Двадцать два часа разлуки




Светлана Сурганова

Тетрадь слов

 

 

Текст предоставлен издательством «АСТ» https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3742555

«Светлана Сурганова. Тетрадь слов»: Астрель, Астрель‑СПб; Москва, СПб; 2012

ISBN 978‑5‑271‑40658‑4, 978‑5‑9725‑2223‑1

Аннотация

 

История «Сургановой и Оркестра» началась 9 лет назад, когда Светлана Сурганова покинула группу «Ночные Снайперы». История этой книги началась гораздо раньше – почти одновременно с тем, как началась сама Сурганова и ее любовь к сочинению и записыванию. Песенные тексты, стихийные стихи и любимые цитаты Светланы Сургановой в оправе из откровенных «заметок на полях» и авторской графики – в долгожданной «Тетради слов»!

«В книге, которую вы держите в руках, – мои „очарования“, мои симпатии, всплески и рефлексии. Это своеобразная чувственно‑эмоциональная автобиография, издержки и прелести пуританского воспитания.

„Тетрадь слов“ никогда не появилась бы на свет, если бы не люди, которые меня окружают. Они с любовью и каким‑то вечно недостающим мне материнским терпением относятся к тому, что делает „Сурганова и Оркестр“. Именно их поддержка воодушевляет меня и помогает двигаться дальше. „Тетрадь слов“ выходит благодаря и ради моей публики. Спасибо вам за жизнь!»

Светлана Сурганова

 

Светлана Сурганова

Тетрадь слов

 

С благодарностью

 

Зое Михайловне Сургановой, моей бабушке, и Лие Давыдовне Сургановой, моей маме, – за то, что я – Светлана Сурганова

Насте Бадестовой, поэту, филологу, другу, – за то, что вычитывала, редактировала и помогла поверить в то, что мои слова нужны пространству

Марине Чен, другу детства, замечательному поэту, крестной маме «Тетради», – за «плечо» и звонкий колокольчик смеха

Кире Левиной, «Бродскому в юбке» и дорогому другу, – за «Я теряю тебя» и другие не менее потрясающие стихи, которым только предстоит стать песнями

Петру Малаховскому, талантливому музыканту и близкому другу, стрелочнику на моем пути, бесповоротно сместившему мою жизненную ось в сторону музыки

Моим любимым учителям: Наталье Николаевне Агафоновой и Виктору Александровичу Смирнову – за обретение себя в жизни, чувственный опыт и пожизненную печаль об ушедших

Светлане Голубевой – за вдохновение и недосягаемость

Диане Арбениной – за слоника

Авторам и соавторам песен – за их созвучность моим переживаниям

Моему «Оркестру» – за профессионализм и понимание

Тем другим, кто живет в моем сердце до сих пор…

И, конечно, моим поклонникам! – за то, что заставили меня поверить в себя

 

Как, зачем и для кого

 

Все началось в 1985 году. Будучи обычным подростком, я, как и многие в этом возрасте, стала предпринимать попытки осмыслить происходящее вокруг, общаться с миром, понять его и привнести что‑то от себя. Так появились первые песни и стихи, а потом и небольшой «самиздатовский» сборник. В нем было два эпиграфа. Первый: «Это просто форма общения». Второй – из Ричарда Баха: «Если мы связаны духовно, мы обязательно должны встретиться. Родственные души рождаются для того, чтобы прожить жизнь вместе». К этим душам, душам любимых и близких, я обращаюсь и сейчас, спустя почти двадцать лет. В книге, которую вы держите в руках, – мои «очарования», мои симпатии, всплески и рефлексии.

Эта книга не претендует на литературную и, уж тем более, какую‑либо культурную ценность. Именно поэтому она называется «Тетрадь слов». Это своеобразная чувственно‑эмоциональная автобиография, издержки и прелести пуританского воспитания.

 

«Тетрадь слов» никогда не появилась бы на свет, если бы не люди, которые меня окружают. Они с любовью и каким‑то вечно недостающим мне материнским терпением и теплом относятся к тому, что делает «Сурганова и Оркестр». Именно их поддержка воодушевляет меня и помогает двигаться дальше. «Тетрадь слов» выходит благодаря и ради моей публики. Спасибо вам за жизнь!

 

/Светлана Сурганова/

 

От друзей

 

Книга полна нежности и воздуха. Это книга‑анамнез: Света буквально просвечивает через нее. На этих страницах – все те «неизлечимые» люди, которые живут в ней. Это непросто – вынуть из своего прошлого личные, внутренние «бриллианты» и выставить их на всеобщее обозрение, ведь кому‑то они могут показаться дешевыми стекляшками. Но Света рискнула, и это достойно уважения.

/Настя Бадестова, филолог/

 

Песни, стихи, верлибры – все творения Светы – это она сама. Противоречия между автором и лирическим героем нет. Все честно, все – правда.

/Петр Малаховский, музыкант/

 

Для поклонников «Сургановой и Оркестра» эта книга – открытие. Здесь масса нового, ранее никому не известного. Света – человек, который способен удивить очень многих, в том числе и меня. Она припрятывала, хранила это годами и наконец решила поделиться. Издание «Тетради слов» – это шаг навстречу, жест доверия и примирения с миром. Ее стихи и верлибры кратки и емки, запоминаются навсегда. Они документальны – своеобразные вещдоки, свидетели событий, происходивших в ее жизни.

/Кира Левина, поэт/

 

Выход этой книги – огромное событие для меня, близких и родных Светланы, тех, кто любит и уважает ее творчество, кому оно помогает обрести себя и найти свою дорогу в жизни. Бесконечно восхищает умение Светика делиться с людьми Светом, пробуждать позитив, укреплять силу духа и благородство души. Уверена, «Тетрадь слов» многим подарит прекрасные моменты соприкосновения с настоящим, наполнит смыслом чувства, мысли и поступки, поможет расправить крылья.

/Марина Чен, поэт/

 

Предисловие

 

Свете Сургановой не надо решать задачу, как захватить внимание читателя, как убедить его купить эту книгу. Уже много лет почитатели ее таланта по доброй воле и с превеликим удовольствием ходят на ее концерты, читают ее интервью, чтобы найти ответы на жизненно важные вопросы: как относиться к себе, людям и жизни. Всем и всегда нужны идеи, на основе которых можно строить собственную модель мира, в которой и жить.

 

Но в истории с этой книгой есть и нечто иное. Тот, кто открыл ее, хочет узнать о Свете Сургановой еще больше, как можно больше, хочет догадаться, читая между строк, о ее тайне и о ее скрытностях. Автор не обманет ваших надежд на искренность.

 

Жизнь Светы Сургановой – как эксперимент по самовоспламенению: творчество рождается из уничтожающего огня. Факты ее биографии собраны в классический миф: страдающий художник лепит некую глубочайшую красоту из мук своих и гения. Но дело в том, что Света Сурганова давно уже может позволить себе выйти из стандартов и задать свою личную трактовку себя, не опираясь на классические мифы. Она – и возмутитель спокойствия, и паяц, и гадкая девочка, которая опрокидывает застойную замшелость своей дерзостью, – пьет все, что горит, проказничает, гоняется за юбками, плачет, смеется, пьет чай с лимоном, ведет дневник, фотографирует шкурку мандарина, читает перед сном и засыпает калачиком. Она хранит дорогих ей людей в смс и электронной почте, убегает от прошлого и живет в нем. И только отмеченным ее любовью дарит право узнать ее в ее личном пространстве.

 

В этой книге Сурганова разрешает себе не только любить читателя, но и доверять ему. Эта книга есть «точка расширения» в узнавании Светы. Читайте главы с привязкой к системе ЕЕ координат и находите ответы на ВАШИ личные вопросы.

 

С этих страниц Света Сурганова позволит вам познакомиться с теми официально признанными гениями, которые сформировали ее характер, ее базовую личность. Она, не боясь ранений, покажет вам свои болевые точки души. Через стихи, не положенные на музыку, она рискнет перейти в категорию «исповедальников». Будет вам и обнаженность, и слово, застывшее в ожидании, и пассажи, и менуэты, и милая улыбающаяся девочка…

 

Ждешь, читатель? Ну, не буду более мешать вашим объятиям.

 

/Светлана Иванникова, актриса/

 

Песенные тексты

 

В раздел вошли тексты песен, которые исполняет коллектив «Сурганова и Оркестр». Это и совсем ранние произведения, и довольно свежие. Не все, но большинство[1]. В основном это тексты моего собственного сочинения, но есть и чужие, которые когда‑то нашли отклик в моей душе. Впрочем, иногда я даже забываю о том, что их написала не я – настолько они мои и обо мне.

 

Мои песни делают меня счастливой: рождение каждой из них – как появление на свет долгожданного ребенка. Только сроки другие. Бывает, песни вынашиваются годами. Взять хотя бы «Неужели не я» на стихи Иосифа Бродского: с момента возникновения мелодической идеи до последнего аранжировочного штриха прошло почти 10 лет. Почему так много? Наверное, слишком ответственно отношусь к «плевкам в вечность».

 

Меня часто спрашивают: в каком стиле вы играете? У меня нет ответа на этот вопрос. И, мне кажется, это наш главный плюс – то, что мы ни на кого не похожи. Если кому‑то так нужно определение, пусть оно звучит так – «красивая музыка». Или так – «самобытное музыкально‑поэтическое явление, сдобренное драйвом и живыми эмоциями». На самом деле все это не важно. Важно то, что эта музыка, судя по письмам от поклонников, помогает людям жить. Это оправдывает меня и то, что я делаю.

 

В своем творчестве я, как и многие, пытаюсь решить для себя фундаментальные вопросы бытия. Я рассуждаю, пою, кричу об этом. Получается жгучая смесь депрессий и катарсисов. Когда музыка вызывает слезы, когда перехватывает дыхание, когда сердце начинает стучать в бешеном ритме – это значит, что жизнь меняется к лучшему. Все говорит за то, что ты по‑настоящему жив! По‑моему, как раз в этом и заключается основная задача любого творчества – волновать человеческие души.

 

/Светлана Сурганова/

 

Дождик

(Текст – С. Сурганова)

 

 

У нас опять ненастная погода,

и дождик моросит уже с утра.

Он капает, и каждая дождинка

на сердце остается у меня.

 

Ах, как хотелось бы на время

мне этот дождик прекратить,

тучки серые развеять,

чтоб стало небо голубым.

 

А дождик – кап, кап, кап,

кап, кап, кап –

капает свои слезинки.

Кап, кап, кап,

кап, кап, кап –

не прожить нам без грустинки.

 

Для нас опять размыты все дороги,

разлуки нам с тобой не миновать.

Как плохо, что так долго плачет дождик;

так грустно мне и некому сказать.

 

А жизнь – такая это штука:

то солнышко, то пасмурно и дождь,

ссоры, встречи, расставания,

грусть, надежда и любовь.

 

А дождик кап, кап, кап…

 

Июнь 1984

 

* * *

 

Мне было 14, ему 41. Его имя – Виктор Александрович Смирнов. Смешной, дико талантливый, сложный, интересный человек. Я влюбилась. Это было одно из первых моих очарований мужчинами. Сильнейшее, и одно из немногих. Он работал тренером по настольному теннису в ЦПКиО. Я занималась в его группе и ловила каждую минуту, проведенную рядом с ним. Когда случался дождик, занятия отменяли. Я переживала, печалилась, злилась и как‑то – в порыве – написала эту песенку.

О дожде‑разлучнике.

 

Ты нужна мне

(Текст – В. Смирнов)

 

 

Ты нужна мне, как небу звезда,

как растению влага земная.

Мне с тобой никакая беда не страшна –

это твердо я знаю.

Молодая весна – это ты,

голоса ранних птиц на рассвете

и большие земные цветы – это ты

на прекрасной планете.

 

Твое сердце как солнце горит,

а глаза темной ночи чернее,

и ни с кем мне тебя не сравнить,

в целом мире не сыщешь милее.

 

Злая ночь, ни метель, ни пурга

не закроют твой образ высокий,

ни вершин голубые снега,

и ни речек прохладных истоки.

 

Ты возьми мое сердце, возьми!

Положи на ладони, послушай.

Целый день ты стоишь предо мной

и тревожишь туманную душу.

 

Если ж в сердце твоем другой, а не я –

я пройду через это ненастье.

Даже если не любишь меня,

все равно пожелаю вам счастья.

 

09.07.1984

 

* * *

 

Когда непогода нам с В. А. С. не мешала, я всеми правдами и неправдами пыталась продлить момент нашего общения. После занятий провожала его чуть ли не до двери. Один раз, по дороге домой, в трамвае, я набралась смелости и сообщила ему, что хочу написать песню на его стихи (я знала, что он сочиняет). И он, прямо в моей тетради, своей рукой записал этот самый текст – «Ты нужна мне». Конечно, в моей голове тут же разыгрались фантазии: мне казалось, что это намек, что текст адресован мне, что нужна ему именно я… О, наивность!

 

Двадцать два часа разлуки

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Двадцать два часа разлуки –

для меня года.

И уносят электрички

нас по разным городам.

Ухожу, чтоб вновь вернуться,

боль потери превозмочь.

Ухожу, но с каждым шагом

я к тебе спешу сквозь ночь.

 

Вечная дорога, робкая слеза

нас с тобой связали навсегда.

Милая, вы – фея; барыня Судьба,

что‑то нынче добрая, не как всегда.

 

Только б так идти нам рядом,

хлеб, печаль делить на пару,

все, что было и что будет,

подарю я тебе.

Но мне порой бывает странно,

что жизнь проходит безоглядно,

что след оставить так непросто

на земле и в душе.

 

Год за годом мчусь я в спешке

за своей мечтой.

Все хочу успеть на поезд,

что давным‑давно ушел.

Что прошло, то не воротишь,

что придет – не миновать.

Только жизни параллели

мне повторят все опять:

 

вечную дорогу, робкую слезу,

боль, печаль, разлуку и мечту,

дней моих весенних славный перезвон,

песню колыбельную прибрежных волн.

 

Только б так идти нам рядом…

 

1985

(Альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

* * *

 

Песня обращена к О. И. Она носила шляпу и кожаные штаны и, по ее же словам, владела приемами карате. Так что, гуляя с ней по ночному городу, я чувствовала себя в полной безопасности…

Такая девушка не могла меня не очаровать – да так, что разлука с ней, даже в 22 часа, всякий раз становилась для меня крайне серьезным испытанием.

 

Предвоенный вальс

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Кружатся, кружатся белые чайки

над зеркальной водой.

Мы с тобой танцуем вальс,

прощальный школьный вальс.

Мы с тобой танцуем вальс –

предвоенный вальс.

 

И те мальчишки и девчонки,

что в бой тогда ушли,

а то, чтоб мы сейчас с тобою

танцевать могли.

 

Мы помним вас! Прощальный вальс

мы бережно храним.

Мы помним юность и любовь

солдат сороковых.

 

И слышим эхо той войны

в звуках метронома,

в тихом плаче матерей,

в шуме ветра в поле.

 

И может, лет так через сто

мы будем вспоминать,

как шли бои, как пал солдат,

и тот прощальный вальс.

 

Февраль 1985

 

* * *

 

«Предвоенный вальс» написан в школьные годы, для вечера в честь Дня Победы. Несмотря на то что имела место некая «установка», все – искренне. Тема войны волновала меня с самого детства.

Не книжные персонажи, а реальные люди – сильные, мужественные, благородные. Я восхищаюсь ими.

И все время задаю себе вопрос: оказавшись на их месте, смогла бы я прожить это время так же достойно, не потеряв рассудок, работать, а не грабить, жить, а не убивать?

Просто оставаться Человеком…

 

Музыка

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Если спросите меня,

кого люблю на свете я,

я отвечу без задержки, не тая,

что на свете для меня

есть одна любовь – мечта,

это – музыка.

 

Музыка, музыка,

ты вечна, как Млечный Путь,

моя музыка.

Ты в сердце живи,

за собою зови,

любимая музыка!

 

Сестер и братьев созови

на бой священный, бой любви.

Когда бы враз забыли люди смерть и зло…

Ты только в этом помоги,

вражду и ненависть сотри,

в людских сердцах посей надежду и добро.

 

Музыка, музыка…

 

Когда в душе таится мрак

и сердце жмут мне боль и страх,

когда на том же берегу и друг, и враг,

я упаду опять туда,

где море чувств, любви, добра,

и жизнь свою я песне вверю навсегда.

 

Музыка, музыка…

 

1985

(альбом «КРУГОСВЕТКА»)

 

* * *

 

«Есть одна любовь – мечта, это – музыка…» Так и получилось. Правда, «одна» – не значит единственная. Скорее, одна из…

 

Разговор

(Текст – С. Сурганова)

 

 

– А что, на дворе еще весна?

– Да нет, – сказал он, – осень

сонаты пишет из дождя,

все о тебе хлопочет.

Теперь старушке не до сна –

твой каждый миг пророчит,

торопит день, за ним года –

все о тебе хлопочет…

 

– А что друзья, они верны?

– Верны. Покуда живы

в делах твоих, в мечтах твоих –

печалям нет причины.

А ты живи, не жди наград –

там всем за все воздастся.

А кто был прав, а кто не прав –

не будем разбираться.

 

– А все ли здесь разрешено,

и решено ли вовсе?

– Живем, как встарь, чужим умом:

не «до», скорей, а «после».

Нам главное, чтобы рассказ

не вызывал в нас скуки.

Ни черт, ни Бог нам не указ,

и нет для нас науки.

 

– Опять ты хмур, опять ты зол!

Видать, дождей напасти

играют пагубную роль

в моей судьбе‑злосчастии.

– Обиды, ссоры, сплетен рой –

не в том твое спасенье!

Ты был,

ты есть

и будешь мой

без лишних рассуждений!

 

1985

 

* * *

 

И снова все о нем… Несмотря на силу моих к нему чувств, реального воплощения они так и не получили.

Что, вероятно, к лучшему.

 

А дочь моя

(Текст – В. Смирнов)

 

 

А дочь моя боится темноты.

Я сам ее боюсь, давно уж взрослый.

Зато люблю я утренние росы

и тихие вечерние часы,

и тихие вечерние часы.

 

О, солнечные светлые пути…

И все‑таки порою темень ближе.

Я свет включу и ничего не вижу,

а выключу – Вселенная, свети!

А выключу – Вселенная, свети!

 

Как звезды ярко тайною горят,

как сумрак неба грозен и серьезен.

Как сумасшедший по вершинам сосен,

иду туда, куда глаза глядят,

иду туда, куда глаза глядят.

 

А дочь моя боится темноты.

Я сам ее боюсь, давно уж взрослый.

Зато люблю я утренние росы

и тихие вечерние часы,

и тихие вечерние часы.

 

Август 1986

(альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

Про все, что прожито

(Текст – С. Сурганова)

 

 

А что‑то прожито, и что‑то понято

и мне доказано рассудку вопреки.

А что забудется, ведь то не сбудется;

и мне пора уже итог свой подвести,

и мне пора уже итог свой подвести.

 

А все, что прожито, – не запорошено,

и все свежо и ново, будто в первый раз.

Да только годы, годы, годы, годы, годы,

годы вдаль торопятся,

словно кони на дистанции

к заветной финишной черте уносятся.

Да только годы, годы, годы, годы, годы,

годы вдаль торопятся,

словно кони на дистанции

к заветной финишной черте уносятся.

 

А что же прожито, а что же понято?

Какие истины открыла для себя?

А правил – тысячи, а истин – множество,

и все же исповедь – вот первая звезда.

И все же исповедь – вот первая звезда.

 

Про все, что прожито, и все, что понято,

хочу от многих я услышать тот рассказ.

Да только люди, люди, люди, люди,

люди недоверчивы,

словно птицу позовешь, та прилетит

и снова вмиг отвертится.

Да только люди, люди, люди, люди,

люди недоверчивы,

словно птицу позовешь, та прилетит

и снова вмиг отвертится.

 

Ведь что‑то прожито, ведь что‑то понято.

Теперь смогу вас от ошибок уберечь.

Всех вас, кто в памяти да с незапамятных –

всех вас обнять хочу и сердца не жалеть.

Всех вас обнять хочу и сердца не жалеть.

 

Про все, что прожито, и все, что понято,

хочу я в песнях и стихах вам рассказать.

Да только рифмы, рифмы, рифмы, рифмы,

рифмы все не клеятся,

как и жизнь – не все поэзия,

и прозе место уступать случается.

Да только рифмы, рифмы, рифмы, рифмы,

рифмы все не клеятся,

как и жизнь – не все поэзия,

и прозе место уступать случается.

 

26.07.1986

 

* * *

 

Меня всегда раздражало, когда люди фальшивят. Во мне была и есть до сих пор жажда искреннего, задушевного, доверительного, и я призываю к этому всех вокруг…

 

Время

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Время,

о тебе я вновь пою

песню, что с весны в душе храню.

Нет, нет,

не про осенний дождь и тьму –

про вечную молодость,

верность безмерную,

про светлую радость

друзей бескорыстных,

про землю свою.

 

Время –

ты ценитель всех миров,

смотришь в нас

с высоты седых веков.

Нет,

не попрошу покоя я.

Придай мне только силы,

чтоб в век вступить счастливый,

не дай угаснуть сердцу без огня.

 

Семь нот –

уж не так это мало –

мы напишем еще «Кампанеллы».

Сотни строф

ждут великих талантов,

будет падать звезда для поэтов.

 

Закружись, молодая планета,

в вихре бодрого доброго танца,

подхвати эту песню и с нами п

ой про мирное небо и счастье!

 

Жизнь,

ты, как вешняя вода,–

мчишься

от истоков в никуда.

В миг, в час,

когда я в мир уйду иной,

хочу оставить землю,

друзьям – цветы и песни,

врагам – все то,

что понял о былом.

 

20.03.1986

(альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

* * *

 

В середине 80‑х комсомол был еще силен, и я, учась на первом курсе мединститута, активно принимала в этом «движении» участие.

Отсюда тот патриотический пафос, которым наполнена песня «Время».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: