Тема №6. Морально-психологическое обеспечение наступательного боя




Путей Сообщения

Факультет военного обучения

Методическая разработка

Дисциплина: «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил)»

ВУС№ 360200, 360203

 

Тема №6. Морально-психологическое обеспечение наступательного боя

 

 

Ростов-на-Дону

20__

 

 

Ростовский Государственный Университет

Путей Сообщения

Факультет военного обучения

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник факультета

военного обучения

полковник____________ А. Хрусталев

«__»____________20__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема №6. Морально-психологическое обеспечение наступательного боя

 

Составил: В. Кабанов

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«___»____________20__г.

Протокол № ___

 

г. Ростов-на-Дону

20__ г.

Тема №6. Морально-психологическое обеспечение наступательного боя

1. Время: 8 часов (4 ч. лекции + 4ч. ПЗ)

2. Метод проведения: Лекция (практическое занятие)

 

3. Место проведения занятия: класс

 

4. Учебные цели занятия:

· Дать студентам требования руководящих документов, регламентирующие организацию морально-психологического обеспечения различных видов боевых действий.

· Разобрать содержание и основные направления морально-психологического обеспечения наступательного боя.

· Рассмотреть деятельность должностных лиц подразделения (части) по организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.

· Изучить последовательность работы должностных лиц подразделения (части) с получением задачи на проведение оборонительного боя.

· В ходе практического занятия рассмотреть порядок оценки морально-психологических условий выполнения боевой задачи.

· Рассмотреть сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя, организацию и особенности проведения мероприятий морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.

· Воспитывать у студентов ответственность за добросовестное изучение военного дела.

5. Воспитательные цели занятия:

 

· обратить внимание обучаемых на актуальность полученных знаний по данной теме со связью по гражданской специальности.

· Развивать чувство гордости за осваиваемую военную специальность.

6. Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

Основная

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ «Об обороне» от 31.05.96 г.

3. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г.

4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.97 г.

5. Закон РФ «О железнодорожных войсках РФ» от 05.08.95 г.

8. Указ Президента РФ № 466 «О создании ВС РФ» от 07.05.92 г.

9. Военная доктрина Российской Федерации.

10. Указ Президента РФ «О Федеральной службе ЖДВ РФ» от 07.09.95 г.

11. Наставление по морально-психологическому обеспечению Вооруженных Сил РФ.

12. Боевой устав сухопутных войск.

Дополнительная

1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по ОГП для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ. «Издательство АЛМИКС», 2001 г.

2. «На службе Отечеству» книга для чтения по ОГП солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ. Автор: Азаров В.М., Авдеев В.А. Москва, 1999 г.

 

Наглядные пособия:

· Учебные образцы документов по МПО

· Политическая карта мира.

· Карта Российской Федерации.

 

7. Учебные вопросы и примерное распределение времени

№№ вопросов Название вопроса Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  
  Содержание и основные направления морально-психологического обеспечения наступательного боя.  
  Деятельность должностных лиц подразделения (части) по организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  
ВСЕГО  

8. Методические указания по проведению занятия:

Учебный материал темы помогает студентам ознакомиться с ролью морального фактора в современной войне.

При подготовке к занятию использовать новые материалы о военной подготовке из периодической и военной печати, требования последних руководящих документов Министра Обороны РФ, органов управления военной подготовкой, кино и видеоматериалы.

Во вступительной части лекции предпочтительно затронуть проблемы, связанные с формированием у личного состава высокого уровня морально-психологического состояния, готовности к защите Отечества укреплением обороноспособности страны, необходимостью каждому мужчине быть готовым к вооруженной защите Отечества, увязать их со славными героическими традициями русского народа, Вооруженных Сил.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо разъяснить содержание и основные направления морально-психологического обеспечения наступательного боя. Разобрать деятельность должностных лиц подразделения (части) по организации морально-психологического обеспечения наступательного боя. Разобрать со студентами порядок оценки морально-психологических условий выполнения боевой задачи.

Изучить сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя. Рассмотреть порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения марша и встречного боя. Изучить работу должностных лиц подразделения (части) по организации морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.

При этом ознакомить студентов с основным содержанием проводимой в стране военной реформы.

 

 

При нанесении ударов в ответ на начавшуюся агрессию противникавозможен переход части (подразделения) в наступление с выдвижением из пунктов постоянной дислокации, учебных центров и районов учений. В этом случае морально-психологическое обеспечение проводится в районах сосредоточения, как правило, в полном объеме с использованием всех сил и средств.

Силы и средства морально-психологического обеспечения до начала наступления должны обеспечить выполнение всех стоящих перед ними задач информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой работ. Ремонтные органы должны завершить техническое обслуживание и ремонт технических средств воспитания, а довольствующие органы - пополнение материальных запасов.

В случае неудачного исхода контрудара принимаются меры к восстановлению высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, эвакуации поврежденных технических средств из районов, которые могут быть захвачены противником, проводится психологическая помощь и реабилитация военнослужащих.

Экстремальный характер боя обусловлен опасностью для здоровья и жизни военнослужащих, фактором внезапности, высокой динамикой и интенсивностью событий, дефицитом времени и ресурсов, нарушением режима сна, действиями войск (сил) в ночное время, в плохую погоду, при недостатке информации и т.д.

В таких условиях на личный состав подразделений действует система неблагоприятных факторов, которые препятствуют достижению поставленных целей. Они часто вызывают у военнослужащих чувства тревоги и беспокойства, неуверенности и боязни, а порой отчаяния и обреченности. Кроме того, личный состав нередко испытывает состояние психической напряженности, усталости, различных страхов.

Например, в ходе боевых действий в Республике Дагестан взвод в количестве 40 человек при наступлении на западную окраину с. Тандо передвигался тройками, по мере удаления от офицеров, стрелки ложились в укрытия и за исключением 6-9 человек находящихся ближе всего к офицерам в атаку не поднимались.

Применение в бою современных средств поражения, обладающих большой мощностью, обусловливает скоротечность боя, особенно встречного. Условия боя требуют от солдата большого напряжения моральных и физических сил, что предъявляет новые, более высокие требования к воину, к его воспитанию и обучению, поэтому он должен быть сильным духом, морально закаленным, обладающим непоколебимой волей к победе, хорошо физически подготовленным и способным преодолевать любые трудности и лишения.

Интересны данные, которые были опубликованы в США во время войны во Вьетнаме. «...Выраженный страх испытывают 80-90% участников боя. Из них у 25% наблюдается рвота, а у 10-20% потеря контроля мочеиспускания и дефекации... Часто чувство страха мешает солдату применять оружие.... Лишь около 25% применяют оружие в бою... Причем эта цифра практически неизменна со Второй мировой войны». Ряд зарубежных и отечественных психологов и психиатров считают, что частота реактивных состояний составит 25% и более. По американским данным, во второй мировой войне от боевых стрессов пострадало около 1 млн. человек, причем 450 тыс. из них были уволены с психическими заболеваниями, что составило 40% от общего количества уволенных по болезням и из-за травм.

Исходя из этого, особое внимание в ходе организации морально-психологического обеспечения боя должно уделяться компенсации негативного воздействия характеристик современного общевойскового боя. К основным из них относится:

· решительность,

· высокая маневренность,

· напряженность и скоротечность,

· быстрые и резкие изменениями обстановки и разнообразие применяемых способов его ведения.

Решительность боя заключается в стремлении личного состава всеми имеющимися средствами в короткие сроки и с наименьшими потерями уничтожить противника и добиться полной победы. Это достигается: всесторонним знанием противника; смелостью, настойчивостью и упорством личного состава при выполнении боевых задач, быстрым использованием результатов огневого поражения, а также результатов огня своего оружия, умелыми и инициативными действиями всего личного состава. Решительность боя обеспечивается высокими морально-боевыми качествами личного состава, его непреклонной волей к победе, отличным знанием и умелым применением вооружения и боевой техники, а также проявлением высокой активности, смелости, упорства и постоянным стремлением навязать свою волю противнику, удерживая инициативу в своих руках.

Высокая маневренность выражается в стремительных перемещениях (действиях) сил и средств с целью поставить себя в более выгодное положение по отношению к противнику для нанесения удара по нему, сочетая огонь с движением.

Напряженность и cкоротечность выражается в том, что современный бой подразделения, ведут непрерывно днем и ночью, в любое время года, в условиях применения или угрозы применения противником ОМП, высокоточного оружия и других средств поражения. Непрерывность позволяет постоянно удерживать инициативу в своих руках и в полной мере использовать результаты внезапности для быстрейшего разгрома противника, лишает его времени на организацию сопротивления.

Быстрые и резкие изменения обстановки в современном бою происходят в результате применения ядерного оружия, а также высокой подвижности войск. Способность ядерного оружия почти мгновенно изменять соотношение сил и средств на том или ином направлении, высокая подвижность войск и их большая огневая и ударная сила приводят к тому, что обстановка на поле боя изменяется не по часам, а буквально по минутам.

Исходя из этого, с началом и в ходе ведения боя (боевых действий) особое внимание уделяется:

· непрерывному наращиванию морально-психологического состояния войск (сил);

· поддержанию постоянной готовности сил и средств морально-психологического обеспечения к применению;

· непрерывному сбору и обобщению данных о тактической, морально-психологической и информационной обстановке, морально-психологическом состоянии и обеспеченности войск (сил);

· их анализу и подготовке выводов; постоянному поддержанию высокой боеспособности, быстрому восстановлению и бесперебойному восполнению максимального количества вышедших из строя войск (сил), сил и средств морально-психологического обеспечения, их защите от оружия массового поражения, систем высокоточного оружия и целесообразному маневру;

· поддержанию устойчивого и непрерывного управления морально-психологическим обеспечением.

Морально-психологическое обеспечение боя проводится с учетом складывающейся обстановки в основном при занятии исходного положения после перегруппировки, исходного района, исходных позиций, выжидательных районов, позиций, стартовых (огневых) позиций, мест расположения. При этом в динамике боевых действий проводится короткое боевое информирование личного состава.

При занятии частью (подразделением) исходного положения для боя и в ходе боевых действий проводится работа по наращиванию морально-психологической активности личного состава. " Сознанию, - отмечал М.И.Драгомиров, - необходима постоянная пища, заключающаяся гораздо более в логичности действий, нежели в логичности слов.... Как бы ни мало был развит человек все его действия предшествуются внутренним инстинктивным, но неминуемым "почему?" Чем чаще и постояннее он получает прямой и ясный ответ на этот вопрос из самого дела, тем более крепнет и развивается его сознание ".

Основные задачи морально-психологического обеспечения в ходе ведения боя (боевых действий):

· поддержание высокого морально-психологического состояния войск (сил), мобилизация их на ведение решительных боевых действий в любых условиях обстановки;

· сосредоточение основных усилий в подразделениях первого эшелона, действующих прежде всего на направлениях главных ударов противника;

· активная морально-психологическая подготовка войск (сил) вторых эшелонов и резервов к быстрому маневру и нанесению по противнику контрударов и контратак;

· сохранение организованности и предупреждение паники;

· развитие у всего личного состава высоких волевых качеств, инициативы, самостоятельности и творчества, способности правильно и быстро оценивать обстановку, без колебаний принимать обоснованные и смелые решения и настойчиво проводить их в жизнь;

· поддержание среди личного состава крепкой воинской дисциплины, организованности и правопорядка, четкого исполнения приказов командиров и начальников, высокой бдительности, исключающей проникновение в расположение своих войск (сил) шпионов и диверсантов;

· защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Заместитель командира по воспитательной работе в зависимости от складывающейся обстановки в короткие сроки организуют: выдвижение (перемещение) и развертывание сил и средств морально-психологического обеспечения; использование местных промышленной и культурно-досуговой базы, радиотелевизионных средств; восполнение запасов технических средств воспитания до установленных норм (размеров), в первую очередь в войсках (силах) первого эшелона; защиту, охрану и оборону сил и средств морально-психологического обеспечения и управление ими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: