Моделирование в проектной деятельности




Министерство образования Российской Федерации

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Фонд «Новые Перспективы»

Кафедра развития образовательных систем

Дидактический материал

К занятию

По социальному проектированию.

Т.Г. Новикова,

заведующая кафедрой развития

образовательных систем

АПК и ПРО, к.п.н., профессор

Москва

Г.


Дидактический материал к занятию по социальному проектированию.

 

1.Отметьте по 3-х балльной шкале значимость решения в вашем городе (школе) следующих социальных проблем:

Социальная проблема Не значимо Значимо Очень значимо
  Профилактика детской безнадзорности и правонарушений      
  Профилактика детской преступности      
  Защита прав детей и подростков      
  Профилактика детской наркомании      
  Медицинское обслуживания детей и подростков      
  Организация досуга детей и подростков      
  Организация питания детей в школах      
  Улучшение деятельности общественных организаций      
  Улучшение работы дошкольных учреждений      
  Улучшение работы системы школьного образования      
  Улучшение организации воспитательной работы в образовательных учреждениях      
  Улучшение социальной помощи многодетным семьям, малоимущим, семьям, имеющим детей инвалидов      
  Контроль за соблюдением прав детей сирот, детей инвалидов, детей риска      
  Улучшение работы органов опеки и попечительства      
  Другое. Что именно?        

Какие проблемы касающиеся прав ребенка в городе (школе) вызывают у Вас беспокойство?

1 — работа органов опеки и попечительства

2 — медицинское обслуживание

3 — социальная защита

4 — досуговая и развлекательная деятельность

5 — работа правоохранительных органов

6 — контроль за соблюдением прав ребенка

7 — безработица родителей

8 — жестокость и безразличие родителей

9 — низкий уровень жизни

10 — пьянство и наркомания

11 — состояние психического и физического здоровья детей

12 — Что еще? _______________________________________________

Какая из перечисленных в вопросе № 2 проблем вызывают у Вас особую тревогу? (ниже обведите ее номер).

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Технология разработки социальных проектов.

Уважаемые коллеги!

Приступая к разработке социально-педагогического проекта по реализации прав ребенка, Вы можете взять за основу следующий алгоритм:

 

1. Оцените текущее состояние, что уже сделано с позиции реализации прав ребенка и что предстоит сделать_________________________________________________________

определите направления развития______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

определите составляющие, подлежащие улучшению______________________________

 

2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу реализации прав ребенка в Вашем городе (школе и т.п.) четко изложите ваш взгляд____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________объясните, почему это важно___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить в ходе реализации разрабатываемого проекта по реализации прав ребенка _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их. Определите стратегическую и тактическую цели

а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения

а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б)____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в)____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г)____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи ____________

а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач

а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач _________

а) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г)____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче)_____________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!


Теоретические положения

Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в социальной сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Перемены в образовании, их осмысление и прогнозирование отстают от темпов изменения общества и от потребностей самого образования. Проникновение в сущность явлений, оценка прошлого и настоящего и прогнозирование будущих состояний общества составляют основную задачу познания и служат теоретической платформой для развития всех сфер человеческой деятельности.

В настоящее время без использования технологии социально-педагогического проектирования невозможно управлять процессами преобразования образовательных систем и обучать педагогов как субъектов их непрерывного преобразования.

Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж.К.Джонс,1976). В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Что такое проект?

Приступая к проектированию необходимо рассмотреть основные подходы к понятию проект. На настоящие время нет единого общепринятого определения проекта, существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Проект – (от латинского projektus, буквально - брошенный вперед):

1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2. Предварительный текст какого-либо документа; 3. Замысел, план.

Проект – это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности. (Projektmanagement,1987).

Проект - обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями…(Мировой Банк)

Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.(2)

Под социальным проектом мы понимаем упорядоченный и самосохраняющийся способ организации общественной жизни, объединенный образцами норм и ценностей, обеспечивающий взаимозависимость частей и их интеграцию в целое.

 

Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией.

Цели и задачи проекта.

Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта. «Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. (18, 8). Большинство теорий и концепций совместной деятельности сходятся в том, что первым и непременным условием существования любой организации является формирование общей цели »(9 ). Действительно, понятие общей цели в психологическом анализе трудно переоценить. «Представленная в форме утверждения, в котором с большей или меньшей конкретностью отражены некоторые желательные для организации результаты», цель выступает ключевым фактором, определяющим поведение ее членов.

Общей организационной целью может стать только такая цель, субъект которой опирается на некую силу или процесс, способный обеспечивать ее главенство над индивидуальными целями членов организации. Если подобное обеспечение отсутствует, самая талантливая и продуктивная цель имеет мало шансов подняться над «частоколом» других, даже совершенно бездарных намерений и планов. И, наоборот, самая нелепая и низкая затея может одержать верх над блестящими и благородными планами, если она базируется на процессе, обеспечивающем ее приоритетность.(7, 6)

Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цели должны отвечать следующим требованиям – 1.Цели должны быть реалистичны, то есть проект не должен превратиться в прожект; 2. Цели должны быть ранжируемы, то есть, разделены на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы (они могут быть представлены как задачи); 3. Цели должны быть диагностируемы, то есть должны иметь измерители (критерии и методики замера).

Для каждого инновационного проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Для возможности определения степени достижения целей инновационного проекта необходимо выбрать соответствующие критерии. На основе этих критериев можно оценивать альтернативные решения по достижению целей инновационного проекта. Цели должны находиться в области допустимых решений проекта.

Описание цели инновационного проекта определяет сущность проекта.

Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Откуда следует, что для решения поставленных задач необходимо указать предполагаемые сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата.

Моделирование в проектной деятельности

Необходимой составной частью проектирования инновационной деятельности является моделирование. У.Р.Эшби писал, что моделирование как метод исследования – это логика упрощения. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объектами, относительно которых не имеется полноты знаний. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов относительно которых имеются принципиально неполные знания.

Именно моделирование позволит наладить стабильное функционирование в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений.

Модель – это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции, то есть некий идеальный образ.

Модель – (в широком смысле) любой образ (мысленный или условный; изображение, описание, схема и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве “заместителя”, “заменителя”.

Модель – это преднамеренно ограниченный выбор характеристик изучаемого объекта, обусловленный целью исследования и парадигмой конкретной научной дисциплины. (7,66)

Как правило, проектирование начинается с разработки модели будущего (учреждения, содержания, технологии и т.п.), как составной части концептуального описания, то есть некого идеального образа.

Однако на этапе разработки модели как основы будущего проекта целесообразно не учитывать всех факторов, которые могут оказать влияние на инновационную разработку (абстрагироваться от их воздействия).

Разрабатывая инновационную модель, следует учитывать следующие ее характеристики:

1. Модель всегда индивидуальна. Исходной позицией создания модели организации (учреждения) городского, муниципального, регионального уровня должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели. У каждого инновационного проекта свой индивидуальный путь развития, в котором учитываются специфика и реальное состояние научного, кадрового, материального, технического и прочего потенциала. Практика показала, что чужие проекты не жизнеспособны в системе, они обречены на провал. Любой проект наполняется содержанием конкретных межличностных отношений, и они накладывают свои влияния на проектируемые взаимодействия, меняя их суть.

2. Модель – это объект, которого нет в действительности. Если в практике существует объект (учебное заведение, новый учебный курс, новая технология), который предполагается рассмотреть как инновационный, то есть осуществить попытку его простого заимствования или механического переноса, то можно говорить о том, что такой подход не правомерен. Ибо в данном случае речь будет идти не о моделировании и тем более проектировании, а о вписывании (об адаптации) в новые условия или усовершенствовании в новом образовательном пространстве. Проектная деятельность предполагает «бросок» (шаг) вперед и к тому же существующая модель при переносе в новые условия, обязательно будет претерпевать изменения, о которых было сказано выше.

3. Модель носит прогностичный характер. При разработке модели участники проектирования составляют прогноз желаемого будущего. Задача проектирования состоит в том, чтобы спроектировать такую систему, которая не только соответствовала потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности. Прогнозируют состояние учреждения, его кадровый и научный потенциал, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности. Причем каждый из выше названных составляющих при изменении влечет изменение остальных. Так, например изменение контингента учащихся (обучение одаренных или детей с задержкой в развитии) требует изменения кадрового состава педагогических работников, изменения обучающих программ, педагогических технологий, режима работы учреждения. Поэтому, составляя прогностическую модель необходимо учитывать взаимосвязь всех структурных элементов образовательной деятельности.

4. Модели носят объяснительный характер. Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности. Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей. Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности осуществляемой в коллективе от имеющейся и соотнесения этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.

5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования. Анализ практики организации проектирования педагогических систем подтверждает предположение о том, что проектирование акт социального действия. Оно не мыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать. Как показывает практика, привлечение к проектированию тех, кому быть участником реализации проекта, еще на самых ранних стадиях и этапах работы над проектом, необходимо с целью разрушения старых стереотипов, старых идеалов и построение новой системы, новых идеалов. Этот процесс способствует формированию команды с согласованными целью, задачами, направлениями деятельности, что в последствии будет способствовать преодолению негативного отношения к проектной деятельности, неаргументированной критике и отказу в работе.

6. Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного – связи между образовательным (или другим) процессом и организацией учебного заведения. Видение участником проблемы, выдвигаемой им и решаемой в ходе коллективной работы, наталкивается на другие альтернативные видения. При этом участники вынуждены начать соотносить свои видения с предлагаемыми, или выдвигаемыми другими участниками, согласовывать и выбирать наиболее перспективные и продуктивные, позволяющие наиболее полно, четко, весомо, значимо объяснить суть проекта и направлений продвижения к цели.

 

 

 


Моделирование как средство соорганизации различных вариантов проекта выполняет свои функции при условии принципа общности, то есть в разработке инновационных моделей принимают участие все субъекты проектирования. При нарушении этого принципа разработанная модель становится неадекватной реальному содержанию образовательной деятельности, что приводит к нарушению целостности функционирования инновационного проекта.

При рассмотрении моделей инновационного образовательного учреждения или любого объекта инновационного проектирования, следует учитывать видовую классификацию моделей.

Если объектом инновационного проектирования является образовательное учреждение или другой сложный объект, то процесс моделирования целесообразно начинать с разработки позиционной модели.

Позиционная модель будет представлять собой общую схему деятельности, которую необходимо реализовать для получения поставленной цели. Именно позиционная модель наглядно представит будущий объект и позволит определить связи различных структурных элементов и увидеть направления продвижения для решения поставленных задач.

Следующим шагом является разработка содержательной модели, позволяющей определить рассмотреть, что изменяется в содержании вновь создаваемой модели по сравнению с имеющейся практикой.

Если же основной целью является изменение или построение новой организационной структуры, тогда после построения позиционной модели целесообразно разработать организационную модель и лишь, затем приступать к разработке содержательной модели.

Построение управленческой модели заключается в разработке модели позволяющей установить связи и отношения между субъектами, включенными в инновационную деятельность, возникающими на основе основных идей (целей) инновации. Управленческая модель, как и содержательная, может быть выведена в обособленный проект.

В случае рассмотрения системных инновационных изменений (создание новых образовательных учреждений, объединяющих различные направления в образовании на основе создания новых технологий), можем говорить об инновационном проекте, имеющем достаточно сложную структуру. Разрабатываемый проект может представлять создание новых институциональных форм, касаться изменения видовой структуры учреждения, или других изменений, которые затрагивают изменение действующих нормативно-правовых основ. В этом случае обязательным является разработка нормативно-правовой модели учреждения, которая позволяет выделить и рассмотреть инновационные изменения в проекте и обеспечить их юридическое и нормативно-правовое сопровождение, а также юридические и правовые полномочия его членов.

 

 

       
   
 
 

 


Итак, для разработки педагогического проекта целесообразно обратиться к моделированию, как методу исследования. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Однако процесс проектирования предполагает рассмотрения определенных стадий и фаз, а также учет специфики проекта.

 


Окружение проекта.

Выбор того или иного подхода к проектированию инноваций должен осуществляться на основе реальных условий. Проект нельзя отделить от окружающих условий и их развития. Осуществление проекта происходит в окружении некоторой динамической внутренней и внешней среды, которая оказывает на него определенное воздействие. В определенных условиях каждое из таких воздействий может оказать негативное влияние на проект и привести его к разрушению. Значит, необходимо заблаговременно учитывать непосредственное (ближайшее) окружение проекта и дальнее окружение проекта. Их изменения могут впоследствии сыграть решающую роль для успеха проекта.

В процессе педагогического проектирования рассматриваются все возможные факторы, оказывающие влияние на проект, которые учитывают специфику региона, города, школы, особенности педагогических и ученических коллективов, ресурсное обеспечение (кадровое, научное, информационное, материально-техническое). На основе реального обследования и определяются наиболее приемлемые для конкретного случая направления проектных разработок, которые позволяют определить возможные решения и желательные изменения, критерии отбора и оценки содержания. В то же время процесс проектирования не сводится к однозначным ответам на сформулированную проблему, а рассматривает все возможные альтернативы, критерии отбора наиболее приемлемые для конкретного случая (ситуации, учреждения, системы), позволяет определить поля возможных решений и желательных изменений.

Исследования показывают, что связи проекта с его окружением простираются очень глубоко.К факторам окружения, влияющим на различные проекты, можно отнести: политику, экономику, общество, закон и право, развитие науки и техники, культуру, природу, экологию, инфраструктуру.Однако степень влияния этих факторов на различные проекты различна, и наибольшему влиянию внешнего окружения подвержены социальные (педагогические) проекты. На социальные проекты оказывают экономики, политики, культуры, законодательства и права, существенное влияние на них оказывает инфраструктура, экология и наука и техника.

Педагогическое проектирование может рассматриваться в двух аспектах: продуктивном и процессуальном. В продуктивном аспекте, как стремление изменить существующую действительность, подготовить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, то есть создании нового «продукта». Алгоритм разработки проекта может быть представлен в следующем виде:

-выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы;

-определение цели проекта;

-постановка задач по реализации цели;

-определение идей реализации цели и задач;

-определение работ необходимых для разработки и запуска проекта или его составляющих;

-прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критериев их оценки;

-определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;

-определение допустимых сроков исполнения проекта.

В процессуальном (деятельностном) аспекте, как процесс деятельности проектировщикови участников разработки и реализации проекта на всех стадиях инновационного проектирования, то есть управление проектной деятельностью (обеспечение в соответствии с целями и задачами научными, кадровыми, материальными, финансовыми, информационными ресурсами, позволяющими довести разработку проекта до реализации). Управление проектами – это единство управленческих задач, организации, техники и средств. В теории управления проектами выделяют восемь основных направлений (1,24): управление предметной областью проекта; управление качеством; управление временем; управление стоимостью; управление риском; управление персоналом; управление контрактами и обеспечением проекта; управление взаимодействиями и информационными связями.

Управление проектной деятельностью, то есть процессуальная сторона проектирования, может быть осуществлено на основе содержания отдельных фаз проекта, которые составляют программу деятельности каждого участника проекта, конкретные результаты, временные и ресурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели. Содержание отдельных фаз проекта представлено ниже.

При всем многообразии управляющих воздействий арсенал конкретных средств, имеющихся в распоряжении любого уровня управления проектной деятельностью, может быть разделен на следующие классы:

1. Организационно-административные меры, варьирующиеся в рамках существующего законодательства, положений, распределении должностных прав и обязанностей и т.п.

2. Экономические формы и рычаги управления, разнообразие и диапазон действия которых определен экономическими отношениями и уровнем развития экономики отрасли, организации, страны.

3. Информационные средства и инструменты управления, использование которых ведет к непосредственному воздействию на проводимые проектные работы.

4.Социально-психологические факторы управляющих воздействий, варьирующиеся в соответствии со специфической природой творческого интеллектуального труда проектировщиков и исследователей.

 

Структура проекта.

 

Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов необходимо определить и построить структуру проекта, под которой понимается совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации. Структура инновационного проекта представляет собой стройную, иерархическую декомпозицию проекта на составные части, необходимые и достаточные для планирования и контроля осуществления проекта для различных его участников.

Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл инновационного проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы.

Другой подход к процессу проектирования предлагает Е.И.Машбиц, рассматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операционном уровне и уровне реализации. Утверждая, что с переходом с уровня на уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объектов проектирования) и возрастают требования конкретности решений.

На первых двух фазах проектирования допустима фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако не целесообразно осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного простраивания модели.

Рассмотрим более подробно содержание отдельных фаз проекта.

Начальная фаза инновационного проектаазработка концепции).

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не всегда его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы инновационного апробирования. (21,138.)

На начальном этапе предстоит выполнить следующие работы:

Провести сбор исходных данных и проанализировать существующее состояние (предварительное обследование желательно провести как можно более подробно, учитывая различные составляющие, которые на первый взгляд могут показаться незначащими );

Выявить потребности в изменениях; Выбор подхода к проектированию инноваций должен осуществляться на основе реальных потребностей в изменениях. Авторам проектной деятельности нужно выделить противоречия, которые существуют в современной практике и требуют осуществления изменений. Исходя из существующих противоречий, выделить проблему, которую предстоит решить для перевода педагогической практики (системы) из состояния, в котором находится учреждение, в другое - желаемое.

Определить (предположение, предвидение): цель, задачи, результаты проектирования; основные требования, ограничительные условия, критерии; уровень риска; окружение инновационного проекта, потенциальных участников; требуемое время, ресурсы, средства и т.п.);

Определить и провести сравнительную оценку альтернатив, представить предложения, осуществить их апробацию и экспертизу;

Как правило, на основе сбора исходных данных, определении целей, задач и направлений развития, проектирование начинается с разработки концепции развития и модели будущего учебного заведения, как составной части концептуального описания. Следует учесть, что необходимо различать организационные и учебные (образовательные) модели. Причем, они обязательно должны быть согласованы между собой.

Концепция как совокупность разнопредметных взглядов концентрирует в себе общий и образовательный, и культурный, и социальный смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа существующего положения, практические проблемы, болевые точки и т.п. Концептуализируя поле возможных проектных решений, необходимо диалогически сопоставить новые идеи, новые подходы, технологии, феномены с традиционными ставшими классически известными. В данном случае разработчикам проекта целесообразно рассмотреть все имеющиеся альтернативы и выбрать наиболее приемлемое. В дальнейшем участниками определяются основные направления деятельности, пути координации, позволяющие преобразовать существующее положение в учебном заведении в ожидаемом и желаемом направлении. На следующем этапе концептуальной разработки педагогическим коллективом намечаются необходимые условия и общие способы достижения целей. И обязательным этапом в концептуальной проработке является прогнозирование последствий разрабатываемого инновационного проекта. Как нормативно-правовой акт и разрешение к дальнейшим действиям будет выступать экспертиза концепции. На основании экспертного заключения (после устранения отмеченные недостатки, если они есть) коллектив продолжает проектную деятельность.

утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

При разработке концепции проекта используются: методы определения целей проекта; методы описания и анализа целей: морфологические деревья, дерево целей, методы маркетинга, социологические методы, экспертные системы; методы концептуального проектирования: формализованное описание предметной области, начальных условий и ограничений, выбор критериев, поиск решений, анализ альтернатив; методы предпроектного анализа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: