Образ автора в «Слове о полку Игореве»




ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Почему "Слово" как идейно-художественный документ могло появиться в эпоху Киевской Руси (вспомните историю государства и развития культуры Руси)?

2. Какие исторические факты положены в основу "Слова"? Приведите летописный рассказ о походе Игоря.

3. Как построено произведение?

4. Почему автор обращается к Бояну? Какой способ изложения событий выбирает он?

5. Перескажите, что повествует автор о походе Игоря.

6. Охарактеризуйте главных героев поэмы.

7. Как показаны князья?

8. Как изображен князь Игорь? Охарактеризуйте авторское отношение к нему. Какова роль солнечной символики в раскрытии его образа?

9. Почему Всеволод назван Буй-Туром? О чем это свидетельствует и как его образ связан с народной поэзией?

10. Расскажите о Святославе. Почему и с какой целью в рассказ о походе Игоря и его поражении автор вводит "вещий сон" и "золотое слово" Святослава, а также плач Ярославны?

11. Почему сон Святослава назван "вещим"?

12. В чем заключается символический смысл выражений: "черное покрывало", "тесовая кровать", "синее вино", "крупный жемчуг"?

13. Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа "золотое слово"?

14. Какое место в выражении идеи "Слова" занимает плач Ярославны? Как он связан с основной мыслью автора о единстве русской земли?

15. Процитируйте плач, обратите внимание на обращение к силам природы, установите его связи с устным народным творчеством, вспомните мотивы причитания и народные изобразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, контрастные сопоставления).

16. Как тема войны и мира отражена в плаче Ярославны?

17. Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князь Игорь, русские жены, русская природа, русская земля)?

18. Как создается образ Русской земли в "Слове"?

19. Как изображается природа и человек?

20. Что мы можем сказать об авторе "Слова"? Каким он представляется в произведении (его понимание событий, отношение к ним, знакомство с историческими деятелями, его чувства и восприятие Русской земли)?

21. Как отразилась личность автора в "Слове"?

22. Как общая идея памятника — идея единства Русской земли — связана с образами князей? Прокомментируйте "золотое слово" Святослава, его призыв к русским князьям, о чем оно свидетельствует и какие героические возможности русичей, способных к отражению половцев, видит Святослав? Чьи имена он называет?

23. Какова фольклорная основа "Слова", традиции в нем народного творчества? Проанализируйте текст.

24. Подготовьте сообщения по книге Д.С. Лихачева "Слово о полку Игореве":

o Образы "Слова".

o Художественная природа "Слова".

o Природа в "Слове".

o "Слово" и народная поэзия.

o "Сердечное" искусство "Слова".

 

Группа 1.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

Докажите, что автор «Слова» владеет художественными приемами выразительности и мастерски их использует в своем тексте.

Составьте таблицу выразительных средств «Слова», выписав как можно больше примеров.

Сделайте вывод, как данные приемы помогают автору передать его идеи и чувства.

ТРОПЫ

эпитет (образное определение),

сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим),

метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку),

олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия),

перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), например: «Град Петров» вместо Петербург.

гипербола (преувеличение),

литота (преуменьшение)

стилистические ПРИЁМЫ:

риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме),

риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме),

риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте),

анафора (единоначатие)

синтаксический параллелизм (сходное построение предложений),

инверсия (обратный порядок слов в предложении),

градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака),

антитеза (противопоставление понятий, положений, образов),

оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина),

умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль)

Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Группа 2.

Образ автора в «Слове о полку Игореве»

«Облик автора «Слова» обозначился в науке уже сто лет тому назад: знатный дружинник, боярин, близкий к княжеским кругам, он образован, знает военное дело и, безусловно, очень талантлив как поэт. От многих современников его отличают широкий кругозор и умение взглянуть на события как бы с большой высоты, его излюбленный символ – сокол, взлетающий высоко над землей». (Б.А.Рыбаков)

Докажите, что автор «Слова» - образованный и просвещенный человек своего времени.

Выпишите как можно больше примеров из текста, где мы видим широкую эрудицию автора, его обширные знания. Например: воинское дело, география, история.

Сделайте вывод о личности автора.

Группа 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: