Структура и ход урока. Тема: Технология изготовления старинного туникообразного сарафана. 9 класс.




Методы обучения Содержание деятельности Результаты обучения Оценка/ самооценка
учителя учеников Предметные Метапр. УУД. Личностные.
Этапы урока 1 этап. Организационный момент. НОТ- 2 мин.
  1.Рабочее место учителя: - ноутбук или компьютер, - технологическая карта урока (конспект), - технологическая карта планируемых результатов обучения учащихся по данному разделу программы (16 часов); -технологическая карта результатов обучения к данному уроку (2 часа); -карты контроля с указанными критериями; 2.Оформление стенда «Сегодня на уроке»: - готовые сарафаны, -поэтапная работа по раскрою деталей из ткани - проведение примерки, -сметывание деталей кроя. 3. Подготовлен экран с презентацией. 4. Дидактические материалы: (виды сарафанов, схемы швов, таблица классификации швов) и т.д. Организуют рабочее место: вешают портфели на крючок, достают свои блузки (они хранятся в кабинете). Старший по группе или бригадир достаёт тетрадь учёта ЗУН и УУД для взаимоконтроля. Учащиеся убирают волосы под орнаментальные вязаные повязки (вязали на уроках). На столах лежат детали сарафанов, учебники, тетради, стоят укладки с ножницами, нитками и иголками и т.д. Тетрадь бригадира
Критерии Оценка в баллах Фамилия, имя учащихся
Макарова Королёва Иванова Соколова
Нот «+» - 0,5   0,5 0,5 0,5
Схемы швов 2 - 5        
Алгоритм (общий) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  Итого 3.5      

 

  Регулятивные: а) самостоятельно организуютрабочее место: назначают ответственного за работой на швейной машине, рационально на столе раскладывают нитки, иголки, детали сарафана б) соблюдают НОТ: -стремятся к рациональному и своевременному исполнению всех действий.   Личностные УУД: понимают значимостьпланирования своей деятельности, стремятся выполнить своевременно и, помогая другим членам бригады. Ответственный бригадир осуществляет готовность к уроку и ставит баллы в тетрадях учёта. Критерии: - раскладка инструмента -1 балл, - НОТ -1 б. (рациональность, своевременность подготовки); - аккуратное хранение изделия (наглаженное) -2 балла, -наличие повязки на голову;
2 этап Активизация и мотивация учащихся – 3 мин.
метод опережа-ющего обучения Примерно учитель может начать так: «Сегодня я не буду подробно объяснять практическую работу –расположения деталей кроя на ткани. Вы попробуете сами провести это задание с учетом правил расположения деталей на ткани. Кто первым это сделает, тот получит дополнительные баллы за работу. Ученическую тетрадь можно разрезать пополам и кто-то из членов бригады может сделать дома «Тетрадь бригадира» на весь год (34 занятия), где указываются фамилия, имя учащихся, дата, тема урока, УУД, критерии, баллы. Фамилии можно вписать и в вертикальную графу (как в классном журнале). Остальные листы обрезаются на ширину графы вписанных фамилий.   Пытаютсяопределить последовательность изготовления круглого воротника (сметать, стачать…..) стремятся самостоя-тельно выработать алгоритм: сметать, стачать, удалить нитки, вывернуть……., а далее не знают технологи-ческих операций.     Наблюдение учителя: отмечает интерес к уроку, прилежание, хвалит за попытки выработать алгоритм обработки воротника, но и отмечает учащихся, которые не проявили инициативы, и начинает именно с ними диалог. Активные учащиеся дополняют ответы!
3 этап Актуализация проблемно-поисковой деятельности при закреплении материала предыдущего урока - 10 мин.
видеоме-тод; примене-ние знаний на практике, исследо-ватель-ский метод   Далее учитель предлагает учащимся вспомнить основные швы, которые раньше они использовали и необходимые для данного урока. На экране (в презентации) крупным планом демонстрируются графические схемы пройденных ранее машинных швов. Учащиеся видят только пронумерованные схемы образцов швов. Учитель предлагает провести исследование и анализ швов,лежащих на рабочих столах и сравнитьграфическое их изображение. Далее учащимся предлагается сделать выводы и на листках с номерами, лежащими на столах, написать виды швов, соответствующие графическим схемам. Всего швов -7 наименований. Учитель закрывает окно презентации и открывает ответы. Ожидаемые ответы: (1-стачной, 2-накладной, двойной, 3-шов в подгибку, расстрочной, обтачной и т.д.) Интересуется ответами и поздравляет девочек, которые будут шить на швейной машине учителя. Совместно с учениками рассматривают швы и определяют назначение швов (в каких изделиях применялся тот или другой шов). Учащиеся проверяют ответы, выставляются оценки-взаимоконтроль 1 шов Тетрадь бригадира передаётся всем членам бригады или заполняется после урока на полном доверии, так как швы проверялись «на прочность знаний», а швы выполнялись в предыдущие годы. Представленные швы знают все учащиеся. 2 шов 3 шов и др. машинные швы №4, № 5, №6 Учащиеся на выданных листках (лежат на столах) быстро записывают по номерам названия швов. Они им знакомы с 5 класса. Но термин обтачной» большинство учеников не назовут. Учащиеся проверяютправильность написания швов по ответам, показанных на экране и определяют сразу двух победителей. Все учащиеся аплодируют им, но как будут делить швейную машину? Решают, что будут вместе шить по очереди, хотя они из разных бригад (это очень похвально!). знаюттерминологию 5-6 швов.   хорошо различают 4 вида машинных швов, выполненных из ткани: швы в подгибку, стачные швы, накладные, умеют опознавать графическоеизображение схем пройден-ныхшвов,   умеют составить последова-тельность выполнения 5 видов машинных швов: стачной шов; шов в подгибку с открытым и закрытым срезами (5 6 класы); настрочной (5-6 классы); двойной шов, который выполняли в 7 классе • могут пользоваться таблицами знаково-символической системойизображения машинных швов; • сравнивать различные объекты с целью определе-ния общих пара-метров; • проявлять технико - техноло-гическое мышление при анализе графических схем машинных швов; планироватьучебное сотруд-ничество с учителем и одноклассниками, • критично оценивать выполнениепрактической работы, • уделятьвнимание развитию своего технологического мышления, сравнивая разные виды швов, • проявлятьлояльность, доброжелательность при сравнивании ответов и определять победителей, Взаимоконтроль:оценки выставляются в тетрадь бригадира: -за 6 правильных ответов-5 б. -за 5 правильных ответов -4 б. -за 4- правильных ответа-3 б. В журнал выставляются только 4 -5. Остальным учащимся разрешается сдать бригадиру зачёт по схемам швов в другое время (например, на следующем уроке)   Наблюдение учителя: отслеживание формируемых предметных и метапредметных УУД с занесением в свою тетрадь или журнал учёта. Эта тетрадь ведётся аналогично тетради бригадира, но отслеживаются, прежде всего, метапредметные УУД. Учитель отмечает уровень формируемых УУД во время обходов учащихся на практической работе, которая занимает в общей структуре времени до 75 %. Можно ввести дополнительные значки для отслеживания личного роста каждого ученика. При подведении итогового оценивания учитель выводит среднюю оценку, которая складывается из самоконтроля, взаимоконтроля и оценивания сформированных метапредметных УУД, которые отслеживал учитель.  
4 этап Создание проблемной ситуации для освоения учащимися нового материала Постановка учебной проблемы - 9 мин.
  Постановка наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать существо проблемы. 1.Учитель снова высвечивает схемы швов и спрашивает: «Какой по номеру шов применим к обработке воротника?». «Вы видите на столах образцы воротников. Не можете ли назвать все операции, которые здесь использованы?». Учитель спрашивает. «Почему Вы называете «стачной шов», вы же его не видите?». Учитель следить за умением учащихся точнее выражать свои ответы! 2 Постановка учебной проблемы: «Сначала шов был-стачной, а когда его вывернули – он стал каким?»учащиеся должны догадаться и назвать вид шва (обтачной). Примечание: можно пользоваться тетрадью, посмотреть «листок ученика» или учебник. 1.Большинство учащихся показывают на образец обтачного шва. Правильно называют термины швов: стачной, шов в подгибку с закрытым срезом, накладной, двойной шов. Находят соответствие швов: -ночная сорочка-двойной шов; накладной шов использо -вали в переднике и т.д. Учащиеся довольно быстро должны вспомнить не раз закреплённый алгоритм обработки швейных изделий: сметать, стачать, удалить намётку (нитки), проутю-жить или заутюжить. 2.Начинают догадываться, что новый шов – это вывер-нутый наизнанку стачной шов. Начинают выдвигать гипотезы: «выворотный». Учитель предлагает посмот-реть в тетради, и учащиеся видят, что этот шов называ-ется «обтачной». Далее учащиеся рассматривают особенности обработки воротника и добавляют ещё ручную операцию «вымётывание воротника».   1.закрепляют термины швов, 2.повторяютграфическое изображение швов, 3.знают особенности обтачного шва(шов внутри и требует выметки)   -должны уметь анализироватьготовые образцы воротников и находить соответствие с графическими схемами, уметь составлять алгоритм пройденных швов;   уметьвыражать свои мысли при определении проблемной ситуации;   Личностные: стремление проявить инициативув обосновании гипотезы, выполнитьзадание самосто-ятельно;   Наблюдение учителя: конкретизация постановки и решения проблемы,   Наблюдение учителя и фиксирование лучших ответов    
5 этап Активизация учащихся к выполнению практического задания - 5 мин.
Проблемно-поис-ковый. Объясни-тельно-иллюст-ративный Теперь надо решить: «С чего начать сборку сарафана?» Учащиеся берут детали сарафана в руки и анализируют: можно ли применить этот алгоритм действий при изготовлении сарафана? Учащиеся быстро повторяют общий алгоритм и выделяют особенности сборки данного вида сарафана, а именно, указывают на то, что боковые части сарафана небходимо расположить в правильном направлении.   планировать работу; доброжелательноотноситься к одноклассникам, распределяя очерёдность работы между членами бригады и внутри своих бригад, Наблюдение учителя: - фиксирование лучших ответов и коммуникативных УУД учащихся  
6 этап Решение проблемы -4 мин.
  Учитель помогает сформулировать вывод, что этап изготовления сарафана подошёл к подготовке изделия к примерке. Общий алгоритм (подготовки сарафана):   снятие мерок построение выкройки на бумаге раскрой изделия на ткани сметать, провести примерку Учащиеся определяют последовательность обработки, т.е. фактически составляют план работы: сметать две детали воротника, обтачать,удалить нитки, проутюжить, вывернуть воротник на лицевую сторону и выметать,приутюжить воротник, удалить нитки и снова проутюжить готовый воротник. Закрепляют1.знание правил обработки ткани перед раскроем, 2.крой деталей из ткани 3. стачивание выявление и решение проблемы, Контроль за предметными результатами (выставление оценок за теорию в классный журнал).    
7 этап Заполнение листка ученика (записи в тетради) – 5 мин.
  Подводит учащихся к формулированию темы урока и определению окончательной темы практической работы «Технология изготовления сарафана» Заполняют в тетради: Тема урока и практической работы. Изготовление сарафана.   Термины машинных швов, схемы,используемые при изготовлении сарафана (стачной, обтачной, шов в подгибку с закрыты срезом и т.д.),   Алгоритм обработки воротника: сметать детали спинки и переда, сметать боковые и плечевые швы, проутюжить, подрезать низ изделия, домашнее задание. закрепление терминов машинных, ручных швов и ручных стежков, формирова-ние последо-вательности алгоритма обработки воротника; наметить дальнейший план работы: втачать воротник, втачать рука-ва, стачать средние швы рукава и боковые швы стремлениеправильно и аккуратно оформить листок ученика, умение выделить главное и существенное из нового материала, умение формулировать тему урока, Самоконтроль: следить за правильностью написания темы урока, так как по заголовкам всех тем можно проследить за последовательностью обработки блузки. Взаимоконтроль(на доверии): Учащиеся проверяют друг у друга написание алгоритма обработки воротника
8 этап Контроль умений работы на швейной машине. Проблемный вводный инструктаж по обработке воротника -12 мин.
Проблемно-поис-ковый. Объясни-тельно-иллюст-ратив-ный.     Проблемный.   Объясни-тельно-иллюст-ратив-ный. 1.организуетработу на швейных машинах и ставит двух ассистентов, которые очень хорошо владеют приёмами работы на швейных машинах и помогут проверить всех учащихся; даёт базовое задание:выполнение обтачного шва за 2- 3минуты на ткани размером 10 см; даёт личностно-ориентированные заданияпо выполнению двойного или стачногошва (для учащихся, приехавших из других городов); учитель совместно с ассистентами по своему списку раздаёт образцы ткани для разных заданий; совершает обход, оценивает работу, а ассистент отмечает выполнение заданий в журнале учителя под диктовку(или в своей тетради); фронтальный или групповой вводный инструктаж смётывания деталей воротника; задаёт проблемные вопросы, демонстрируя поэтапные образцы обработки круглого и отложного воротников; ставит проблемный вопрос: «Почему детали воротника смётываются со стороны верхнего воротника?» Почему детали воротника обтачиваются на швейной машине со стороны нижнего воротника? 4.Учитель садится за машину и демонстрирует приёмы обтачивания воротника Закрепляют алгоритм работы на швейной машине с электрическим приводом, последовательность выполнения практического задания; Ассистенты учителя проверяют выполнение заданий по критериям (ровность строчки, затрата времени и можно дополнительно заложить 0,5 балла за оказание помощи в заправке швейных машин). Ассистент только помогает при проблемах работы на швейных машинах. Выдвигают разные гипотезы.   Правильный ответ:«При ручных работах посадка ткани делается со стороны верхней детали», а обтачи-вается воротник – со стороны подворотника. Учитель демонстрирует приёмы работыпо обработке воротника Учащиеся внимательно наблюдают за приёмами работы и фиксируютосновные действия учителя: - скалывают булавкой середины деталей воротника, - воротник держать «отлётом от себя», линией втачивания – к себе. Знают очень хорошо алгоритмработы на швейной машине (заправка верхней нитки, заправка нижней нитки, заправить нитки «от себя», опустить иглу, подложить ткань, опустить лапку) умеют работать на швейных машинах,     стараться осознавать, что усвоено и, что необходимо усвоить, чтобы выполнить практическую работу, критично оценивают выполнениепрактической работы.знакомятся с критериями оценок; умеютсотрудничать с учителем и одноклассниками;     следят за НОТ, из вводного проблемного инструктажа правильно и быстро освоили основные приёмы ручных операций (с какой стороны более рационально держать воротник, варианты намётывания верхнего воротника)     Самоконтроль образца: Критерии – всего: 5 б: т/б -1 б. согласованность работы в группе -1 б. затрата времени (базовый уровень)-1,5 б.; качество работы - 1,5 б.; Учитель и ассистент швы проверяют во время обхода. Оценки в баллах за швы выставляются в тетради учёта. Учитель отслеживает результаты формирования предметных, метапредметных УУД и личностных, отмечает выполнение заданий в своём журнале текущего учёта.   Критерииизготовления воротника с застёжкой «доверху»: -- 5 баллов. соблюдение санитарно-гигиенических требований и охрана труда – 1 балл; обтачивание воротника– 1,0 б. вымётывание канта -1 ,0 б.; соответствие длины воротника длине выреза горловины – 1,0 балла; Влажно-тепловая обработка (ВТО) -1 б.; Самоконтроль: -ровная строчки обтачивания и вымётывания воротника; -качественная влажно-тепловая отделка воротника, - длина воротника соответствует длине выреза ворота;
9 этап Практическая работа; смётывание (намётывание или смётывание воротника) -10 мин. Первыйобход учащихся с целью оценивания правильной намётки верхнего воротника
Практи-ческий; репродуктивный совершает первый обход рабочих мест и ведёт наблюдение: проверяет степень завершённости изделия на предыдущем занятии (стачаны ли плечевые швы, чтобы проверить длину выреза ворота с длиной воротника по линии втачивания); корректирует приёмы работы (с какой стороны смётывают воротник, делают ли посадку в углах воротника, следит за осанкой учащихся;     учащиеся ещё раз проверяют соответствие длины линии втачивания воротника с длиной выреза ворота блузы; начинают намётывать верхний воротник на нижний (если ткань нех/бумажная) и смётывать детали воротника, если ткань - ситец; На столах и на экране выставлены технологические карты обработки воротника.   Отрабаты-вают приёмы ручных операций: смётывание деталей воротника; намётывание верхнего воротника на нижний подворотник,   Формирование навыков работы в соответствии с ГОСТами: - ручных приёмов работы посадки верхнего воротника на овальных углах воротника;   -правильныхприёмов работы на швейных машинах при обтачивании овальных срезов воротника в соответствии с ГОСТами(припуски на швы) Наблюдение учителяи отслеживание результатов формирования предметных результатов и метапредметных УУД (отслеживание рациональных приёмов работы, соблюдение сан итарно –гигиенических норм: правильная осанка, соблюдение норм расстояния от глаз до работы); Наблюдение за отдельными учащимися (по предварительному плану урока) за стремлением роста личностных результатов;  
10 этап Практическая работа: обтачивание воротника. Второй обход учащихся - 10 мин.
Обяснительно -иллюстративный проводит индивидуальные инструктажи, ведёт коррекцию правильных приёмов работы, проводит текущий инструктаж, указывая на неправильные приёмы работы на швейной машине, напоминает, что воротник обтачивается со стороны подворотника, фиксирует в тетрадях учёта только положительные результаты учащихся: правильность обтачивания воротника на швейной машине и вымётывание отлёта воротника.   учащиеся обтачивают воротник, удаляют нитки и проутюживают линию отлёта воротника; Критерии: проверяют качество обработки: ровность строчки, запасы швов (0,5 см) складывают вдвое воротник и проверяют ровность обтачивания округлости воротника (углов воротника). -отрабатывают приёмы обтачивания воротника, - ВТО (влажно-тепловая обработка воротника) осуществляют взаимоконтроль (работа парами): сравнивают свою и работу соседа с образцом – эталоном воротника, осторожно оценивают работы по критериям, не обижая друг друга; Продолжение наблюдений учителем за формированием результатов обучения: -предметных, -метапредметных УУД, -личностных результатов: фиксирует только хорошие результаты работы в тетради учёта формируемых ЗУН и УУД(т.к. учащиеся эти операции делают впервые); учитываются баллы, выставленные при взаимо-контролю (собеседование с учащимися)
11этап Текущий инструктаж -2 мин.  
  снова обращает внимание на общие недостатки в работе: на неровность вымётывания канта и выборочно демонстрирует приёмы вымётывания; демонстрирует приёмы ВТО (работа с утюгом), настраивает на успешное окончание работы.   анализируют свои работы, делают выводы, исправляют недочёты, при необходимости ассистент учителя оказывает помощь учащимся. проверяютприёмы обтачивания воротника, - ВТО (влажно-тепловая обработка воротника)   учащихся осуществляют самоконтроль (взаимоконтроль), используя высвеченные на экране критерии,сравнивают обработку воротника с технологической картой, где по ГОСТу отмечены запасы швов и др. требования)
12 этап Практическая работа: вымётывание воротника. Третий обход учащихся -12 мин.
  делает последний обход и продолжает следить за шириной вымётывания канта (0,2) см; обращает внимание на особенности обработки воротника в индивидуальном и массовом производстве; проводит индивидуальные инструктажи, в том числе девочке, пропустившей предыдущий урок, выставляет предваритель-ные оценки за практ. работу, фиксирует результаты в тетради текущегоучёта результатов обучения;   вымётывают воротник прямыми стежками со стороны нижнего воротника, формируя перекат шва на 0,2 см (согласно ГОСГу) и унифицированной технологии индивидуального производства; приутюживают отлёт воротника, удаляют намётку, снова проутюживают готовый воротник; проверяют соответствие длины воротника длине выреза ворота; выполнять качественно вымётывание отлёта воротника прямыми стежками»; владеть приёмами утюжильных работ; -стремлениекачественно выполнить ВТО. Самоконтроль.уч Выставление предварительных оценок по критериям; Учитель оценивает работы и, складывая оценки учащихся в баллах, совместно выводят общий балл, старая сь никого не обидеть. Учитель выставляет оценки за практическую работу и собирает тетради бригадиров, чтобы потом их проверить и дополнительно выставить оценки для накопления рейтинговой оценки в баллах.  
13 этап Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов -4 мин.  
  Просит учащихся(по желанию) выставить на стенд свои работы. Учитель хвалит учащихся за прилежание, а бригадиров – за ответст-венность и оказание помощи товарищам. Предлагает индивидуальные маршруты (дополнительные занятия, кружок или помощь одноклассников и старшеклассников – ассистентов учителя) Высказывают мнения о своих результатах работы. Учитель старается отметить всех за лично достигнутые результаты, а не даёт сравнительные характеристики.   Домашнее задание. Подобрать пуговицы для блузки и принести на урок.   Высказывают собственное мнение о сотрудничестве с одноклассниками, отмечают имена учеников, которые оказывали помощь в работе на швейной машине Учитель предлагает выдвинуть свои параметры общей оценки за работу на 2-х уроках. Учащиеся пробуют критически оценить свои действия и выполненную практическую работу. В критерии предлагают включить не предметные результаты, а старание, само-стоятельность, активность!
                             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: