Я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий




5. Ребенок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет за­дания сам.

2. Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрос­лого.

1. Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контрольсо стороны взрос­лого.

4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу

5. Ребенок улыбается, смеется, идет в школу с хорошим на­строением.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настрое­ния.

3. Иногда бывают ухудшения настроения перед уходом в школу.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций: тревож­ность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с деть­ми, много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченна — общается толь­ко с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом сдетьми, но не вступатьс ними в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает на­ходиться один; инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, де­рется.

2. ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Важнейшая характеристика личности школьника — ее на­правленность, определяющая цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Коротко направлен­ность личности чаще всего определяется как система ее устой­чивых доминирующих мотивов.

Направленность обнаруживается в различных сферах дея­тельности — учебной и трудовой, в избирательности интересов

и увлечений. Мотивы поведения интересы, убеждения учащих­ся неодинаковы по содержанию, глубине, прочности закрепле­ния, действенности. Поэтому успех в воспитании в значитель­ной мере зависит от того, насколько своевременно и правильно определены основные особенности направленности школьни­ков.

Наиболее часто используемый учителями путь изучения направленности личности школьника, его доминирующей мо­тивации — наблюдение за его поступками в различных ситуа­циях. При этом предполагается существование непосредствен­ной связи между поведением, поступком и мотивом, т. е. когда за поведением угадывается внутреннее побуждение. Но такая прямая связь существует далеко не всегда. Недостатки наблю­дения можно в значительной степени преодолеть, если прово­дить его целенаправленно, фиксируя отдельные показатели мотивации учащихся по строгой системе регистрации получен­ных данных.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве показателей мотивации учения могут выступать прежде всего различные признаки активности на уроках.

Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего от­ражают познавательный интерес. Другим показателем моти­вации учения является стремление учащихся по собственно­му побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в желании высказать свою точ­ку зрения.

В целом для изучения мотивации учебной деятельности бо­лее целесообразен косвенный путь. Он возможен как в виде дей­ствия, так и в виде речевого высказывания.

В первом случае имеется в виду использование различных вариантов естественного эксперимента. Например, можно при­бегнуть к специально подобранным ситуациям, в которых школьнику необходимо сделать какой-то реальный выбор, при­чем действительная цель задачи, возникающей перед учеником, может быть замаскирована. Приведем примеры таких ситуа­ций, предлагаемых А. К. Марковой.

«Методика с конвертами».Школьнику предлагается выб­рать среди других конверт, на котором указано название само­го интересного для него учебного предмета, а затем открыть и найти из лежащих там карточек ту, на которой написано наи­более интересное для него задание.

Методика «Составь расписание на неделю».Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным учебным предметам, предусмотренным и непредус­мотренным школьной программой, а также вычеркнуть из него не интересные для них уроки.

Во втором случае мотивы выявляются из речевых высказы­ваний в процессе беседы, анкетирования, опроса.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!