманным путем убеждает сотрудника компании предоставить ему нужную информацию, приводя обоснованные правдоподобные доводы. Полученную информацию злоумышленник может использовать для последующего проведения атак с помощью вредоносных программ, но к социотехнике это уже не относится. Сотрудники компании должны знать, как лучше всего определять и блокировать сетевые атаки, основанные на методах социотехники.

Угрозы, связанные с электронной почтой

Многие сотрудники ежедневно получают через корпоративные и частные почтовые системы десятки и даже сотни электронных писем. Разумеется, при таком потоке корреспонденции невозможно уделить должное внимание каждому письму. Это значительно облегчает проведение атак, основанных на методах социотехники. Большинство пользователей систем электронной почты спокойно относятся к обработке таких сообщений, воспринимая эту работу как электронный аналог перекладывания бумаг из одной папки в другую. Когда злоумышленник присылает по почте простой запрос, его жертва часто выполняет то, о чем ее просят, не задумываясь о своих действиях.

Например, злоумышленник может отправить сотруднику компании письмо, в котором говорится об указании начальника прислать ему все расписания выходных дней для организации встречи, отправив копию ответа всем пользователям, включенным в прилагаемый список. Злоумышленник может легко включить в этот список внешний адрес и подделать имя отправителя, чтобы казалось, что письмо получено из внутреннего источника. Подделать данные особенно легко, если у злоумышленника есть доступ к корпоративной компьютерной системе, потому что в этом случае ему не могут помешать брандмауэры, защищающие периметр сети. Утечка информации о расписании выходных дней подразделения не кажется угрозой безопасности, но на самом деле благодаря этому злоумышленник может узнать, кто из сотрудников компании и когда будет отсутствовать на своем рабочем месте. В это время злоумышленник сможет выдать себя за отсутствующего сотрудника с меньшим риском разоблачения.

В последнее десятилетие использование электронной почты в качестве средства проведения социотехнических атак приобрело очень высокую популярность. Получение личной или конфиденциальной информации у пользователей с помощью электронной почты называют фишингом. С этой целью злоумышленники могут использовать электронные письма, имитирующие письма реальных организаций, например банков и компаний-партнеров.

Например, на следующем рисунке показана на первый взгляд корректная ссылка на страницу управления учетной записью веб-узла компании Contoso.

Рис. 4.2. Фишинг: поддельная гиперссылка в электронном письме

 

Однако если приглядеться к ней внимательнее, можно заметить несоответствие.

В тексте письма утверждается, что узел, на который указывает ссылка, защищен с помощью протокола https, тогда как по подсказке видно, что на самом деле при взаимодействии с этим узлом используется протокол http.

Используя фишинг, злоумышленник обычно действует наобум, просто запрашивая у пользователя информацию. Для придания правдоподобности таким письмам злоумышленники могут использовать в них корпоративные логотипы и шрифты и даже указывать реальные бесплатные телефоны службы поддержки. Информация у пользователей часто запрашивается под предлогом оказания помощи с обновлением систем или предоставления дополнительных услуг. Более продвинутой формой фишинга является направленный фишинг (spear-phishing) — атака, целью которой является конкретный сотрудник или группа сотрудников. Этот подход гораздо более сложен, поскольку в этом случае злоумышленник должен быть знаком с личными и важными корпоративными данными, чтобы его обман выглядел убедительно. Однако и вознаграждение злоумышленника при этом выше: добившись успеха, он получит более подробные и конкретные сведения.

Электронные письма могут содержать гиперссылки, склоняющие сотрудников к нарушению защиты корпоративной среды. Как показано на рис. 4.2, ссылки не всегда ведут на заявленные страницы. Есть целый ряд других вариантов фишинга с помощью электронной почты, в том числе применение изображений в качестве гиперссылок на вредоносные программы и включение текста в изображения ради обхода фильтров проверки гиперссылок.

Большинство мер по обеспечению безопасности направлены на предотвращение доступа неавторизованных пользователей к корпоративным ресурсам. Если, щелкнув присланную злоумышленником гиперссылку, пользователь загрузит в корпоративную сеть троянскую программу, вирус-червь или вирус, это позволит легко обойти многие виды защиты. Гиперссылка может также указывать на узел со всплывающими приложениями, запрашивающими данные или предлагающими помощь.

Для классификации атак и оценки риска, с которым сталкивается конкретная компания, можно использовать таблицу направлений, объектов и описаний атак и наносимого ими ущерба. Ниже показана именно такая таблица. С некоторыми угрозами связано сразу несколько факторов риска. Если это так, в приведенных ниже примерах главные факторы риска выделены жирным шрифтом.

Таблица 1. Сетевые атаки, связанные с использованием электронной почты, и возможный ущерб от них

 

Цели атаки Описание Ущерб
Кража корпоративной информации Выдавая себя за внутреннего пользователя, злоумышленник пытается получить корпоративную информацию. Утечка конфиденциальной информации
Кража финансовой информации Используя методы фишинга (или направленного фишинга), злоумышленник запрашивает конфиденциальную корпоративную информацию, такую как учетные записи. Финансовые потери
Загрузка вредоносного ПО Злоумышленник обманным путем убеждает пользователя щелкнуть гиперссылку или открыть вложение, что приводит к заражению корпоративной сети. Снижение работоспособности компании
Загрузка ПО злоумышленника Злоумышленник обманным путем убеждает пользователя щелкнуть гиперссылку или открыть вложение, в результате чего загружается программа злоумышленника, потребляющая ресурсы корпоративной сети. Трата ресурсов

 

Как и в случае с другими разновидностями мошенничества, самым эффективным способом защиты от атак злоумышленников, основанных на методах социотехники, является скептическое отношение к любым неожиданным входящим письмам. Для распространения этого подхода в организации в политику безопасности следует включить конкретные принципы использования электронной почты, охватывающие перечисленные ниже элементы.

· Вложения в документы.

· Гиперссылки в документах.

· Запросы личной или корпоративной информации, исходящие изнутри компании.

· Запросы личной или корпоративной информации, исходящие из-за пределов компании.

Кроме того, в описание этих принципов следует включить примеры атак, основанных на фишинге. Ознакомившись с примерами, пользователям будет проще выявлять другие попытки фишинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: