Научное познание, его сущность и особенности. Методы и формы эмпирического и теоретического уровня познания.




Наука – это форма духовной деятельности людей по производству, систематизации и проверке знания. Научное знание – совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс и воспроизводства. Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов. Наука, зародившись в древности, длительное время находилась в эмбриональном состоянии. Существовали лишь как элементы, предпосылки науки. Становление науки как таковой, как социального института произошло в Новое Время (16-17 вв). Новое время связывают с появлением эксперимента, что дает опору для знания в виде фактов и превращает ее в рационально-логическое знание, которое можно использовать на практике с пользой для реального дела. Именно эксперимент дает возможность определить, какие представления о мире обладают объективной истинностью, а какие – просто фантазии, вымысел. В настоящее время наука – важнейший социальный институт в структуре общества. Сегодня она высшая инстанция в вопросах мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, происхождения жизни человека и общества. Теперь ответы на эти вопросы стали элементами общего образования. Наука сегодня играет ключевую роль в жизни общества, она является важнейшей производительной силой. Раздел философии, изучающий сущность науки в системе культуры является одной из наиболее активно развивающихся отраслей философского знания.

В зависимости от основных сфер исследования науки делятся на 1) естественные, 2) социально-гуманитарные, 3) технические 4) математические. По характеру знаний науки подразделяются на фундаментальные (квантовая механика, космология, физика, химия, генетика, антропология и др.) и прикладные (механика, география, агрохимия и др.). Прикладные науки легко проверяемы и используются непосредственно на практике, а знания фундаментальных наук гипотетичны, основаны на допущениях, символической логике, трудно проверяемы.

Рассмотрим основные особенности научного познания или критерии научности:

- рациональная доказательность — любая научная теория должна быть убедительно аргументирована, обоснованна, строго доказана; вместе с тем, здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т/п.;

- системность— т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок основе определенных теоретических принципов; наука — это не собрание разрозненных, хаотических сведений, не механический агрегат, некое суммативное целое; знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории;

- сущностная направленность — наука ориентирована на поиск существенных свойств и характеристик предметов и явлений; понятие научности предполагает углубление в сущность изучаемых предметов, открытие объективных законов действительности;

- объективность — она предполагает устранение по возможности субъективистских моментов, связанных с природой исследователя — человека — его настроений, интересов, идеологических предпочтений. Наука есть попытка увидеть мир таким как он есть сам по себе, дать объективную картину реальности;

- проверяемость, или верифицируемость — научный факт должен быть подтвержден, проверен на практике; Утверждения и научные положения, которые в принципе не могут быть верифицированы или фальсифицированы, как правило, не считаются научными (понятие «верификация»: от лат. истинный и верю, обозначаюет процесс установлении истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки);

- непрерывное самообновление своего концептуального арсенала — наука есть сложный противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, закрепленных в языке — естественном или искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п..

 

В современной методологии выделяют кроме вышеназванных такие как формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, применение специфических материальных средств (так называемого научного оборудования) и т.п.
Структура научного познания. Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Взятое в целом научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но и различаются друг с другом, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: