Сегодня закрепляем понятия




Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

УДВ.01 Обществознание

Дата. 28.10. 2020

Курс: 2 Группа 92 35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства;

Урок № 8

Тема урока: Конкуренция и монополия

Форма работы: дистанционное обучение.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цель урока: закрепить знания о существенных признаках понятий «конкуренция» и «монополия»;

сформировать умения различать модели рынка, используя признаки

классификации рыночных структур и их особенности;

закрепить умения и навыки применять полученные знания в конкретных ситуациях, сформировать у них умения делать выводы, проводя анализ существующей рыночной структуры.

Основные понятия: конкуренция, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, дифференциация продукции, олигополия, монополия, естественная монополия, антимонопольное законодательство.

Используемая литература:
Учебник Обществознание. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ под ред.

Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., В.А.Литвинова

— М.: Просвещение, 2018

Презентация к уроку «Конкуренция и монополия»

Ход урока

Организационный этап.

Сегодня закрепляем понятия

Конкуренция – это соперничество фирм за более выгодные условия выпуска и реализации товаров или услуг.

Различают типы конкуренции:

1. Совершенная конкуренция – на рынке очень много мелких фирм выпускают однородный продукт и не имеют возможности влиять на его цену.

2. Монополистическая конкуренция – рынок, на котором достаточно большое число мелких компаний выпускают дифференцированную продукцию и частично могут контролировать цены на неё.

3. Олигополия – рынок, принадлежащий нескольким очень крупным компаниям. Число таких фирм незначительно из-за высоких барьеров входа в отрасль.

4. Монополия – рынок, на котором только один продавец уникального (то есть не имеющего заменителя) товара или услуги.


2. Основная часть.
Понятие «монополия» содержит два важных момента: продавец единственный, а товар – уникальный, поэтому, используя рыночную власть, монополист устанавливает цены на свою продукцию, то есть является ценоустановителем (price-maker).

Государство проводит антимонопольную политику по ограничению монополистической деятельности. Так, в России существуют законы:

· Конституция РФ (статья 34);

· Федеральный закон «О защите конкуренции»;

· Федеральный закон «О естественных монополиях».

 

3.Обобщение материала
Перечитайте характеристики рыночных структур и приготовьтесь ответить на вопросы тестов в контрольном задании.

Монополия (чистая монополия). При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, Почтовое ведомство США), чистая регулируемая монополия (например, “Кон-Эдисон”) или частная нерегулируемая монополия (например, “Дюпон” в период выхода на рынок с нейлоном). Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом для покрытия издержек или получения хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемирного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение “справедливой нормы прибыли”, которые даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок (обычно завышенную). И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

 

Конкуренция (чистая конкуренция, свободная конкуренция). Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товаров, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

 

Монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами и внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующим товарам услугам. Покупатели видят разницу предложения и готовы платить за товары по разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко используется практикой присвоения товарам марочных названий, рекламы и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем условия олигополистического рынка.

 

Олигополия (олигополистическая конкуренция). Олигополистический рынок состоит из большого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобиль, компьютер). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10 %, покупатели быстро переключаются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большого числа объема услуг. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

.

Контрольное задание

1.Найдите основные термины, которые вы вспомните или с которыми познакомитесь на уроке.

2. На рынке услуг мобильной связи области N действует одна крупная компания, других компаний не представлено. Выберите из приведённого списка характеристики этого рынка и выделите их цветом.

Выпишите правильные ответы.

· Рынок средств производства;

· совершенная конкуренция;

· региональный рынок;

· рынок услуг;

· монополия;

· рынок товаров.

 

3. Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий:

- молочный магазин, расположенный вблизи вашего дома;

- парикмахерская, которую вы обычно посещаете;

- метрополитен;

- металлургический комбинат;

- коммерческий банк;

- зерновая ферма.

4. Определите к какому типу конкуренции относятся приведённые ниже признаки рынков: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Признаки рынков:   Типы рынков:  
а) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров;   1) монополия;    
б) рынок, на котором есть только один продавец;   2) олигополия;  
в) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие товары;     3) совершенная конкуренция;  
г) рынок, на котором господствуют несколько крупных продавцов;   4) монополистическая конкуренция
д) рынок, на котором отсутствуют входные барьеры;      
е) рынок, отличающийся самыми высокими затратами на рекламу;    
ж) самый распространённый тип конкуренции.    

 

 

!!! Ребята, конспект и тестовые задания выполняете в вордовском докуменете и отправляете мне на электронную почту olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: