При ведении боя заместитель командира по воспитательной работе основное внимание уделяет




· своевременному приближению сил и средств морально-психологического обеспечения к обеспечиваемым войскам (силам) в целях наиболее эффективного их использования;

· непрерывному сбору данных о тактической, морально-психологической и информационной обстановке, морально-психологическом состоянии и психогенных потерях своих войск (сил);

· проведению необходимых мероприятий по обеспечению надежной работы технических средств воспитания;

· постоянному поддержанию высокой боеспособности и готовности сил и средств морально-психологического обеспечения, непрерывному руководству их применением;

· проведению подготовительных мероприятий по заблаговременной морально-психологической подготовке личного состава второго эшелона (резерва) к вводу в бой, к действиям в составе воздушных и морских десантов, а также выполнению задач в ходе последующих боев;

· контролю за состоянием технических средств воспитания и своевременным выполнением задач морально-психологического обеспечения.

Основное внимание сосредоточивается в подразделениях первого эшелона, особенно действующих на направлении главного удара (участке прорыва).

В ходе форсирования водных преград основными задачами морально-психологического обеспеченияявляются: мобилизация личного состава на тщательную организацию форсирования, уничтожение средств ядерного нападения и разгром противостоящей группировки противника на подходе к водной преграде и на противоположном берегу; упреждение противника в захвате важных переправ передовыми отрядами и воздушными десантами; своевременное выдвижение переправочных средств к водной переправе и умелое их использование; быстрое преодоление водной преграды главными силами, захват и удержание плацдармов, и безостановочное развитие наступления на противоположном берегу.

В ходе форсирования водной преграды в распоряжении по морально-психологическому обеспечению дополнительно указываются: особенности организации и проведения морально-психологического обеспечения подразделений; порядок взаимодействия в ходе подготовки и проведения форсирования водной преграды; способы и последовательность форсирования водной преграды средствами морально-психологического обеспечения; исходные рубежи для форсирования; порядок работы пункта психологической помощи и реабилитации части на всех этапах форсирования; порядок выдвижения сил и средств морально-психологического обеспечения к водной преграде.

Силы и средства морально-психологического обеспечения переправляются по мостам или на паромах в составе подразделений тыла. При этом пункт психологической помощи и реабилитации части переправляется совместно с медицинским пунктом и ремонтно-эвакуационными средствами на переправочно-десантных средствах одной из переправ.

На период подготовки и проведения форсирования водной преграды на участках форсирования части и мостовых переправах, невдалеке от медицинских пунктов переправ развертываются подвижные пункты психологической помощи и реабилитации, в которых предусматривается оказание первой помощи военнослужащим с тяжелыми психическими травмами.

Морально-психологическое обеспечение части (подразделения) с учетом складывающейся обстановки проводится, как правило, в исходных районах для форсирования, которые назначаются непосредственно у водной преграды или на удалении от нее, наращивается в ходе подготовки и ведется непрерывно на всех этапах и в ходе всего форсирования.

При постановке задач по морально-психологическому обеспечению части (подразделению), осуществляющей прорыв укрепленного района, в распоряжении по морально-психологическому обеспечению дополнительно указываются: дополнительные силы и средства морально-психологического обеспечения частей (подразделений), действующих на участках прорыва; порядок оказания психологической помощи военнослужащим, получившим тяжелые психические травмы.

Морально-психологическое обеспечение в этот период строится с целью мобилизации личного состава на упорное развитие наступления, стремления расширить прорыв, нанести удар в тыл основной группировке противника, уничтожать или блокировать его опорные пункты.

Морально-психологическое обеспечение части (подразделения) в ходе овладения городом проводится с целью: направления усилий личного состава на проведение активной и эффективной разведки оборонительных обводов, узлов обороны, крупных зданий, магистральных улиц, площадей, подземных коммуникаций и сооружений, на решительные действия штурмовых отрядов и групп; надежное огневое поражение противника с привлечением всех сил и средств; подготовки подразделений технического обеспечения и тыла для эвакуации и ремонта вооружения и техники.

Так, во время первой Чеченской кампании, в ходе выдвижения войск к Грозному было встречено упорное сопротивление дудаевских вооруженных формирований, а командирам, офицерам-воспитателям не удалось преодолеть у части личного состава представление о слабости противника и легкости победы над ним, что приводило к «шапкозакидательским» настроениям, беспечности, потери бдительности, расхлябанности и, в конечном итоге, к неоправданным потерям среди личного состава, невыполнению боевой задачи.

Примером подобного поведения личного состава могут служить боевые действия 131-й отдельной мсбр, которая во время новогоднего штурма Грозного "сквозняком" прошла по всему городу, без потерь вышла к вокзалу и заняла его. Кажущаяся легкость победы вскружила голову командирам и подчиненным. Посчитав задачу выполненной, люди расслабились и, не выставив боевого охранения и бросив технику, разбрелись по привокзальной площади, за что жестоко поплатились. Собрав силы, противник нанес по бригаде внезапный мощный удар. В течение суток военнослужащие бригады и пришедшего ей на помощь 81-го полка находились под шквальным огнем артиллерии, минометов и противотанковых средств дудаевцев. Нашим войскам дорого обошлись потеря бдительности, беспечность и расхлябанность в боевой обстановке. По свидетельству генерала армии П.Грачева, в жестоком бою бригада потеряла 80 % личного состава. Потери Объединенной группировки составили 20 танков из 26; 102 БМП из 120.

Основные усилия морально-психологического обеспечения сосредотачиваются на согласовании действий сил и средств морально-психологического обеспечения, обеспечивающих войска (силы), непосредственно овладевающие городом (промышленным районом), а также сил и средств морально-психологического обеспечения, обеспечивающих действия обходящих группировок войск (сил). В этот период преимущественное внимание органами управления уделяется организации психологической помощи и реабилитации личного состава. Пункт психологической помощи и реабилитации части располагается вне города, недалеко от медицинских пунктов.

Морально-психологическое обеспечение части (подразделения), действующих в отрыве от главных сил,проводится с целью мобилизации личного состава на проведение активных боевых действий; разгром выдвигающихся резервов противника; совершение эффективного маневра огнем и главными силами, а в случае столкновения с превосходящими силами противника - переход к круговой обороне и удержание района до подхода главных сил. В этот период обращается особое внимание на своевременное оказание помощи военнослужащим, получившим тяжелые психические травмы.

Показателен опыт четырехсуточного рейда подразделений в тыл противника в период боевых действий в Республике Дагестан в 1999 г. Основными психотравмирующими факторами в этот период были: обостренное чувство опасности; смещение биологических ритмов дня и ночи; большие физические нагрузки, обусловленные передвижением по гористой местности и перенесением тяжелых грузов (до 30-40 кг); недостаток питьевой воды. Из 130 человек, принимавших участие в рейде, всего один военнослужащий совершил самовольное оставление части. Случаев неповиновения в рейде не наблюдалось, однако многие военнослужащие в присутствии офицеров позволяли себе резкие высказывания по поводу ситуации, не ставя под сомнение значимость и необходимость выполнения возложенной на них задачи. 10-20% военнослужащих обнаруживали так называемый "комплекс Рембо" - повязывание косынки на лоб, отрывание рукавов с обмундирования и бравирование. В период рейда военнослужащие по призыву неосознанно группировались около офицеров, и в особенности около старшего группы. Из общего числа участников рейда для 15-20% военнослужащих по призыву физические нагрузки оказались предельными и им требовалась помощь товарищей. Все офицеры, находящиеся в составе группы, брали носимый груз солдат на себя, чтобы уменьшить их физические нагрузки (становясь предпочтительной мишенью для снайперов противника). Конфликты между военнослужащими по призыву возникали только в тех случаях, когда носимый груз несправедливо распределялся за счет окружающих. 30-40% личного состава проявляло инициативу взять часть носимого груза товарища на себя. На третьи сутки рейда, выйдя к источнику с водой и утолив жажду, в течение 2-х часов личный состав был в заторможено-расслабленном состоянии, по истечении этого времени психический статус военнослужащих восстановился.

Морально-психологическое обеспечение части (подразделения) морского десантапроводится с учетом складывающейся обстановки, и, как правило, перед посадкой (погрузкой) на корабли (десантные средства). При совершении длительных переходов на кораблях организуется проведение мероприятий по морально-психологическому обеспечению, в том числе информирование о военно-политической обстановке, боевых задачах десанта, изучаются вопросы повышения психологической устойчивости к бою, методы само- и взаимопомощи, проводится прослушивание и обсуждение радиопередач.

Морально-психологическое обеспечение при наступлении совместно с соединениями (кораблями) флотаосуществляется с целью мобилизации личного состава на ведение активных боевых действий по захвату и удержанию островов, военно-морских баз, проливных зон и других важных объектов на берегу в целях обеспечения боевых действий сил флота.

Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и подразделений в ночное времяпроводится с целью мобилизации личного состава на уничтожение противника, обороняющегося на данном направлении, в условиях ограниченной видимости, затрудненного ориентирования, сложности поддержания взаимодействия и осуществления маневра; разгром его подходящих резервов и овладение объектом, рубежом, расположенным в глубине, или в выходе на фланги и в тыл группировке противника для ее окружения и уничтожения при повышенной утомляемости личного состава, увеличении нагрузок на психику; организацию четкого взаимодействия с частями (подразделениями), действующими на других направлениях.

Во встречном бою морально-психологическое обеспечение направляется на воспитание постоянной готовности военнослужащих к стремительным и маневренным действиям по разгрому противника, упреждению его в развертывании, открытии огня, нанесению ему внезапных ударов во фланг и тыл, расчленению и уничтожению противника по частям. При этом особое внимание уделяется работе с личным составом, действующим в разведывательных органах, передовых отрядах (авангардах). Морально-психологическое обеспечение во встречном бою организуется согласно морально-психологическому обеспечению наступления.

Средства морально-психологического обеспечения располагаются совместно с подразделениями технического обеспечения и тыла части и останавливаются вдоль дорог (на маршрутах движения), а с развертыванием главных сил для встречного боя выходят в назначенные им районы и осуществляют обеспечение части и подразделений.

При окружении и уничтожении основных группировок обороняющихся войск противникаосновные усилия морально-психологического обеспечении сосредотачиваются в подразделениях, действующих на внутреннем фронте окружения, выделенных в состав воздушных (морских) десантов, а также продолжающих наступление в заданных направлениях на внешнем фронте окружения.

При наступлении на отходящего противникаосновные усилия морально-психологического обеспечения сосредотачиваются в подразделениях первого эшелона, предназначенных для параллельного преследования противника, в ракетных, авиационных подразделениях, а также на психологической подготовке личного состава, выделенного в состав воздушных (морских) десантов, предназначенных для ведения боевых действий на путях отхода противника.

Морально-психологическое обеспечение войск (сил) ведется в течение всего периода боя (боевых действий) и строится исходя из поставленных задач, морально-психологического состояния личного состава и степени напряженности информационно-психологического противоборства.

Информационно-воспитательная работа в ходе боя (боевых действий) направляется на поддержание высокой морально-психологической стойкости, активности и упорства войск (сил) при ведении боя, готовности к решительным действиям по уничтожению противника.

Информационные потребности, относясь к сфере духовных потребностей личного состава, представляют собой объективно обусловленное состояние их к восприятию сообщений определенного содержания и формы, которые нужны им для ориентации в окружающей действительности, выборе линии поведения и решения проблемных ситуаций, достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

Следовательно, главной задачей информационно-воспитательной работы в ходе боя (боевых действий) является: целенаправленное разъяснение личному составу важности выполняемых задач; непрерывная и разносторонняя информация об обстановке и ее разъяснение всеми формами и средствами; острое реагирование на паникерские проявления относительно способности к победе, недостатков техники, оружия, преимуществ противника, проявления тревоги перед трудностями; сохранение бодрости и твердости духа, выработка хладнокровия, стойкости, умения преодолевать страх.

Основными формами информационно-воспитательной работы в ходе боя (боевых действий) являются: боевое и оперативное информирование; прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий, доведение до них сведений о зверствах врага на временно захваченной им территории; обмен опытом военнослужащих, ранее участвовавших в боевых действиях; пропаганда проявлений образцов мужества, отваги и стойкости; индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство во время боевых действий; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, невыполнение боевого приказа и т.д.

Так, например, в ходе второй Чеченской кампании особое внимание в информационно-воспитательной работе уделялось укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях Объединенной группировки, воспитанию у личного состава законопослушания, понимания необходимости беспрекословного подчинения приказу командира. В этих целях организовывались специальные юридические информации и встречи воинов с работниками военной прокуратуры. Личному составу разъяснялись положения Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские преступления, прежде всего такие, как неповиновение, совершенное в военное время или в боевой обстановке, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, мародерство, насилие в отношении населения и др.

Нередко в структуре информирования выделяют командную информацию, которая распространяется, как правило, по каналам управления и является приоритетной при доведении ее до различных категорий личного состава. Чаще всего это уточняющая и разъясняющая информация, направленная на улучшение управления войсками. В ней раскрываются решения командования, обращения военных советов, распоряжения органов воспитательной работы.

Опыт, накопленный в ходе мероприятий боевой подготовки, показывает, что наиболее распространенными формами оперативного и боевого информирования в ходе боя и в минуты тактических пауз могут быть информации и митинги, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, сообщение содержания обращений военных советов и информационных бюллетеней, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью портативных радиостанций и др.

Боевые действия представляют собой не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры войск, но, прежде всего, ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих знаниями, навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из противоборствующей стороны морально-психологические силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и в большей степени отвечающими потребностям боя, в определяющей степени зависит победа или поражение.

Например, в 1999 году в ходе боевых действий в Республике Дагестан высокий уровень нервно-психических расстройств был характерен для всех подразделений, непосредственно участвующих в боевых действиях. Так, проведенная после первых дней боев психологическая оценка в подразделениях воздушно-десантной дивизии показала, что 15% личного состава получили боевые психические травмы, у 29% военнослужащих были отмечены выраженные последствия таких травм. После окончания боев для 90% военнослужащих было характерно невротическое расстройство сна, для 60% неврозы навязчивых состояний.

Все это делает актуальной и практически значимой деятельность по формированию у личного состава всесторонней психологической устойчивости, готовности к активным наступательным действиям в любых условиях обстановки. Основная роль в этом процессе принадлежит такому виду морально-психологического обеспечения как психологическая работа.

Особенности психологической работы в различных видах боя зависят от избранного способа разгрома противника, применяемого оружия и техники, уровня психологической готовности личного состава войск (сил) к выполнению боевых задач в сложившихся (предполагаемых) условиях.

Психологическая работа в ходе боя (боевых действий) направляется на достижение высокой боевой активности войск (сил), формирование способности переносить нервно-психические нагрузки с целью сохранения боеспособности при выполнении боевых задач.

В ходе боя при активном взаимодействии с мобильными группами психологической помощи организуется психологическая поддержка и сопровождение войск (сил), направленные на предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, пресечение паники и других негативных явлений (слухи, пораженческие настроения и т.д.).

Как показывает боевой опыт, наращиванию психологической активности личного состава способствуют: передача боевой информации; нахождение офицеров в боевых порядках; личный пример командиров и актива; пропаганда боевых успехов и героических поступков военнослужащих; поощрение отличившихся; сообщение о фактах жестокого обращения противника с гражданским населением и военнопленными; выявление и перекрытие каналов проникновения панических настроений; своевременное выполнение воинами приёмов психологической саморегуляции и волевой мобилизации; оказание экстренной психологической помощи психотравмированным военнослужащим и др.

Особое внимание уделяется контролю усталости личного состава, которое осуществляется с целью предотвращения неожиданного снижения боеспособности личного состава подразделений. Контроль осуществляется командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе. Связано это с тем, что усталость, незаметная в первые дни, может внезапно и остро проявиться в ходе последующих боев (боевых действий). Так, например, через сутки без сна резко снижается мыслительная деятельность человека, через двое бессонных суток возможны грубые ошибки в принятии решения, импульсивные действия, через трое суток без сна - человек теряет сознание.

Как показывает анализ исторического опыта Советских Вооруженных Сил, армий других государств, войн и военных конфликтов современности, значимость психологической работы носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах. Так, по исследованиям американских ученых, в период второй мировой войны количество психических расстройств у солдат выросло по сравнению с первой мировой войной на 300%. Общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими расстройствами превышало количество прибывающего пополнения. По подсчетам зарубежных специалистов, из всех солдат, непосредственно участвовавших в боевых действиях, 38% имели различные психические расстройства. Психогенные потери в армии США во время войны в Корее, Вьетнаме составляли 24-28% от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях.

Учитывая данный опыт, содержание психологической работы должно направляться на: формирование представлений личного состава о характере влияния боя на психику; поддержание у личного состава психологических установок на ведение активных боевых действий, проявление инициативы, готовности идти навстречу опасности при недостаточной укомплектованности, недостатке времени на подготовку, отсутствии полной информации о противнике; формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости, состояния уверенности в своих силах, способности уничтожить противника, сломить его сопротивление, успешно завершить бой.

Основными формами психологической работы являются: психологическая помощь и сопровождение, а также социально-психологическая реабилитация военнослужащих.

Психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов боевой обстановки направляется на: прекращение или снижение интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки, путем вывода пострадавших в центры (пункты) психологической помощи и реабилитации; ликвидацию или блокирование источников психотравматизации; диагностику и коррекцию психического состояния личного состава, восстановление его боеспособности; психологическую поддержку, создание дополнительных стимулов повышения боевой активности военнослужащих; эвакуацию военнослужащих с тяжелыми боевыми психическими травмами в медицинские учреждения для оказания врачебной и специализированной помощи; локализацию и изоляцию военнослужащих и подразделений, подвергшихся деморализации, с целью исключения массовых негативных психологических воздействий на личный состав.

Эшелонирование психологической помощи:

в звене подразделение - 1-я психологическая помощь (само и взаимопомощь);

в звене часть квалифицированная психологическая помощь (психологами и медицинскими работниками).

Социально-психологическая реабилитация военнослужащих осуществляется в целях возвращения военнослужащих в обстановку здоровой жизнедеятельности и постепенного включения в систему повседневных социальных связей и отношений. Она предполагает: организацию специального периода реадаптации непосредственно в тыловых районах боевых действий, подготовку членов семей военнослужащих, их сослуживцев в пунктах постоянной дислокации к встрече участников боевых действий; оказание им помощи в преодолении симптомов "военизированной" психики; восстановление психического здоровья военнослужащих, получивших ранение, контузию, боевую и психическую травму.

Социально-психологическая реабилитация, как правило, осуществляется с использованием возможностей медицинского пункта части и госпиталей различного уровня.

Основные усилия военно-социальной работы в период ведения боя (боевых действий) сосредотачиваются на реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих, особенно тех, кто получил ранения, увечья, контузии и т.п., оказании им всесторонней социально-правовой помощи и поддержки.

Защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника проводится в целях нейтрализации психологической обработки противником своих войск, недопущения деморализации и морально-психологического подавления личного состава, изменения в свою пользу соотношения морально-психологической устойчивости противоборствующих сторон и поддержания ее на уровне, необходимом для ведения боя (боевых действий).

Культурно-досуговая работа в ходе боя (боевых действий) организуется и проводится преимущественно в войсках (силах), расположенных во вторых эшелонах (резерве), а также не принимающих активного участия в боевых действиях и в районах восстановления боеспособности войск (сил). В проведении мероприятий основную часть времени занимает информирование о ходе боя (боевых действий), событиях в стране, на ТВД и районе ведения боевых действий, прослушивание и просмотр теле,- радиопередач.

В основном культурно-досуговая работа ведется традиционными формами и методами.

Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания осуществляется за счет запасов технических средств воспитания, созданных в отделениях хранения технических средств вещевых складов объединения (соединения).

В ходе боя (боевых действий) запасы технических средств воспитания в войсках (силах) поддерживаются в пределах установленных норм, обеспечивающих решение поставленных войскам (силам) задач и возможность ведения последующих боев (боевых действий) без оперативных пауз. Восполнение потерь технических средств воспитания и ЗИП в первую очередь осуществляются в войсках (силах), ведущих боевые действия на главном направлении и выполняющих наиболее важные задачи.

Передвижные ремонтные мастерские объединения (соединения) в ходе боя (боевых действий) направляются для работы в районы наибольшего выхода технических средств воспитания из строя. Продолжительность работы передвижных ремонтных мастерских в одном районе в ходе боя (боевых действий) определяется объемом ремонтных работ и складывающейся обстановкой.

Походные технические средства воспитания на автомобильной базе, подлежащие капитальному ремонту, эвакуируются, как правило, средствами объединения на станции (в порты, на пристани) погрузки для отправки на ремонтные предприятия.

Походные технические средства воспитания на автомобильной базе безвозвратных потерь эвакуируются средствами объединения и попутным транспортом для последующей разборки (разбраковки) в соответствии с указаниями довольствующих органов. Остальные походные технические средства воспитания безвозвратных потерь разбираются (разбраковываются) на месте, узлы и агрегаты используются для восстановления или проведения ремонта боеспособных средств.

В процессе управления войсками (силами) в ходе боя (боевых действий) основные усилия морально-психологического обеспечения направляются на поддержание четкого выполнения функциональных обязанностей органов управления. Главной задачей является воспитание офицеров в духе высокой личной ответственности за подготовку и своевременное доведение до войск (сил) планирующих и распорядительных документов, контроль и проверка исполнения приказов и распоряжений командира, поддержание инициативы, оперативности и четкости в работе, способности глубоко анализировать ход боя (боевых действий), развитие событий, делать обоснованные выводы и предложения.

Особое внимание при этом уделяется обеспечению скрытого управления войсками (силами), маскировки, охраны и обороны пунктов управления, созданию нормальных условий для работы и отдыха их личного состава.

В ходе проведения мероприятий по снижению эффективности ядерных и огневых ударов противника, основные усилия морально-психологического обеспечения сосредотачиваются в подразделениях ракетных войск и артиллерии, авиации, разведки, РЭБ с целью обеспечения умелого применения ими всех возможных средств и способов для выявления и уничтожения (радиоэлектронного поражения) важнейших объектов противника.

Содержание морально-психологического обеспечения в этих подразделениях включает: воспитание у личного состава глубокого понимания особой важности выполняемых боевых задач; мобилизацию воинов на достижение высокого боевого мастерства; поддержание вооружения и военной техники, а также средств управления в постоянной готовности к боевому применению; обеспечение высокой бдительности дежурных боевых смен и расчетов, непрерывного и устойчивого управления войсками (силами) в любой обстановке, особенно в условиях РЭБ и непрерывного информационно-психологического воздействия противника; обеспечение надежной охраны и обороны элементов боевого порядка.

Защита, охрана и оборона сил и средств морально-психологического обеспечения в ходе боя (боевых действий) усиливаются с учетом возможного воздействия радиоактивного заражения и сильнодействующих ядовитых отравляющих веществ в результате разрушения АЭС и предприятий химической промышленности. При применении противником оружия массового поражения силы и средства морально-психологического обеспечения выводятся из зон заражения (районов пожаров, разрушений, затоплений) в безопасные районы. Действия их в зонах радиоактивного и химического заражения должны организовываться так, чтобы максимально уменьшить дозы облучения (заражения), а с выходом из этих зон они были способны выполнить поставленные задачи.

Восстановление потерь органов воспитательной работы осуществляется за счет перераспределения внутри части, а также за счет резерва вышестоящих органов воспитательной работы.

Морально-психологическое восстановление боеспособности войск (сил) осуществляется по мере выполнения боевых задач при наличии оперативной паузы. Оно включает: дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства над противником; поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, необходимом для успешного ведения последующих боев (боевых действий); повышение (восстановление) психологической устойчивости войск (сил); психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы; организацию культурного досуга и полноценного отдыха военнослужащих, решение их социально-правовых проблем.

Боеспособность сил и средств морально-психологического обеспечения восстанавливается обычно в их прежней организационной структуре и включает: восстановление нарушенного управления; сбор и изучение информации о морально-психологическом состоянии и степени боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения; уточнение задач органам воспитательной работы, сохранившим боеспособность по поддержанию психологической устойчивости войск (сил); своевременное восполнение потерь среди личного состава органов воспитательной работы и технических средств воспитания.

Взаимодействие в интересах морально-психологического обеспечения боя (боевых действий) организуется и осуществляется с учетом особенностей обстановки, морально-психологического состояния войск (сил) по поставленным задачам на всю глубину боя (боевых действий) и включает: выработку единого понимания в оценке всех видов обстановки; согласование целей, задач, направлений совместных действий при организации морально-психологического обеспечения; разностороннюю пропаганду примеров мужества, отваги, боевых успехов; объединение усилий в проведении защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Наиболее детально прорабатываются вопросы взаимодействия при нанесении первого ядерного удара, удара по первоочередным объектам, массированного огневого удара, при проведении контрподготовки, ведении боевых действий за удержание первого (главного) оборонительного рубежа (тактической зоны обороны), а также при нанесении контрударов.

Управление морально-психологическим обеспечением осуществляется отдельными распоряжениями, постановкой задач начальниками подчиненным лично, по техническим средствам связи или через своих представителей, которые при необходимости могут выезжать в наиболее важные районы.

Морально-психологическое обеспечение боевых действий в особых условиях.

При ведении боя (боевых действий) в особых условиях основное внимание при организации морально-психологического обеспечения обращается на проведение с военнослужащими мероприятий преимущественно информационного и психологического характера с активным применением технических средств воспитания.

В северных районах морально-психологическое обеспечение действий войск (сил) организуется и осуществляется с учетом разобщенности направлений действий, трудностей передвижения сил и средств морально-психологического обеспечения, условий вечной мерзлоты, слабого развития транспортных коммуникаций; отсутствия на значительных пространствах населенных пунктов; сурового и неустойчивого климата с продолжительной зимой и длительными периодами полярных дней и ночей; наличия обширных озерно-болотистых пространств; недостаточной обжитости территории; большой удаленности от основных баз снабжения; крайней ограниченности возможностей местной полиграфической и культурно-досуговой базы; недостатка в большинстве районов топлива; ведения преимущественно очаговой обороны, а также других специфических для северных районов условий.

Силы и средства морально-психологического обеспечения в боевых действиях, проводимых в северных районах, располагаются с учетом обеспечения их максимальной автономности при ведении боевых действий по отдельным направлениям. Из состава сил исредств морально-психологического обеспечения могут выделяться силы и средства информационно-психологического воздействия для усиления войск (сил), действующих на отдельных направлениях.

Силы и средства морально-психологического обеспечения в северных районах развертываются и выполняют поставленные задачи на меньших удалениях от переднего края обороны, чем в обычных условиях, и размещаются вблизи военно-автомобильных и железных дорог.

При организации защиты, охраны и обороны предусматривается: проведение в более широких масштабах работ по маскировке сил и средств морально-психологического обеспечения с использованием табельных (в том числе дымовых и аэрозольных) средств; оборудование укрытий для сил и средств морально-психологического обеспечения в районах со скальными, мерзлыми и болотистыми грунтами; возведение для этого сооружений насыпного типа из грунта, а зимой – из снега и льда; усиление охраны и обороны сил и средств морально-психологического обеспечения. В целях быстрого осуществления маневра на другие направления часть сил и средств морально-психологического обеспечения должна быть подготовлена к переброске любым способом, в том числе и по воздуху.

Управление морально-психологическим обеспечением в северных районах организуется и осуществляется с учетом отрицательного влияния природных условий на работу технических средств связи, больших расстояний и ограниченных возможностей использования местных линий связи. Чаще, чем в обычных условиях, выделяются представители для управления морально-психологическим обеспечением по направлениям действий войск (сил).

При наступлении части (подразделений) в северных районах и зимой в распоряжении по морально-психологическому обеспечению дополнительно указываются: порядок морально-психологического обесп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: