ЦЕЛИ УРОКА:
охарактеризовать особенности строения и образа жизни паукообразных. Оценить их многообразие, а также значение в природе и жизни человека.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, фотографии, коллекции паукообразных.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ:
Число, месяц.
Тема: «Класс Лаукообразные».
Проверка усвоения материала прошлого урока
Фронтальный опрос.
1. Какое количество видов ракообразных известно в настоящее время? (Более 30 тыс. видов.)
2. Назовите представителей низших и высших ракообразных. (Дафния, циклоп; водяной ослик; креветка, рак.)
3. Чем отличаются ракообразные от других членистоногих?
4. Что представляют собой тело и покровы ракообразных? (Хитин.)
5. Какие органы чувств развиты у ракообразных? (Зрение, осязание, равновесие.)
6. Как осуществляется дыхание ракообразных? (Кожные жабры.)
7. Чем питаются разные виды ракообразных?
8. Что представляет собой половой диморфизм и выражен ли он у ракообразных?
9. Где обитают ракообразные?
10. Каково значение ракообразных в природе?
11. Использование ракообразных человеком.
Изучение нового материала
Необходимо отметить, что в отличие от ракообразных паукообразные приспособились к жизни на суше и лишь некоторые из них ведут вторично водный и паразитический образ жизни. В настоящее время известно более 60 тыс. паукообразных. Класс Паукообразных включает в себя отряды: Пауки, Клещи, Скорпионы, Сенокосцы и др.
Основные особенности строения паукообразных:
– тело разделено на головогрудь и брюшко;
– подчеркнуть, что у всех паукообразных имеется 4 пары ходильных ног (важное, хорошо заметное отличие и от ракообразных, и от насекомых), а также две первых пары специализированных конечностей – хелицеры и педипальпы;
– дышат легкими или трахеями;
– глаза простые или отсутствуют;
– представители отряда пауков отличаются наличием паутинных желез и способностью конструировать из паутины разнообразные ловчие сети;
– пищеварение у пауков внеполостное (наружное);
– паукообразные раздельнополы, оплодотворение внутреннее;
– по характеру питания паукообразные являются хищниками (пауки, скорпионы, сенокосцы), наружными и (реже) внутренними паразитами (клещи), фитофагами и потребителями мертвой органики (клещи).
В заключение важно обсудить вместе с учащимися значение паукооразных в природе и жизни человека. Особо следует отметить меры осторожности в отношении клещей (переносчики энцефалита и других тяжелых болезней) и ядовитых пауков (обитающие в степях и пустынях каракурт и тарантул; живущие в помещениях человека пауки не ядовиты, поэтому уничтожать их не нужно).
Закрепление изученного материала
Ответить на вопросы, представленные в учебнике на с. 156–157.
Домашнее задание
Проработать тему паукообразные, с. 152–157.
УРОК 40 (15)
ТЕМА: «Класс насекомые»
ЦЕЛИ УРОКА:
познакомить учащихся с прогрессивным классом, включающим более 1 миллиона видов и освоившим различные среды жизни. Продолжить формировать умение проводить наблюдение и сравнение.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, фильмы; коллекции насекомых.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ:
Число, месяц.
Тема: «Класс Насекомые».
Проверка усвоения материала прошлого урока
Задание. Выберите верное утверждение. Учитель предлагает учащимся решить, правильно или неправильно то или иное суждение (правильные ответы отмечены звездочкой):
1. Членистоногие – самый многочисленный по количеству видов тип животных.*
2. Членистоногие объединяют ракообразных, паукообразных, насекомых.*
3. Веслоногие и усоногие ракообразные относятся к низшим ракообразным.*
4. Хитиновый покров может растягиваться.
5. Фасеточные глаза представляют скопление множества мелких глазков, отделенных друг от друга тонким слоем пигментных клеток.*
6. Паутина – это затвердевший секрет пищеварительных желез.
7. Для пауков характерно наружное пищеварение.*
8. Развитие у паукообразных происходит без превращения.*
9. Все паукообразные – хищники.
10. Клещи – переносчики опасных заболеваний человека и домашних животных.*
Одновременно часть учащихся может работать с карточками, давая письменные ответы на предложенные вопросы:
1-я карточка
1. Вспомните строение паука-крестовика и отметьте, какие признаки связаны с хищным образом жизни.
2-я карточка
1. Рассмотрите особенности строения клещей, в связи с паразитическим образом жизни.
3-я карточка
1. Опишите внешнее строение паукообразных.