Соотношение изображаемого мира и средств его изображения




 

Как отмечали В. В. виноградов и Д. С. Лихачёв, одной из важнейших закономерностей литературы XIX – XX вв. является зависимость средств изображения от предмета изображения. Эта закономерность может выражаться в различных формах, которые и определяют характер используемых средств изображения, т.е. тропов. По словам М. А. Рыбниковой, «единство тропов и тематики произведения – постоянное явление в литературе» [40, с. 123]. Иначе говоря, мир, изображаемый автором, сам является источником тропов для его описания. Источники эти мотивируются темой, ситуацией, средой и т.д.

Данный принцип, как уже было замечено, имеет различные формы выражения, которые зависят от того, как именно соотносится опорное слово тропа с обозначениями реалий изображаемого мира [28, с. 37]. Так, реалии, а которые опирается троп, могут не иметь в тексте самостоятельной значимости, но могут быть связаны с темой текста или его фрагмента ассоциативно, представляя собой часть изображаемого мира, которая при этом остаётся как бы за текстом. В иных случаях опорное слово может иметь самостоятельную значимость в тексте, так что обозначение реалии и образ сравнения совпадают.

Существует множество способов включения тропов в текст. Одни из них имеют в тексте дополнительную мотивировку, у других она отсутствует. Кроме того, дни и те же сходные тропы в различных текстах различно соотносятся с изображаемыми реалиями. Более того, однотипные тропы даже в пределах одного текста могут вести себя по-разному.

В одном тексте также могут сосуществовать тропы, соотносимые с общей темой или ситуацией в целом, и тропы, соотносимые с конкретными изображаемыми в тексте реалиями. Первые, безотносительно к сравнению, представляют собой «принадлежность изображаемого мира, хотя не входят в предметный мир произведения» [28, с. 39]. Вторые, соответственно, одновременно являются элементами и мира изображаемого, и мира предметного.

Опорные слова, используемые для создания тропов, диктуются определёнными ситуациями. Так, например, при изображении смерти в качестве опорных могут использоваться слова мертвец, труп, покойник, саван. Таким образом устанавливается параллель между ситуацией и её отражением во внешнем мире, который представлен предметами быта или же природным окружением человека. Реальное сходство между сравниваемыми объектами при этом не имеет принципиального значения.

Так источником опорных слов тропов может выступать так называемая среда изображаемого мира. Исходя из этого, троп достаточно часто мотивируется различными аспектами этой среды. Так, нередко источником опорных слов становится быт, троп может содержать прямое или косвенное указание на место действия, которым он мотивирован, а троп, характеризующий персонажа, может быть мотивирован его профессией. Ориентация тропа на профессиональную принадлежность героя нередко используется как способ его речевой характеристики.

Для достижения большего эффекта ряд опорных слов может сопровождаться различными указаниями на то, что реалии, на которые опирается троп, имеют место в изображаемом мире. В таком случае троп характеризует уже не только конкретный предмет изображения, но весь изображаемый мир.

Часто троп бывает мотивирован не столько средой, сколько конкретной ситуацией. Характер ситуации накладывает отпечаток на выбор изобразительных средств, изменяя освещение сходных явлений.

Подчинение тропа характеру изображаемой среды или ситуации, которое всё чаще встречается в литературе XX в., ведёт к тому, что одни и те же предметы изображения приобретают всё новые и новые образные соответствия, в каждом конкретном случае имеющие разные мотивировки. Это относится к таким вечным предметам изображения, как солнце, луна, звёзды. На данной особенности основано явление обновления традиционных смысловых связей. При этом существует два способа обновления тропа: либо опорное слово прикрепляется к определённому месту, либо оно вытесняется другим, локально прикреплённым словом.

Распространённой разновидностью мотивированного тропа является троп, опирающийся на обозначение реалии, имеющей самостоятельную значимость в тексте [28, с. 44]. В таком случае реалия троп обычно связываются с помощью лексического повтора. Но иногда в основе соотнесённости могут лежать иные отношения, например, отношения рода – вида.

Связь между реалией и тропом обладает разной степенью очевидности и зависит от их расположения в тексте. В произведениях литературы XIX – XX вв. распространено такое расположение, когда троп и реалия непосредственно примыкают друг к другу. Однако встречаются и тропы, удалённые от соотнесённой реалии фрагментами текста различной протяжённости.

Реалия, имеющая самостоятельную значимость в тексте, может становиться источником для нескольких тропов, расширяя таким образом круг предметов, рисуемых повторяющимися средствами. Кроме того, иногда переход от реалии к топу может сопровождаться развёртыванием тропеического ряда, отталкивающегося от реалий, характерных для изображаемого мира, но непосредственно в тексте не изображённых [28, с. 55].

Стоит отметить, что существует и обратное расположение, когда троп – сравнение или метафора – появляется в тексте раньше, чем реалия, которой он мотивирован. В таких случаях можно говорить о своеобразной реализации образа сравнения или метафоры.

Соотнесённость тропа с реалий, как и соотнесённость его с изображаемой ситуацией, является способом обновления традиционных смысловых связей.

Интересно, что тропы в тексте в любом случае будут связаны не только с изображаемой ситуацией или непосредственной реалией изображаемого мира, но и друг с другом. Более того, независимо от того, имеют ли тропы конкретную опору на реалии текста, они так или иначе повторяются. Чаще всего они группируются вокруг слов огонь, зверь, птица, растение, насекомое. Устойчивые образные характеристики представляют собой определённую систему ценностей, по отношению к которой рассматриваются и с которой соотносятся прежде всего разные персонажи [28, с. 58]. У разных писателей точки приложения повторяющихся тропов не совпадают, и ассоциативные возможности тропов, соответственно, расширяются.

Делая вывод, можно сказать, что зависимость тропа от темы, ситуации и реалии имеет множество конкретных проявлений. При этом в одном тексте гармонично сосуществуют как тропы, имеющие дополнительные мотивировки в тексте, так и тропы, не имеющие опоры в изображаемых реалиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: