Основные признаки жизни.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению семинарских занятий

и по организации самостоятельной работы

по курсу «ОСНОВЫБИОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ»

(для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология»)


 

Макеевка-2016


УДК

 

 

Методические рекомендации к проведению семинарских занятий и по организации самостоятельной работы студентов по курсу«Основы биологии и генетики» (для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология») / Сост. Л.С.Бондарь. – Макеевка, МЭГИ, 2016 – 31 с.

 

 

В методических рекомендациях представлены материалы по организации самостоятельной работы по курсу: «Оснвоы биологии и генетики» для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология», которые необходимы для усвоение дисциплины: тематический план, содержание курса, вопросы, варианты самостоятельной работы, список рекомендованной литератур.

 

 

Преподаватель Бондарь Л.С.

д.м.н., профессор кафедры психологи

 

 

Рецензии Синельников В.М.

к.психол. наук, профессор

 

 

Ответственный за выпуск Чучко Е.П.

проректор

по учебной и научной работе

 

 


РАЗДЕЛ 1. Общая характеристика живых систем. Основные атрибуты жизни. Клетка как элементарная структура и функциональная единица организма.

 

ТЕМА 1. Общая характеристика и закономерности живых систем.

Основные признаки жизни.

План практического занятия

1. Определение сущности жизни.

2. Субстрат жизни.

3. Закономерности, характеризующие жизнь.

4. Уровни организации живого.

Цель данной теме:

1. Сформировать представление о сущности жизни.

2. Охарактеризовать субстрат жизни.

3. Выяснить закономерности, присущие жизни.

4. Определить уровни организации жизни.

Основные понятия и ключевые слова: жизнь, субстрат жизни, дискретность, целостность, обмен веществ и энергии, структурная организация, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражительность, внутренняя регуляция.

Литература:

1. С.24-28; 93-97.

2. С.5-8; 49-59; 131-133.

3. С.8-16.

4. С.8-14.

Темы сообщений и рефератов:

1. Жизнь как особая форма существования материи.

2. Субстрат жизни.

3. Основные закономерности жизни.

4. Уровни организации живого организма.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. В чем заключается сущность жизни.

2. Что представляет собой субстрат жизни.

3. Перечислите закономерности, присущие жизни.

4. Охарактеризуйте уровне организации живого (биологические микросистемы, биологические медосистемы, биологические макросистемы).

 

ТЕМА 2. Учение о клетку (цитология).

План практического занятия

1. Краткие исторические представления о формировании научных взглядов по поводу строения клетки.

2. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизни.

3. Современные методы цитологических исследований.

4. Размер и форма клеток.

5. Структурные компоненты цитоплазмы.

6. Структурные компоненты ядра.

7. Химический состав клеток.

Цель данной теме:

1. Осознать историческое представление о клетке.

2. Сформировать представление о структурные компоненты цитоплазмы.

3. Сформировать представление о структурные компоненты ядра.

4. Осознать химический состав клеток.

Основные понятия и ключевые слова: цитология, клеточная теория Шванном, Вирхова, цитологические методы, клеточные организмы (рибосомы, ендоплазмотична сеть, аппарат Гольджи, митохондрии, клеточный центр, пластиды, лизосомы), химический состав клеток.

Литература:

1. С.16-17; 23-24; 32-51.

2. С.9-32.

3. С.29-40; 48-64; 69-70.

4. С.14-17; 19-33.

Темы сообщений и рефератов.

1. Первые наблюдения и исследования клетки.

2. Клетка - основная структурная и функциональная единица живого.

3. Методы исследований, применяемые в цитологии.

4. Современные представления о строении клеток.

5. Химический состав клетки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое клетка и почему ее называют основной единицей жизни.

2. Раскройте сущность клеточных теорий.

3. Назовите структурные компоненты цитоплазмы.

4. Перечислите функции органоидов клетки.

5. Охарактеризуйте форму, строение и функции ядра.

6. Чем отличаются клетки растений от клеток животных?

7. Что такое хромосомы, их строение и значение.

8. Какой нормальный период человека.

9. Опишите химический состав клетки.

 

ТЕМА 3. Обмен веществ и энергии в клетке.

План практического занятия

1. Ассимиляция и диссимиляция.

2. Ферменты и коферменты.

3. Факторы, влияющие на активность ферментов.

4. Биосинтез белка как анаболический процесс.

5. Сущность процесса фотосинтеза.

6. Преобразование энергии в клетке.

7. Эволюция клеточных структур.

Цель данной теме:

1. Осознать сущность процессов ассимиляции и диссимиляции.

2. Выяснить роль ферментов и коферментов.

3. Охарактеризовать факторы, влияющие на активность ферментов.

4. Сформировать представление о синтезе белка.

5. Осознать сущность фотосинтеза.

6. Составить представление о превращении энергии в клетке.

Основные понятия и ключевые слова: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, ферменты, коферменты, фотосинтез, нуклеиновые кислоты, белки, АТФ.

Литература:

1. С.19; 28-32: 51-56; 66-92.

2. С.36-48.

3. С.40-48.

4. С.33-44.

Темы сообщений и рефератов.

1. Ассимиляция и диссимиляция как единство обмена веществ.

2. Современные представления о ферменты и коферменты.

3. Биосинтез белка.

4. Энергетические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.

5. Характеристика обмена веществ и энергии в клетке.

6. Фотосинтез как необходимое условие жизни.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте состав и значение белков.

2. Что такое РНК и ДНК. В чем между ними сходство и различия.

3. Как происходит биосинтез белка.

4. Раскройте сущность процесса фотосинтеза.

5. Проследите эволюцию типов обмена веществ.

 

 


 

Глава II. Воспроизведение живых систем. Закономерности бесполого, полового и вегетативного размножения. Индивидуальное развитие.

 

ТЕМА 4. Понятие о размножении. Бесполое размножение.

План практического занятия.

1. Морфология и число хромосом у прокариот и эукариот.

2. Митоз.

3. Бесполое размножение.

Цель данной теме:

1. Получить представление о морфологии и число хромосом у прокариот и эукариот.

2. Осознать сущность митоза.

3. Сформировать представление о бесполое размножение.

Основные понятия и ключевые слова: прокариоты, еукариоты, вегетативное размножение, спорообразования, распределение, почкования.

Литература:

1. С.445-446; 481-486.

2. С.33-35; 60-62; 144-145; 157-159.

3. С.64-69; 71-75.

4. С.17-19; 44-50.

Темы сообщений и рефератов.

1. Размножение как важнейшее свойство жизни.

2. Формы бесполого размножения.

3. Вегетативное размножение одноклеточных организмов.

4. Вегетативное размножение многоклеточных организмов.

5. Сущность спорообразования.

6. Метод и его фазы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте митотический цикл клетки.

2. Что такое размножение.

3. Какие формы бесполого размножения.

4. Как происходит вегетативное размножение одноклеточных организмов.

5. Каким образом осуществляется вегетативное размножение многоклеточных организмов.

6. Что такое спорообразования?

 

ТЕМА 5. Половое размножение.

План практического занятия.

1. Половое размножение у одноклеточных.

2. Половое размножение у многоклеточных.

3. Здание гамет.

4. Гаметогенез.

Цель данной теме:

1. Рассмотреть половое размножение у одноклеточных.

2. Рассмотреть половое размножение у многоклеточных.

3. Осознать здание гамет.

4. Сформировать представление о гаметогенез.

Основные понятия и ключевые слова: половое размножение, гаметы, гаметогенез, мейоз.

Темы сообщений и рефератов.

1. Половое размножение одноклеточных организмов.

2. Половое размножение многоклеточных организмов.

3. Здание гамет.

4. Современные представления о гаметогенез.

5. Мейоз и его виды.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Как происходит половое размножение у одноклеточных организмов.

2. Как происходит половое размножение у многоклеточных организмов.

3. Раскройте здание гамет.

4. Как осуществляется гаметогенез.

5. Что такое мейоз?

 

ТЕМА 6. Индивидуальное развитие. Фазы онтогенеза. Онтогенез вирусов и бактерий. Эмбриональная стадия онтогенеза животных. Генетическая регуляция онтогенеза.

План практического занятия.

1. Сущность онтогенеза.

2. Теории онтогенеза.

3. Взаимоотношения внешнего и внутреннего в онтогенезе.

4. Типы и периодизация онтогенеза.

5. эмбриональной стадии онтогенеза.

6. Генетическая регуляция онтогенеза.

Цель данной теме:

1. Осознать суть онтогенеза.

2. Ознакомиться с теориями онтогенеза.

3. Выяснить отношения внешнего и внутреннего в онтогенезе.

4. Осознать типы и периодизация онтогенеза.

5. Сформировать представление о эмбриональную стадию онтогенеза животных.

6. Рассмотреть генетическую регуляцию онтогенеза.

Основные понятия и ключевые слова: онтогенез, типы и периодизация онтогенеза, эмбриогенеза, реализация действия генов в онтогенезе.

Литература:

1. С.458-478.

2. С.108-131.

3. С.83-103.

4. С.142-160.

Темы сообщений и рефератов.

1. Преформизм и эпигенетические взгляды на природу онтогенеза.

2. Внешнее и внутреннее в онтогенезе.

3. Типы онтогенеза.

4. Периодизация онтогенеза.

5. Стадии эмбриогенеза.

6. Реализация генотипа в онтогенезе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое онтогенез?

2. Какие взгляды на причины возникновения онтогенеза.

3. Раскройте отношения внешнего и внутреннего в онтогенезе.

4. Назовите типы онтогенеза.

5. Приведите периодизацию онтогенеза.

6. Охарактеризуйте эмбриональную стадию онтогенеза.

7. Как осуществляется реализация действия генов в онтогенезе.


 

Глава III. Закономерности исследования. Концепция гена. Цитологические основы независимого распределения признаков. Взаимодействие генов. Пластиды и неменделевське расщепления.

 

ТЕМА 7. Гибризологичний метод Менделя. Формирование теориигена. Обоснование теории наследственных факторов.

План практического занятия:

1. Вклад Менделя в развитие генетики.

2. Основные понятия и термины генетики.

3. Структура гена.

4. Современное состояние теории гена.

Цель данной теме:

1. Получить представление о работах Менделя.

2. Изучить основные термины, используемые в генетике.

3. Осознать структуру и теорию гена:

Основные понятия и ключевые слова: ген, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, теория гена.

Литература:

1. С.17-18; 479-481; 509-518; 520-526.

2. С.72-74; 104-105.

3. С.104-107.

4. С.64-68; 87-93.

Темы сообщений и рефератов.

1. Генетика как наука и практика.

2. Значение работ Менделя в развитии генетики.

3. Химическая природа гена.

4. Структура гена.

5. Генетический код.

6. Современная теория гена.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое генетика.

2. Раскройте сущность гибридологичного метода Менделя.

3. Что такое ген, его химическая природа.

4. Объясните структуру гена.

5. Что представляет собой генетический код.

6. Какой современное состояние теории гена.

 

ТЕМА 8. Закон единообразия гибридов первого положения. Закон расщепления. Гипотеза «чистоты» гамет. Правило записи скрещиваний. Закон независимого распределения наследственных факторов.

План практического занятия.

1. Правила единообразия первого гибридного поколения (1 закон Менделя).

2. Правило расщепления (П закон Менделя).

3. Правило независимого комбинирования признаков (Ш закон Менделя).

4. Гипотеза «чистоты» гамет.

5. Решетки Пеннета.

Цель данной теме:

1. Осознать законы Менделя.

2. Получить представление о гипотезе «чистоты» гамет.

3. Овладеть правилами записи скрещиваний.

Основные понятия и ключевые слова: гибриды, закон единообразия, закон расщепления, наследственные факторы, гипотеза «чистоты» гамет, решетки Пеннета.

Литература:

1. С. 492-504.

2. С.74-78.

3. С.107-124.

4. С.68-71; 74-75.

Темы сообщений и рефератов.

1. Опыты Менделя по моногибридному скрещиванию.

2. Правило расщепления или П закон Менделя.

3. Независимое комбинирование признаков (Ш закон Менделя).

4. Гипотеза «чистоты» гамет.

5. Результаты скрещивания, анализирующий.

6. Проявления неполного доминирования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Сформулируйте I закон Менделя.

2. Как называется II закон Менделя и в чем его сущность.

3. Сформулируйте III закон Менделя.

4. Что такое моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивания.

5. Как производится запись скрещивания.

6. В чем заключается гипотеза «чистоты» гамет.

7. Приведите случаи неполного доминирования в природе.

 

ТЕМА 9. Цитологические основы независимого распределения наследственных факторов. Взаимодействие генов. Плейотропия. Комплиментарность. Сцепление генов и кроссинговер. Дрозорим как объект генетики. Линейное расположение генов. Генетические карты. Цитоплазмична (Нехромосомная) наследственность. Пластиды и неменделевське расщепления.

План практического занятия.

1. Распределение наследственных факторов на клеточном уровне.

2. Взаимодействие генов.

3. Принцип комплементарности.

4. Плейотропия.

5. Привлечение и отталкивания генов. Кроссинговер.

6. Определение расстояния между генами. Генетические карты.

7. Цитоплазмичсна (Нехромосомная) наследственность.

8. пластид и неменделевське расщепления.

Цель данной теме:

1. Осознать цитологические основы независимого распределения наследственных факторов.

2. Получить представление о взаимодействии генов.

3. Выяснить сущность комплементарности.

4. Сформировать представление о притяжения и отталкивания генов, кроссинговер.

5. Обсудить принцип построения генетических карт хромосом.

6. Охарактеризовать пластиды и цитоплазматическую наследственность.

Основные понятия и ключевые слова: наследственные факторы, взаимодействие генов, плейстрапия, притяжения и отталкивания генов, комплиментарность, кроссинговер, генетические карты, пластиды, неменделевське расщепления.

Литература:

1. С. 504-508.

2. С.78-88.

3. С. 124-130.

4. С. 75-87.

Темы сообщений и рефератов.

1. Распределение наследственных факторов с точки зрения цитологии.

2. Взаимодействие генов.

3. Плейотропия.

4. Принцип комплементарности в генетику.

5. Линейное расположение генов и генетические карты.

6.Цитоплазматическая (Нехромосомная) наследственность.

7. Наследственность и среда.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Дайте определение гена.

2. Кто автор и в чем заключается суть хромосомной теории наследственности?

3. Как осуществляется взаимодействие генов?

4. Что такое гаплоидный, диплоидный и полиплоидный набор хромосом?

5. Раскройте принцип комплементарности.

6. Как определяется расстояние между генами?

7. Каким образом складываются генетические карты?

8. Что такое плейотропия?

9. Объясните сущность цитоплазматический наследственности.

10. Охарактеризуйте пластиды и неменделевське расщепления.

 


 

Раздел IV. Закономерности изменчивости. Генотипична изменчивость. Фенотипично изменчивость. Селекционное выведение животных с заданными генетическими признаками.

 

ТЕМА 10. Генотипическая изменчивость. Закономерности гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипично изменчивость.

План практического занятия.

1. Изменчивость и ее разновидности.

2. Закон гомологических рядов (закон Н.И.Вавилова).

3. Фенотипично изменчивость.

4. Комбинативная изменчивость.

5. Сущность селекции.

Цель данной теме:

1. Сформировать представление об изменчивости и ее разновидности.

2. Рассмотреть закономерности гомологических рядов.

3. Охарактеризовать фенотипическую изменчивость.

4. Осознать сущность комбинавтивну изменчивости.

5. Получить представление о селекции.

Основные понятия и ключевые слова: изменчивость, генотип, норма реакции, гомологичные ряды, селекция.

Литература:

1. С. 580-581.

2. С. 145.

3. С. 130-132; 135-149.

4. С. 94-97; 99-100; 106.

Темы сообщений и рефератов.

1. Генотипическая (наследственная) изменчивость.

2. Фенотипическая (модификационная) изменчивость.

3. Вклад Н.И.Вавилова в изучение наследственной изменчивости (закон гомологических рядов).

4. Сущность комбинатинои изменчивости.

5. Значение законов генетики в развитии селекции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое непостоянство.

2. Назовите виды изменчивости.

3. Охарактеризуйте фенотипическая изменчивость.

4. Раскройте сущность фенотипической изменчивости.

5. В чем заключается закон Н.И.Вавилова.

6. Охарактеризуйте комбинативную изменчивость.

7. Дайте определение нормы реакции.

8. Что такое селекция.

 

ТЕМА 11. Мутации. Классификация мутаций. Структурные мутации хромосом. Мутации числа хромосом.

План практического занятия.

1. Мутации.

2. Виды мутаций.

3. Мутации, обусловленные структурными изменениями хромосом.

4. Мутации, вызванные изменением числа хромосом.

Цель данной теме:

1. Получить представление о мутации.

2. Ознакомиться с классификацией мутаций.

3. Рассмотреть структурные мутации.

4. Сформировать представление о мутации числа хромосом.

Основные понятия и ключевые слова: мутации, изменение числа хромосом (полиплоидия, гетероплоидия, Гаплоидия), изменение структуры хромосом (хромосомные аберрации), изменение молекулярной структуры гена (генные или точечные мутации).

Литература:

1. С. 518-520; 547-550.

2. С. 88-91.

3. С. 132-135.

4. С. 100-103.

Темы сообщений и рефератов.

1. Мутации и ее значение.

2. Мутации числа хромосом.

3. Мутации структуры хромосом.

4. Генные мутации.

5. Соматические и генеративные мутации.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое мутации?

2. Какие бывают мутации?

3. Охарактеризуйте мутации числа хромосом.

4. Дайте характеристику структурным мутациям хромосом.

5. Опишите генные (точечные) мутации.

 

ТЕМА 12. Индуцированный мутагенез. Радиационный мутагенез. Радиация и наследственность человека. Химический мутагенез.

План практического занятия.

1. Спонтанные и индуцированные мутации.

2. Мутации, вызванные облучением (радиационные мутации).

3. Мутагенное эффект химических веществ.

Цель данной теме:

1. Получить представление о спонтанных мутаций.

2. Охарактеризовать индукции мутации.

3. Описать радиационные мутации.

4. Сформировать представление о химическом мутагенез.

Основные понятия и ключевые слова: мутагенные факторы, мутации (спонтанные, индуцированные, радиационные, химические), мутагенез.

Литература:

1. С. 544-550.

2. С. 92-99.

3. С.186-189.

4. С.103-106.

Темы сообщений и рефератов.

1. Мутации и их разновидности.

2. мутационные изменения под воздействием радиации.

3. Химические мутации.

4. мутагенные факторы и наследственность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что такое мутации?

2. Что такое мутагенные факторы?

3. Охарактеризуйте радиационные мутации.

4. Какое влияние облучения на наследственность человека?

5. Опишите химические мутации.

Глава V. Возникновение жизни и развитие органического мира. Основные положения теории эволюции.

 

ТЕМА 13. Теория самозарождения Л.Пастера. Современные теории происхождения жизни. Вещество, энергия и информация. Переход неживого в живое. Выходная простота вещества и единство системы как основа жизни.

План практического занятия.

1. Идеалистические и метафизические теории происхождения жизни.

2. Учение о самозарождения живого Л.Пастера.

3. Современное представление о происхождении жизни.

Цель данной теме:

1. Ознакомиться с теориями происхождения жизни.

2. Осознать современное представление о возникновении жизни.

Основные понятия и ключевые слова: жизнь, происхождение жизни, обучение Л.Пастера, живая и неживое, вещество, энергия, информация, коацерваты.

Литература:

1. С. 552-554.

2. С. 140-144; 279-292.

3. С. 16-24.

4. С. 236-242.

Темы сообщений и рефератов.

1. Формирование представлений о происхождении жизни.

2. Обучение Л.Пастера.

3. Теория вечности жизни.

4. Современные взгляды на происхождение жизни.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Раскройте суть обучения Л.Пастера.

2. Какие современные представления о происхождении жизни?

3. Опишите схему образования белка (по А.И.Опариним и Дж.Холденим).

4. Что такое коацерваты и каковы их свойства?

5. Укажите условия, необходимые, по мнению А.И.Опарина, для возникновения жизни.

 

ТЕМА 14. Свойства первичных организмов. Данные палеонтологии. Первые теории эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Вид и видообразование. Значение теории эволюции Ч. Дарвина.

План практического занятия.

1. Накопление фактических знаний о происхождении жизни.

2. Основные положения и значение эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

4. Ч. Дарвин о происхождении культурных растений и домашних животных.

5. Обучение Ч. Дарвина об изменчивости.

6. Искусственный отбор.

7. Естественный отбор.

Цель данной теме:

1. Рассмотреть фактический материал о развитии органического мира.

2. Ознакомиться с эволюционной теорией Ж.Б.Ламарка.

3. Осознать эволюционное учение Ч. Дарвина.

4. Проследить происхождение культурных растений и домашних животных.

5. Получить представление об искусственном и естественном отборе.

Основные понятия и ключевые слова: эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, эволюционное учение Ч. Дарвина, изменчивость, вид и видообразование, искусственный и естественный отбор.

Литература:

1. С. 541-544; 546-547; 550-552.

2. С. 243-250; 268-278.

3. С. 24-28; 150-185.

4. С. 215-222.

Темы сообщений и рефератов.

1. Формирование представлений о происхождении жизни.

2. Ламарк и его эволюционная теория.

3. Единство и общность органического мира.

4. Социально-экономические и научные предпосылки обучения Ч. Дарвина.

5. Взгляды Ч. Дарвина о происхождении культурных растений и домашних животных.

6. Обучение Ч. Дарвина об изменчивости.

7. Взгляда Ч. Дарвина об искусственном отборе.

8. Представление Ч. Дарвина о естественном отборе.

9. Проблемы органической целесообразности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Какие факты подтверждают развитие органического мира?

2. Раскройте сущность теории Ж.Б.Ламарка.

3. Какие социально-экономические и научные предпосылки обучения Ч. Дарвина?

4. Приведите основные положения обучения Ч. Дарвина.

5. Как Ч. Дарвин рассматривал явления изменчивости?

6. Каким образом происходит, по Ч. Дарвина, искусственный отбор?

7. Что такое естественный отбор?

8. Покажите значение трудов Ч. Дарвина.

9. В чем заключается органическая целесообразность?

 

ТЕМА 15. Дальнейшее развитие эволюционной теории Ч. Дарвина. Современные взгляды на природу эволюции. Генетика популяций, микроэволюция.

План практического занятия.

1. Защита и пропаганда обучения Ч. Дарвина в Западной Европе и Америке.

2. Борьба за дарвинизм в России.

3. Обучение о биологическом и морфологический прогресс.

4. Общие закономерности эволюции.

5. Генетика и эволюция.

Цель данной теме:

1. Получить представление о последствиях развития эволюционной теории Ч. Дарвина.

2. Ознакомиться с современной теорией эволюции.

3. Рассмотреть общие закономерности эволюционного процесса.

4. Оценить значение генетики для развития эволюционных представлений.

Основные понятия и ключевые слова: развитие идей Ч. Дарвина, современная теория эволюции, эволюционный процесс, генетика популяций, микроэволюция.

Литература:

1. С. 554-583; 615-629.

2. С. 251-267.

3. С. 190-210.

4. С. 222-236; 243-259.

Темы сообщений и рефератов.

1. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина на Западе.

2. Борьба за дарвинизм в России.

3. Связь онтогенеза с филогенезом.

4. Биологический и морфологический прогресс.

5. Общие закономерности эволюционного процесса.

6. Генетика и развитие эволюционного учения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Проследите судьбу обучения Ч. Дарвина в Западной Европе и Америке.

2. Как проходила борьба за дарвинизм в России?

3. Какая связь онтогенеза с филогенезом.

4. В чем проявляется биологический и морфологический прогресс?

5. Укажите основные направления эволюционного процесса.

6. Какие общие закономерности эволюции?

7. Раскройте значение генетики для развития эволюционного учения.

 

Глава V. Происхождение человека. Основные этапы эволюции человека. Методы исследования генетики человека. Хромосомные мутации и генетические болезни человека.

 

ТЕМА 16. Работа как основной фактор эволюции человека. Доказательства происхождения человека от животных. Основные этапы эволюции человека. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Расы человека.

План практического занятия.

1. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

2. Основная проблема антропогенеза.

3. Доказательство животного происхождения человека.

4. Различия человека от животных.

5. Основные этапы становления человека.

6. Современные представления об этапах антропогенеза.

Цель данной теме:

1. Осознать роль труда в эволюции человека.

2. Раскрыть кардинальную проблему антропогенеза.

3. Оценить доказательства животного происхождения человека.

4. Выяснить различия человека от животных.

5. Проследить основные периоды эволюции человека.

6. Получить представление об этапах антропогенеза.

Основные понятия и ключевые слова: эволюция, человек, антропогенез, древнейшие люди (архантропы) - питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, древние люди (палеантропы) - неандерталец, люди современного типа (неоантропы) - кроманьонцы и современные люди, рудименты, атавизмы.

Литература:

1. С. 584-602.

2. С. 295-320.

3. С.211-222.

4. С.271-292.

Темы сообщений и рефератов.

1. Происхождение человека - главная проблема естествознания.

2. Родство человека с животными.

3. Различия человека от животных.

4. Палеонтологические данные о происхождении человека.

5. Значение труда в эволюции человека.

6. Современные аспекты антропогенеза.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте отделенных предков человека.

2. Приведите доказательства животного происхождения человека.

3. В чем заключаются отличия человека от животных?

4. Добавить палеонтологические данные о происхождении человека.

5. Какие рудименты и атавизмы встречаются у человека?

6. Какое место занимает человек в общей системе живых существ?

7. Раскройте роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

8. Назовите основные этапы эволюции человека.

9. Раскройте несостоятельность расовых теорий.

ТЕМА 17. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Наследование отдельных признаков у человека. Хромосомные мутации и генетические болезни человека. Организм и среда.

План практического занятия.

1. Методы изучения генетики человека.

2. Принципы наследования у человека.

3. Наследственные болезни.

4. Окружающая среда и человек.

Цель данной теме:

1. Рассмотреть методы генетического исследования у людей.

2. Ознакомиться с наследованием отдельных признаков у человека.

3. Получить представление о наследственные болезни человека.

4. Обсудить влияние окружающей среды.

Основные понятия и ключевые слова: генетика человека, наследование, наследственные болезни, генные мутации, научно-технический прогресс, биосфера, окружающая среда.

Литература:

1. С. 527-539.

2. С. 99-104.

3. С. 223-280.

4. С. 107-142.

Темы сообщений и рефератов.

1. Особенности изучения наследственности человека.

2. Хромосомные мутации и наследственные болезни человека.

3. Критика представлений о фатальности наследственных болезней.

4. Научно-техническая революция и человек.

5. Характеристика биотических факторов среды.

6. Абиотические факторы среды.

7. Обучение В.И.Вернадского о ноосфере.

8. Мутагены окружающей среды и их влияние на наследственность человека.

9. Охрана окружающей среды - веление времени.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Какие особенности генетики человека?

2. Перечислите методы генетических исследований у человека.

3. Что такое половой хроматин?

4. Назовите хромосомные мутации человека.

5. Приведите примеры наследственных болезней человека.

6. Раскройте последствия научно-технической революции.

7. Какие биотические факторы среды?

8. Укажите абиотические факторы среды.

9. Что представляет из себя биосфера?

10. Какой вклад внес В. И. Вернадский в учение о ноосфере?

11. Что такое мутагены?

12. Какие меры начинаются по охране окружающей среды?
Литература:

1. Вилли К. Биология: Пер.с англ.-М.:Мир,1966.-688 с.

2. Карузина И.П.Биология.-М.:Медицина,1977.-328 с.

3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология.-М.:Высш.шк.,1986.-320с.

4. Слюсарев А.А., Жукова С.В.Биология.-К.:Вища шк.,1987.-415 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: