Пример выполнения упражнения тренинга на умение № 7




 

Задание

Для игры, заданной деревом (рис. 1), определить, кто из игроков имеет выигрышную стратегию, и указать ее.

Рис. 1

Решение

№ п/п Алгоритмы Конкретное соответствие задания заданному алгоритму
  Определить длину игры Из рис. 1 видно, что максимальная длина цепи, идущей из корня в концевую вершину, равна 4; поэтому все вершины 4-го яруса – концевые, соответствуют заключительным пози-циям игры и помечены одним из символов А или В, определяющим выигрыш определенного игрока
  Начиная с вершин нижнего яруса, помечать вершины предыдущего яруса символами А или В в зависимости от того, для какой из сторон подыгра, начинающаяся в этой вершине, является выигрышной. Попутно отмечать ребра, которые определят выбираемую стратегию а) ребра, связывающие вершины 3-го и 4-го ярусов, изображают ходы игрока В (из нечетного яруса в четный). Каждую непомеченную вершину 3-го яруса a помечаем символом В, если среди подчиненных ей вершин 4-го яруса имеется хотя бы одна вершина с меткой В, отмечаем также ребро (); в противном случае (если все подчиненные вершины – с меткой А) помечаем вершину символом А и отмечаем любое ребро (). На рис. 1 ребра первого типа идут к вершинам 10 и 16, ребра второго типа – к вершинам 2 и 20; б) ребра, связывающие вершины 2-го и 3-го ярусов, изображают ходы игрока А (из четного яруса в нечетный). Каждую непомеченную вершину 2-го яруса помечаем символом А, если среди подчиненных ей вершин 3-го яруса имеется вершина с меткой А; в противном случае (все подчиненные вершины – с меткой В) помечаем вершину символом В в) вершины 1-го яруса и исходящие из них ребра помечаются так же, как описано в п. а; вершина (единственная) 0-го яру-са, т.е. корень дерева и исходящие из него ребра – как в п. б. На рис. 2 расставлены приписанные метки и выделены отмеченные ребра Рис. 2
  Определить выигрывающую сторону Символ, приписанный в результате описанного процесса корню дерева, указывает, кто из игроков обладает выигрышной стратегией. Для данного примера выигрышная стратегия – у игрока В
  Указать выигрышную стратегию Отмеченные ребра, исходящие из вершин, соответствующие ходам выигрывающей стороны, составляют выигрышную стратегию. На рис. 2 – это отмеченные ребра, идущие из вершин 1-го и 3-го ярусов

Решите самостоятельно следующие задачи:

1. Определить, кто из игроков обладает выигрышной стратегией, и указать ее для игры, заданной деревом на рис. 1, если концевые вершины 1-21 помечены следующим образом:

 

                                           
1) В А А А В В А А А В В А А В А В В В А В А
2) В В А А В В А В А В В В А В А А А В В А А
3) В А А А В А В А В А В А В В В А А В А В А

 

2. То же задание для игры, заданной деревом на рис. 3 с концевыми вершинами 1-24.

 

                                                 
4) В А В В В А В А В А А В А В А А А В В В А А В А
5) В А А В А В А В А В В А А В А В А А В А В В А В

 

Рис. 3


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Примеры решения задач

 

Задача 1. Сколько 5-значных чисел, в десятичной записи которых участвуют цифры из множества {0, 1, 4, 6, 7}?

Решение. В записи числа первая цифра должна быть отличной от 0; остальные четыре цифры могут быть произвольными. По комбинаторному правилу произведения искомое число 5-значных чисел равно 4 • 5 • 5 • 5 • 5 = 2500.

Задача 2. Сколько 6-значных чисел, в десятичной записи которых участвуют цифры из множества {0, 1, 4, 6, 7} и таких, что четные цифры чередуются с нечетными?

Решение. Если в записи числа первая цифра четная, то она может быть равна 4 или 6, вторая, четвертая и шестая – 1 или 7, третья и пятая – 0, 4 или 6; таких чисел по правилу произведения:
2 • 2 • 3 • 2 • 3 • 2 = 144. Если же первая цифра нечетная, то она, а также третья и пятая могут быть равны 1 или 7, вторая, четвертая и шестая – 0, 4 или 6; таких чисел 2 • 3 • 2 • 3 • 2 • 3 = 216. Всего искомых чисел 144 + 216 = 360.

Задача 3. Сколько различных слов можно составить перестановками букв слова МАТЕМАТИКА?

Решение. Число перестановок из 10 букв равно 10!. Однако в слове МАТЕМАТИКА
есть одинаковые буквы: М – 2 раза, А – 3 раза, Т – 2 раза: перестановка одинаковых
букв не изменяет слова. Поэтому число различных 10-буквенных слов равно = =
= 1 • 2 • 3 • 5 • 7 • 8 • 9 • 10 = [в произведении отсутствуют множители 4 и 6] = 151200.

Задача 4. В формуле W = [(X A Y) B (Y C Z)] D (X E T) F (Z G T) каждый из символов A, B, C, D, E, F, G обозначает одну из арифметических операций: сложение, вычитание, умножение и деление. Сколько различных формул представляются таким образом?

Решение. Каждый из символов A, B, C, D, E, F, G может иметь 4 значения независимо от других. Тем самым, формула однозначно определяется (4, 7)-размещением с повторениями. Поэтому число различных формул равно 47 = 16384.

Задача 5. Сколько существует 7-значных десятичных чисел таких, что в их записи:

а) нет одинаковых цифр в соседних разрядах;

б) в любых трех последовательных разрядах все цифры различны?

Решение. а) Для первой цифры – 9 возможностей (любая цифра, кроме 0); для второй и последующих – любая цифра, кроме предыдущей, также 9 вариантов. Результат – по правилу произведения: 97.

б) Для первой и второй цифры – 9 возможностей, как в первом случае; для третьей и последующих – любая цифра, кроме двух предыдущих (они различны), т.е. 8 вариантов. По правилу произведения получаем: 92 • 85.

Задача 6. Каждое воскресенье каждый из четырех теннисистов команды А проводит с кем-либо из четырех теннисистов команды В по одной игре. Доказать, что в течение полугода найдутся два воскресенья с одним и тем же распределением противников по четырем парам.

Решение. Занумеруем игроков одной из команд. Распределение их противников есть перестановка из 4 элементов. Число n -перестановок P n равно n! Следовательно, составлять различные наборы из 4 пар можно не более, чем 4! = 1 • 2 • 3 • 4 = 24 способами. Полгода составляют 26 недель, поэтому повторение неизбежно.

Задача 7. Чтобы открыть входную дверь в пещеру, Али-Баба должен угадать шифр. Ему известно, что это некоторое число не длиннее 5 цифр, записываемое с использованием только цифр 2, 4, 8. Возможно не более одной попытки в день. Удастся ли Али-Бабе попасть в пещеру в течение года?

Решение. Указанные шифры – это слова в алфавите { 2, 4, 8 }. Число слов длины k в алфавите из трех букв равно = 3 k. Допустимые слова имеют длину от 1 до 5. Число всех таких слов равно сумме 3 + 9 + 27 + 81 + 243 = 363. Поэтому за год можно перебрать все возможные шифры. Не позже 363-го дня дверь откроется.

Задача 8. Книжный коллектор предлагает для комплектования библиотек книги
8 наименований по 1000 экземпляров каждая. Сколькими способами библиотека может составить заявку на 25 книг?

Решение. Заявка указывает, сколько требуется книг каждого наименования. Запасы коллектора позволяют библиотеке выбирать в пределах общего числа 25 книг любое количество книг каждого наименования Соответствующая комбинаторная конфигурация есть (8, 25) -сочетание с повторениями.

Число (n, k)-сочетаний с повторениями: = = . Для заданных параметров получаем: = = = (32 • 31 •... • 26) / (1 • 2 •...• 7) = 3365856.

Задача 9. Построить матрицу соседства вершин графа.

Решение. В графе 5 вершин, поэтому матрица соседства вершин – 5-го порядка. Элемент aij матрицы равен 1, если из вершины i идет дуга (ориентированное ребро) в вершину j. Неориентированным ребрам (1, 3) и (1, 5) соответствуют в матрице по две единицы: a 13 = a 31 = 1; a 15 = a 51 = 1. Петле соответствует диагональный элемент a 55.

 

Задача 10. По заданной матрице соседства вершин построить ориентированный граф. Выделить в этом графе какой-нибудь элементарный путь [1, 4] и какую-нибудь элементарную цепь [1, 4].

Решение. Порядок матрицы равен 4. Поэтому в графе 4 вершины. Каждая единица в матрице обозначает определенную дугу графа; число дуг равно 7. Обозначим их a, b, c, d, e, f, g.

Путь [1, 4] = [1, a, 3, f, 2, b, 4]. Поскольку в графе нет кратных дуг (e и f – кратные ребра, но имеют разные направления), можно опустить обозначения ребер: [1, 3, 2, 4]. В качестве цепи [1, 4] можно рассматривать тот же путь, а также цепи [1, d, 4], [1, a, 3, g, 4].

Задача 11. Найти число треугольников (полных трехвершинников) в полном графе K 8.

Треугольник полностью определяется выбором трех вершин из данных восьми. Число таких неупорядоченных троек равно числу (8, 3)-сочетаний без повторений

.

Задача 12. Сколько различных циклов длины 4 в полном двудольном графе K 5,8?

Решение. Множество вершин двудольного графа разбивается на две части А = { ai } и В = { bj }. Каждый цикл длины 4 в двудольном графе имеет вид а 1 b 1 a 2 b 2 a 1; в полном графе такой
цикл определяется выбором любых двух вершин а 1и a 2 из множества А и любых двух вершин
b 1, b 2 из множества В (см. чертеж). Неупорядоченную пару вершин { а 1, a 2} можно выбрать
С52 = (5 • 4) / (1 • 2) = 10 способами; неупорядоченную пару вершин { b 1, b 2} можно выбрать
С82 = (8 • 7) / (1 • 2) = 28 способами. По комбинаторному правилу произведения число рассматриваемых циклов равно С52 • С82 = 10 • 28 = 280.

Задача 13. Вершинами графа G являются все наборы длины 5 из нулей и единиц. Ребра связывают все пары вершин, различающихся ровно в 2 разрядах. Определить число ребер графа G и его цикломатическое число.

Решение. Число наборов длины k из нулей и единиц равно числу (2, k)-размещений с повторениями: = 2 k. Следовательно число вершин b графа G равно 32. Степень s каждой вершины равна числу наборов, разнящихся с данным в двух разрядах. Число пар таких разрядов равно числу (5, 2)-сочетаний без повторений: = 5 • 4 / 2 = 10. Для однородного графа степени s число ребер равно b · s / 2 = 32 • 5 = 160.

Цикломатическое число связного графа ν(G) = p - b + 1 = 160 – 32 + 1 = 145.

Задача 14. Построить остов графа

Решение. Выбираем произвольную вершину, например, а, включаем инцидентные ей ребра 1, 2, 3 и, следовательно, вершины b, e, i; далее соседние с ними вершины c, k, h, g и инцидентные им ребра 4, 5, 6, 7, и, наконец, вершины f, d и ребра 8, 9. Выбираемые ребра на каждом этапе подключают к уже построенному к этому моменту подграфу новую вершину, и поэтому циклов не возникает, а связность сохраняется. На чертеже выделенные ребра образуют остов графа. Схема показывает последовательность присоединения вершин в процессе построения остова.

Задача 15. Найти расстояние между вершинами А и В графа с заданными длинами ребер.

Решение. Длина цепи – сумма длин ее ребер. Расстояние между вершинами – длина кратчайшей цепи, связывающей эти вершины. Алгоритм нахождения искомого расстояния – на чертеже. Показана расстановка меток, выражающих длины цепей, связывающих данную вершину с входным полюсом А. По мере обнаружения более коротких цепей метки пересчитываются (уменьшаются); минимальные вычисленные значения определяют расстояние от А до данной вершины. Последняя метка выходного полюса В есть расстояние d (A, B). Для заданного графа d (A, B) = 17.


Приложение 2

Пример дерева игры

 

В п. 2.7 отмечалось, что в дереве игры «крестики-нолики» на доске 3´3 для 1-го хода начинающего игрока (назовем его +), если учитывать симметрию, число возможностей сводится до 3: «центр» - b2, «угол» - a1, «середина стороны» - b1. Для ответного хода игрока В (его естественно назвать 0) - выбор из 8 оставшихся полей, если учитывать симметрию, зависит от хода, выбранного начинающим и т.д.

 

 

На рис. фрагменты дерева игры: на первом ярусе 3 вершины: a 1, b 1, b 2;
продолжено изображение только ответов на ход b 2 (с учетом симметрии их 2): «угол» - a 1, «середина стороны» - b 1. На ход а 1 игрока 0 у игрока + есть 4 существенно различных ответа;

на ход с 1 – указана (не до конца) только форсированная ветвь, которая приводит к ничейному исходу. Если же на 2-м ярусе игроком 0 был выбранход b 1, у игрока + также есть 4 сущест-венно различных ответа: на рисунке указано только продолжение при выборе хода а 3: при всех ответах игрока 0 - форсированный выигрыш +.



ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новое понятие Содержание
     
  Выборка объема k из n элементов, или (n, k)-выборка набор элементов (xi 1, xi 2,..., xik), составленный из элементов множества Х = { x 1, x 2,..., xn }
  (n, k)-размещение без повторений упорядоченная (n, k)-выборка, в которой элементы не могут повторяться
  (n, k)-размещение с повторениями упорядоченная (n, k)-выборка, в которой элементы могут повторяться; слово длины k в алфавите из n букв
  n -перестановка, или перестановка из n элементов (n, n)-размещение без повторений
  (n, k)- сочетание без повторений неупорядоченная (n, k)-выборка без повторений; k -элементное подмножество n -элементного множества
  (n, k)- сочетание с повторениями неупорядоченная (n, k)-выборка с повторениями
  Биномиальные коэффициенты числа (n, k)-сочетаний без повторений, совпадающие с коэф-фициентами формулы бинома Ньютона для n -й степени двучлена (x + y): (x + y)n =
  Треугольник Паскаля треугольная числовая таблица, n -я строка которой состоит из (n + 1) коэффициентов бинома (x + y)n: ,,..., . Каждое число строки, кроме крайних, равных единице, равно сумме двух ближайших чисел, находящихся над ним в предыдущем ряду
  Полиномиальный коэффициент коэффициент при произведении •...• в разложении полинома (x 1+ x 2+...+ xn) n по степеням переменных x 1, x 2,..., xn
  Принцип Дирихле (принцип ящиков) комбинаторное соотношение: если в m ящиках находятся (m+1) или больше камней, то хотя бы в одном из ящиков больше одного камня
  Граф система G = (V, E), состоящая из множества элементов V = { v }, называемых вершинами графа и множества элементов E = { е }, называемых ребрами; каждому ребру е Î Е поставлена в соответствие упорядоченная или неупорядоченная пара элементов v 1, v 2Î V, называемых концами ребра е = (v 1, v 2)
  Инцидентность отношение между вершиной v и ребром е графа, если вершина v является концом ребра е
  Соседние (смежные) вершины две вершины, инцидентные одному и тому же ребру
  Смежные ребра два ребра, инцидентные одной и той же вершине
  Матрица инциденций графа с b вершинами и p ребрами прямоугольная матрица А = ║ aij ║ с b строками и p столбцами; строки соответствуют вершинам графа, столбцы – ребрам, причем для неориентированного графа элемент матрицы aij равен 1, если вершина vi и ребро ej инцидентны, и равен 0 в противном случае. Для ориентированного графа aij = -1, если vi является началом дуги ej; aij = +1, если vi - конец дуги ej; aij = 0, если вершина vi и ребро ej не инцидентны. Петле соответствует элемент, равный 2
  Матрица соседства (смежности) вершин графа с b вершинами квадратная матрица В = ║ aij ║ размерности b, строки и столбцы которой соответствуют вершинам графа; элемент bij равен числу ребер, идущих из вершины vi в вершину vj.
  Изоморфизм графов графы G 1 = (V 1, E 1) и G 2 = (V 2, E 2) изоморфны, если существуют взаимно однозначные отображения f: V 1® V 2 и g: E 1® E 2, сохраняющие инцидентность
  Полный граф граф без кратных ребер (и иногда без петель), в котором две любые вершины соединены ориентированным или неориентированным ребром. Полный неориентированный граф без петель Kb с b вершинами содержит ребер
  Двудольный граф граф, множество вершин которого разбито на два непересекающихся класса: V = È , а ребра связывают вершины только из разных классов
  Степень s(α) вершины α для графа без петель – число ребер в звезде Zα. Сумма степеней всех вершин графа равна удвоенному числу ребер
  Подграф часть графа, если она является графом, т.е. вместе с каждым ребром в подграф должны включаться оба конца ребра
  Путь [ α, β ] последовательность ребер графа, образующая непрерывную траекторию по ребрам и вершинам графа, согласованную с ориентацией ребер; (α – начало, β – конец пути)
  Цепь [ α, β ] последовательность ребер графа, образующая непрерывную траекторию, связывающую вершины α и β, если считать все ребра графа неориентированными; (α и β – концы цепи)
  Контур (соотв. цикл) путь (соотв. цепь) с совпадающими концами
  Связный граф граф, любые две вершины которого связаны цепью
  Расстояние d (v 1, v 2) между двумя вершинами неориентированного связного графа число ребер (или сумма длин ребер, если ребрам приписаны длины), минимальное среди всех цепей, связывающих v 1и v 2
  Дерево связный граф без циклов, т.е. граф, все ребра которого ациклические. В любом конечном дереве число ребер на 1 меньше числа вершин
  Корневое дерево дерево, в котором выбрана вершина (корень); множество вершин дерева разбивается на ярусы по величине расстояния до корня
  Остов графа G подграф D, содержащий все вершины графа G и являющийся деревом. Относительно остова D все ребра подграфа G \ D называются хордами
  Четный (эйлеров) граф граф, степени всех вершин которого - четные числа.
  Гамильтонов путь элементарный путь, проходящий через все вершины графа по одному разу
  Цикломатическое число ν(G) графа G размерность подпространства четных подграфов в линейном пространстве всех подграфов графа G. В графе с p ребрами, b вершинами и k компонентами: ν(G) = p - b + k; для связного графа ν(G) = p - b + 1
  (k, l)-полюсник сеть с (k + l) выделенными вершинами - полюсами, разбитыми на два класса: k входных и l выходных полюсов. (1, 1)-полюсник называется двухполюсной сетью
  Параллельно-последовательная сеть сеть, полученная из однореберных сетей в результате конечного числа параллельных и последовательных соединений. Класс параллельно-последовательных сетей (сокращенно, Π-сетей) определяется индуктивно: (1) однореберная сеть есть Π-сеть; (2) если S 1и S 2- Π-сети, то S 1S 2и S 1Ú S 2такжеΠ-сети
  Поток в сети с заданными пропускными способностями ребер пара (f, w), где w – некоторая ориентация всех неориентированных ребер сети, а f (e) – заданная на множестве всех ребер сети функция с неотрицательными значениями, не превосходящими пропускных способностей ребер с (е), и такая, что в каждой внутренней вершине сумма значений потока по ребрам, входящим в вершину, равна сумме значений потока по ребрам, исходящим из вершины
  Сечение в сети множество ребер, блокирующее все цепи из α S в β S. При его удалении сеть становится несвязной, причем полюсы α S и β S попадают в разные компоненты связности
  Теорема Форда-Фалкерсона о максимальном потоке максимальная величина потока R maxчерез сеть S равна минимальной из пропускных способностей с minее простых сечений
  Дискретная игра система, представляющая собой: дискретное множество ситуаций; правила игры, определяющие возможные переходы из одной ситуации в другую; подмножество заключительных ситуаций, в каждой из которых определен результат игры (выигрыш первого, выигрыш второго, ничья)
  Игра двух лиц с открытой информацией игра с поочерёдными ходами игроков, в которой на каждом шаге обоим игрокам известна текущая ситуация
  Стратегия f игрока A соответствие , назначающее для каждой ситуации , в которой может оказаться игрок A, один определенный ход из множества допустимых
  Выигрышная стратегия стратегия, выбор которой игроком приводит к ситуации его выигрыша при любом выборе стратегии противника
  Беспроигрышная стратегия стратегия, выбор которой игроком приводит к ситуации его выигрыша или ничьей при любом выборе стратегии против-ника
  Хроматическое число графа Минимальное число красок, которыми можно правильно раскрасить все вершины графа

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: