Осуществление заимствований на внутреннем рынке срочностью до 7—10 лет в настоящих условиях невозможно без должного развития рынка облигаций города. Результаты, достигнутые в этом направлении, определяются, в частности, следующими объемными показателями: на середину ноября 2004 г. в обращении находилось 16 выпусков облигаций Москвы общей номинальной стоимостью более 60 млрд руб.
К инструментам развития рынка облигаций города относится институт уполномоченных андеррайтеров и маркет-мейкеров. Принципиальным отличием работы андеррайтеров на рынке облигаций Москвы от деятельности андеррайтеров по выпускам других эмитентов является обязательство регулярного участия в аукционах, проводимых Комитетом. Кроме этого, в обязанности андеррайтеров входят и функции маркет-мейкеров: дальнейшее поддержание вторичного рынка, выставление двусторонних котировок и совершение сделок. В конце 2002 г. в число андеррайтеров входило 16 участников, к концу октября 2004 г. их стало 23.
Важную роль в развитии рынка облигаций играет политика раскрытия информации об эмитенте, проведение PR и рекламных мероприятий по популяризации ОГО(В)3 Москвы.
Существенным фактором формирования спроса на облигации города является объем эмиссии. Практика подтвердила, что увеличение объема выпуска определяет большую ликвидность и, соответственно, рост спроса и возможностей для снижения стоимости. Но одновременно рост объемов эмиссии ведет к неравномерной нагрузке на бюджет внутри года в связи с большими выплатами на погашения долга. Эта проблема актуальна и будет решаться через гибкую систему планирования облигационных займов, учитывающую требования рынка и потребности города. К числу элементов такой системы можно отнести анализ спроса на так называемые амортизируемые облигации, имеющие распределенный во времени график погашения номинала долга, и тщательное планирование параметров срочности займов.
Совокупность проводимых мероприятий обеспечила повышение привлекательности и ликвидности выпусков ОГО(В)3 Москвы, что позволило уже в январе 2004 г. разместить 7-летний заем, а в начале октября Москва разместила выпуск сроком погашения 10 лет.
Сформированный рынок внутренних облигаций города наряду с государственными облигациями Российской Федерации стал ключевым сегментом рынка внутренних облигаций страны. Показателем роли рынка облигаций Москвы является сопоставление его оборотов с оборотами облигаций Российской Федерации. Например, в сентябре 2004 г. месячный оборот рынка облигаций Москвы составил 25,5 млрд руб., облигаций федерального займа РФ - 18,0 млрд руб.
Ликвидность рынка облигаций Москвы поддерживается их активным использованием в качестве инструмента поддержания банковской ликвидности. Так, еженедельный оборот межбанковских операций РЕПО с облигациями Москвы, осуществляемых в рамках только биржевой торговой системы ММВБ, в последнее время превышает 2 млрд руб., достигая в отдельные периоды 4-5 млрд руб.
Включение Центральным банком РФ облигаций Москвы в ломбардный список бумаг означает, что ЦБ РФ будет использовать этот инструмент для кредитования банковской системы путем проведения операций РЕПО.
Индикатором признания качества и надежности рублевых облигаций города является уровень их доходности - кривая доходности облигаций города (YTM) расположена ниже доходности любого эмитента РФ. В частности, рублевые облигации Внешторгбанка, имеющего по шкале Moody's одинаковый с Москвой рейтинг, торгуются с доходностью, превышающей доходность облигаций Москвы на 10-20 б. п.
Рост рассмотренных выше показателей отражает ситуацию формирования на рынке инструментов с фиксированной доходностью, обращающихся на территории РФ, самостоятельного крупного сегмента - рынка 0Г0(В)3 Москвы, ставшего на текущий момент benchmark для большинства выпусков субфедеральных и корпоративных эмитентов.
Растущая ликвидность и емкость рынка облигаций Москвы обеспечивают городу оперативный и широкий доступ к заемным ресурсам на внутреннем рынке, одновременно резко снижая их стоимость.
Результатом сформированного профиля долга Москвы с горизонтом срочности 10 лет стало снижение долговой нагрузки на бюджет города. По нашей оценке, объем средств, которые будут направляться ежегодно на погашение долга, в любой год будущего периода указанного 10-летнего горизонта, составит не более 8,5% от доходов бюджета.
Список литературы
Журнал «Рынок ценных бумаг» № 16, 2005 год.