Г. Справочники и словари




1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 7 – 8

Устная публичная речь

А. Теоретическая часть

1. Понятие об ораторском искусстве. Ораторское искусство, риторика, красноречие. Предмет риторики.

2. Устная публичная (ораторская) речь. Понятие устной публичной речи, ее отличительные черты. Виды ораторской речи.

3. Оратор и его аудитория.

3.1. Требования к оратору и условия его успеха.

3.2. Особенности аудитории, влияющие на успех публичного выступления (структура и поведение аудитории, факторы, обусловливающие восприятие и понимание ораторской речи).

4. Подготовка устной публичной речи (выбор темы, цель, подбор материала). Начало, развертывание и завершение речи. Аргументация.

5. Словесное и интонационное оформление речи. Понятность, информативность, выразительность.

Б. Практическая часть

Задание 1. Прочитайте Русские пословицы и поговорки. Подумайте, какие представления о русском риторическом идеале нашли в них отражение.

1. Язык с Богом беседует. 2. Во многом глаголании несть спасения. 3. Много знай, да мало бай! 4. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. 5. Язык болтает, а голова не знает. 6. Язык наперед ума рыщет. 7. У него на всякий спрос есть ответ. 8. Речист, да на руку нечист. 9. Красную речь красно и слушать. 10. Красно поле пшеном, а беседа умом. 11. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 12. От приветливых слов язык не отсохнет.

Задание 2. Считаете ли вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте.

1. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же…; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь., я хотел бы еще добавить, что…».

2. «Жизнь прожить – не поле перейти»»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

3. «Как видите, изменить ничего нельзя…»; «Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств…».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

 

Задание 3. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «образованный человек – полезный человек».

Задание 4. Подготовьте приветственную (воодушевляющую) речь (3 – 4 мин.) на одну из предложенных тем:

- Все еще только начинается! (Речь по случаю окончания школы, института).

- Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).

В. Литература

6. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 182 – 186.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 211, 218 – 266.

 

Г. Справочники и словари

3. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

4. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 9

Культура речи

А. Теоретическая часть

1. Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

2. Основные критерии хорошей речи.

3. Национальная речевая культура и ее типы (элитарный, средне-литературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный, народно-речевой, просторечный).

4. Проблемы речевой культуры.

Б. Практическая часть

Задание 1. Какие особенности речи российских соотечественников за рубежом отражает следующая пародия? О каком уровне речевой культуры она говорит?

 

Тихо падает бакс, мерзко тикают клокс...

Настроение сакс, словно нюхаю сокс,

Залетел свежий эйр сквозь балконную доор.

Мне постричь бы свой хэйр, да побриться уанс мор...

 

Настроение файн, хоть за окнами колд.

Хоть успехов э литтл, а уж 30 еарз олд.

Скоро вновь будет спринг, будет солнце нам шайн,

Будут птицы нам свинг, в целом — трули дивайн!

 

Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом романа А. Марининой «Пружина для мышеловки». Дайте характеристику речи следователя Вилкова. Каким образом коллеги-милиционеры все же понимали, о чем он говорит?

 

– Они позвонили ему, говорят – Мосгаз ходит с проверкой, нужен доступ туда, ну, он приехал, хату открыл, а он там лежит уже трехдневный...

«Они» после уточнения оказались соседями, первый «он» – хозяином квартиры, под «там» подразумевалась сама квартира, в которой был убит и обнаружен второй «он» – Юрий Петрович Забелин.

– А чего ж трехдневный-то? – удивился Семенов. – Его что, не искал никто?..

– Так она уехала из Москвы, а эти решили, что по делам, он что-то такое говорил насчет того, что надо съездить туда, на месте посмотреть, ну они и решили, что он поехал...

В переводе на общепонятный язык сия тирада означала, что жена Забелина в отъезде, а на работе все думали, что он поехал инспектировать какой-то филиал в другом городе.

Задание 3. Попробуйте определить тип речевой культуры популярный телеведущих: В. Познера, А. Малахова и др. Мотивируйте свое решение.

В. Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 182 – 186. – С. 18 – 31.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 69 – 71.

3. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. – Саратов, 2001. – С. 16 – 28.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: